Найти в Дзене
Old school dude

The Beatles с любовью

Создано немалое число ремиксов разных музыкальных композиций лучшей группы всех времен и народов, а также бесчисленное количество каверов, исполненных порой самыми неожиданными музыкантами вплоть до симфонических оркестров и классических оперных певцов. Некоторые неожиданно интересны, другие спорны и противоречивы. Но ни одна попытка переосмыслить и по иному новому взглянуть на эпохальное наследие знаменитой четверки не вызывала такой бурной реакции в пестром сообществе битломанов, как альбом "Love" ремикшированной музыки The Beatles, выпущенный в ноябре 2006 года. Восторги и негодования разделили сообщество почитателей творчества Битлов на две неравные противостоящие группировки, и только любовь к музыке и к самим музыкантам не позволила дойти до активных фаз противостояния.

Обложка альбома The Beatles "Love". Фото из открытых источников
Обложка альбома The Beatles "Love". Фото из открытых источников

Замечу сразу, что я не принадлежу к числу адептов, считающих, что любая манипуляция с любимой музыкой кощунственна сама по себе и подлежит всяческому остракизму. Если это сделано с чувством вкуса, талантливо и остроумно, то я только приветствую такие попытки нового прочтения известных всем композиций и расцениваю их как акты выражения любви к ним. Я был очарован фильмом Джулии Тэймор "Across the Universe" (Через Вселенную), в полотно которого органично вплетены цитаты из The Beatles — от песен, отдельных строф — до имен героев, эпизодов, сюжетных линий и других аллюзий. Поэтому и появление альбома "Love" в свое время я тоже встретил с радостным трепетом. Тем более, что его компиляцию и продюсирование осуществили непосредственно сам пятый битл Джордж Мартин и его сын Джайлс Мартин, который тоже не последний человек в мире звукозаписи.

Никто, кроме Джорджа Мартина, не знает так досконально каждый штрих, каждый семпл, каждый рисунок всех до единой композиций "The Beatles". И он же, но уже вместе с сыном придумал как можно освежить классику. Причем это было сделано с согласия и благословения Пола Маккартни, Ринго Старра, Йоко Оно и Оливии Харрисон. Все треки были скомпилированны и смикшированны без добавления каких-либо "новых" звуков, и только из записей, сделанных самими музыкантами The Beatles в годы существования самого коллектива. Само собой, использовались и демо-версии, не вошедшие в оригинальные релизы.

Собственно, сама идея появления такого альбома родилась еще когда был жив Джордж Харрисон. Он водил дружбу с Ги Лалиберте, основателем знаменитой труппы "Cirque du Soleil". Как-то вместе они придумали, что неплохо было бы к одной из постановок цирка составить саундтрек из музыки The Beatles с новым звучанием. После смерти Джорджа Ги Лалиберте обратился к Джорджу Мартину, которого настолько увлекла эта идея, что тот решил привлечь к работе еще и своего сына Джайлса. К слову, это оказалось последней работой Джорджа.

Поскольку музыкальный материал предназначался для циркового представления, была допустима любая эквилибристика с треками, музыкальными дорожками и самые неожиданные фокусы с миксами. Конечно, делать что-то новое с самым популярным песенным каталогом: тасовать и сочетать разные песни, смешивать все это в эпическую сюиту — потенциально захватывающая идея. Но это все же немного похоже на манипуляцию с нашим коллективным сознанием. То, что сделали Мартины, сейчас чаще называют модным выражением "mash-up", хотя подошло бы и старое словечко "попурри". Приемы использовались самые разнообразные: из песен изымались те или иные куски и вставлялись в другие песни, какие-то номера перемикшировывались, где-то несколько вещей смешивались в одну, в каких-то местах убирались или добавлялись партии различных инструментов из других песен.

Три года плотной и кропотливой работы не прошли даром. Премьерное шоу "Солнечного цирка" под названием "Love", состоявшееся в июне 2006 года на открытии театра "Мираж" в Лас-Вегасе, породило самые благожелательные отклики и рецензии. После чего волне естественно было сделать следующий шаг — выпустить альбом с этой музыкой. Маккартни и Старр, оставшиеся в живых участники The Beatles, весьма позитивно откликнулись на этот альбом. Маккартни отметил: "...что он снова собрал The Beatles вместе, потому что вдруг Джон и Джордж оказались вместе со мной и Ринго". Старр выразил признательность Джорджу и Джайлзу Мартинам за их работу и сказал по этому поводу: "Альбом очень мощен для меня; я даже услышал то, что я забыл что мы это записывали". Подводя итоги совместной с отцом работы Джайлс Мартин резюмировал: "То, что люди услышат в этом альбоме — это новый опыт и возможность заново пережить весь период музыкальной жизни The Beatles за очень сжатое время".

Надпись на стикере обложки альбома, гласит: "The Beatles as you’ve never heard them before…" — "Битлз", какими вы никогда их ранее не слышали…"

Итак, слушаем.

Открывает альбом "Because" без инструментального аккомпанемента "а капелла". Кстати, сам термин "а капелла" связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. И, когда слышишь эту версию "Because", то сразу вспоминаешь об этом, потому что она звучит божественно - торжественно и величаво. Трехчастная потрясающая вокальная гармония в исполнении Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона с наложением три раза так, что в результате получилось девять голосов. Хор ангелов. Эффект дополняет добавление щебетания птиц из классической версии "Across the Universe".

Когда-то Джон Леннон отзывался об аранжировке этой песни, как об "ужасной", интересно что бы он сейчас заявил? В конце вставлен финальный фортепианный аккорд из песни "A Day in the Life" в тональности Ля-мажор, плавно переходящий в начальный аккорд следующей ремикшированной песни "Get Back".

Которая начинается аккордом из "Hard Day’s Night" и барабанными отбивками и гитарными дорожками из "The End" с подмешиванием перкуссии из песни "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (Reprise)", а заканчивается все оркестровой какофонией из "A Day In The Life".

"Get Back" как бы задает алгоритм микширования, и ты уже вроде начинаешь понимать логику создания новых образов песен. Но следующий далее "Glass Onion" рушит все хрупкие логические построения. Новая версия короче оригинала, и содержит фальцет Маккартни из "Hello, Goodbye", гитару из "Things We Said Today", медные секции из "Magical Mystery Tour" и "Penny Lane" и элементы "Only a Northern Song".

"Eleanor Rigby" звучит классически, хотя и начинается с квартетного проигрыша, но потом в конце переходит в гитарную партию Джона в "Julia". Причем этот переход содержит элементы от "A Day In The Life" и "Strawberry Fields Forever", а также звуковые эффекты из "Revolution 9". Впрочем, последняя как энциклопедия различных звуков так и просилась во всевозможные миксы.

"I am the Walrus", как образец классики психоделии, изначально была нашпигована всевозможными звуковыми эффектами, поэтому добавлять что-либо нового вроде не было необходимости. Но новая версия звучит более "плотно" и в то же время с более глубоким звуком, чем оригинал. В тексте же, как говаривал Джон, им была сделана попыткой ввести в заблуждение критиков и поклонников путем соединения в одной композиции совершенно разных, оторванных от реальности образов.

В конце смикшировали звуки толпы с живого выступления Битлов в "Hollywood Bowl", для перехода в следующий трек "I Want to Hold Your Hand". Он интересен тем, что Мартин перемешал студийную версию сингла с концертной записью из "Hollywood Bowl".

"Drive My Car"/" The Word"/" What You're Doing". Блестящий пример поппури: фрагменты двух песен из "Rubber Soul" и трека с "Beatles For Sale" настолько хорошо подошли друг к другу, что человек, не знакомый с оригиналами, попросту решит, что это одна песня. Кто же знал, что минусовка "Drive My Car" идеально подходит и для "The Word" и "What You're Doing".

Далее идет а-капельный "Gnik Nus". По началу не понимаешь что же это, но потом наконец доходит, что это не что иное, как "Sun King" из альбома "Abbey Road", лишившийся музыкального сопровождения и запущенный в обратную сторону — задом наперед. Возможно, идея сделать такую неожиданную версию "Sun King" к Мартинам пришла после того, как они уже сделали а-капельную "Because". А, как известно, Джон Леннон написал последнюю в тот день, когда услышал бетховенскую "Лунную сонату" в исполнении Йоко Оно на фортепиано, и после чего он попросил ее сыграть эти аккорды в обратном порядке. Версия. Но получилось в итоге впечатляюще.

"Something" - возможно, лучшая вещь Харрисона, и удивительно как органично она переходит мелотронным вступлением в "Blue Jay Way" из "Magical Mystery Tour", лично мною очень любимую. В трек добавлены вокальные элементы из "Nowhere Man" и смех из "Hey Bulldog".

Песня "Being for the Benefit of Mr. Kite", описывающие цирковые номера, очень подходит для выступления каких-нибудь эквилибристов или акробатов, поэтому и не могла не появиться в шоу "Cirque du Soleil". А вплетенные сюда инструментальные фрагменты из "I Want You (She's So Heavy)" плюс элементы из "Helter Skelter" звучат так органично, как будто они созданы именно для этого проекта. Этот трек также включает звуки лошадей из "Good Morning, Good Morning", фисгармонию и другие элементы из "Cry Baby Cry" и хохот из "Piggies".

Трек "Help!" из одноименного альбома представлен в оригинальном виде. А вот далее идет комбинация из гитарного вступления и проигрыша из популярной "Blackbird", плавно переходящего в самую исполняемую песню "Yesterday". Возможно, этот переход был бы воспринят более органично, если бы песни были чуть менее известны.

Каноническую песню Маккартни "Yesterday", которая размерностью 4/4, предваряет его гитарное вступление из акустической композиции "Blackbird", прыгающее с 3/4 и 2/4 на 4/4. Напомнили, пора и честь знать.

"Strawberry Filds Forever". В рецензии на альбом указано, что эта версия начинается с акустической демо-записи первого варианта песни, сделанной Джоном Ленноном. В трек также включена оркестровая секция из песни "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", фортепианное соло из песни "In My Life", духовые из песни "Penny Lane", аранжировки для виолончелей и клавесина из песни "Piggies" и кода из песни "Hello, Goodbye". Все замечательно "ложится на слух". Как итог, на мой взгляд, получился лучший трек альбома.

"Within You Without You"/"Tomorrow Never Knows". В этом треке были скомбинированы вокал Харрисона и индийский инструмент дильруба из песни "Within You Without You" с басом и барабанами Ринго Старра из песни "Tomorrow Never Knows". Психоделическая палитра композиции обогатилась новыми красками, но потеряла яркое вступление в индийском духе.

"Lucy In The Sky With Diamonds" звучит практически оригинально, только временами подмешаны ударные из "Being for the Benefit of Mr. Kite!" и клавиолин из "Baby, You're a Rich Man". Заканчивается же трек симфонической вставкой из "Good Night" с Белого Альбома, подводящая к следующему номеру.

"Octopus's Garden" еще один очень интересный ремикс. Сначала в замедленном темпе звучит на фоне симфонического сопровождения из того же "Good Night", далее набирает обороты классический вариант. При этом, на заднем плане слышны звуковые эффекты и вокальные элементы из песен "Yellow Submarine", "Lovely Rita" и "Helter Skelter". А для перехода в следующий трек использован фрагмент из уже упоминавшейся "Sun King".

"Lady Madonna" звучит почти оригинально, если не считать вступления на перкуссии из песни "Why Don't We Do It in the Road?", гитарного риффа из песни "Hey Bulldog", гитарного соло Эрика Клэптона из песни "While My Guitar Gently Weeps" и соло на органе Билли Престона из песни "I Want You (She's So Heavy)".

"Here Comes The Sun"/"The Inner Light" еще один комбик, когда классическая Харрисоновская песня из альбома "Abbey Road" неожиданно завершается фрагментом из сингла "The Inner Light". При этом в трек включены бэк-вокальные партии из "Oh! Darling" и партия бас-гитары из песни "I Want You (She’s So Heavy)". Мартины не перестают удивлять.

Следующий трек - своеобразная комбинация, вобравшая в себя "Come Together", "Dear Predunce" и "Cry Baby Cry". При этом основной акцент на первой песне, из "Dear Predunce" взят проигрыш, а из "Cry Baby Cry" завершающий фрагмент.

"Revolution" как известно существует в нескольких версиях: первая появилась на B-side сингла "Hey Jude", а вторая более медленная "Revolution 1" представлена на "Белом альбоме". Здесь мы слышим первую энергичную версию, кажется, без изменений. Только гитара звучит как-то протяжнее.

Песня "Back In The USSR" с "Белого альбома" в представленной здесь версии потеряла несколько секунд шумовых эффектов, имитирующих звук самолета. Может Мартины посчитали, что для циркового шоу это излишне.

Любимая мной "While My Guitar Gently Weeps" Джорджа Харрисона звучит пронзительно лирично даже без электрогитар и ударных. За основу была взята ранняя акустическая демо-версия записи, представленная позже на альбоме "Anthology 3", на которую был наложен новый оркестровый аккомпанемент. Эта версия гораздо ближе к английской фолк-традиции, нежели к блюзу.

"A Day In The Life" - одно из лучших, если не лучшее, творение группы представлено без изменений, также, как и в "Sgt Pepper". Что не удивительно, учитывая сколько усилий и времени было потрачено тогда на запись этого шедевра на все времена. Джайлзу Мартину хватило ума и такта, чтобы случайно "не пририсовать тату Джоконде".

Еще одна знаковая нетленка, " Hey Jude", звучит также почти в неизменном виде. Только нет пары куплетов и кода короче, и еще в ней же чередуются такты с оркестром из 36 инструментов и без оркестра.

А вот из титульного трека "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (Reprise)" осталась только финальная часть (реприза).

Завершать трек-лист должна была Ленноновская "All You Need Is Love" с символичным названием, как бы объясняющим название всего шоу, а стало быть и альбома. Трек в основном неизменен до окончания, позже идет небольшой звуковой коллаж, который содержит вокал из "Baby, You're a Rich Man", "Rain" и "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" и гитарный рифф из "Ticket to Ride", а также элементы из "Let It Be". Заканчивается все оркестровкой из все той же "Good Night".

Бонусом идет еще пара треков. Первым "The Fool On The Hil". В этот трек включены ситар из "Sea of Holes" (одного из инструментальных номеров, написанных Джорджем Мартином для мультфильма "Yellow Submarine", представленном на второй стороне альбома "Yellow Submarine"), партия фортепиано из песни "Dear Prudence", а также вокальные партии и духовые из песни "Mother Nature's Son".

В другой бонусный трек "Girl" добавлены ситар из песни "Within You Without You", гитара из песни "And I Love Her" и барабаны из песни "Being for the Benefit of Mr. Kite!". И разве это сделало любимую многими песню хуже?

Издание альбома включает в себя два диска: стандартный Audio CD и DVD-Audio (5.1). Диски упакованы в диджипак, который дополнительно вложен в картонную суперобложку. В кармашек диджипака вложен 28-страничный буклет со вступительным словом Джорджа и Джайлза Мартина и фотоработами к шоу. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что Мартин распределил музыку "The Beatles" на многоканальный звук DVD-Audio (5.1). Хотя послушать их в таком формате смогут только обладатели соответствующей аппаратуры. Но это того стоит. Запись приобретает желаемый объем, но не становится неестественной, как часто бывает с ремастированными в шестиканальную схему моно и стереозаписями.

Картинка взята из открытых источников gifok.net
Картинка взята из открытых источников gifok.net

Краткое резюме альбома. Узнали ли мы что-то нового о ливерпульской четверке? Откуда взяться новому, ведь это же антология, включающая новые неизвестные сессии музыкантов. Да, и такого материала уже не осталось в природе. Несмотря на некоторые перестановки, изменения, дополнения и объединения композиций, нового взгляда на творчество "The Beatles" не получилось, но радость от прослушивания материала это не умаляет. Конечно, особый кайф получат те, кто знают битловские вещи наизусть, особенно, если слушать на хорошей аппаратуре со звуком 5.1. Если вы конечно не правоверный ортодокс - Битломан, отрицающий любую попытку взглянуть на творчество Битлов по-иному. Ну, а молодым, тем, кто снисходительно относился к такому "нафталину", может в такой упаковке "зайдет" эта вечная Музыка с большой буквы. Тем более, что сейчас пока еще "на хайпе" фильм Дэнни Бойла "Yesterday". И я бы с удовольствием посетил шоу "Cirque du Soleil The Beatles LOVE".

Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.