Геракл и кони-людоеды. Бодрствование духа. Трезвение и Бодхичитта

Национальный археологический музей, Афины. Фото автора
Национальный археологический музей, Афины. Фото автора

Восьмой подвиг Геракла связан, как считается, с усмирением коней Диомеда, царя Фракии. Символ этот многослоен, и два варианта его истолкования, повествующие о Тайнах Мистерий, и об истории времён борьбы Пятой расы с Атлантами, видны довольно ясно.

История повествует о том, что у царя Фракии Диомеда было четыре прекрасных и мощных коня, которых звали Подаргос ("Быстрый"), Лампон ("Сияющий"), Ксантос ("Жёлтый") и Деймос ("Ужасный"). Эти огнедышащие кони (точнее, кобылицы) имели бронзовые челюсти, были привязаны железными цепями к бронзовым (или медным) кормушкам и питались человеческой плотью. Диомед кормил их людьми, отдавая на съедение ничего не подозревавших чужеземцев, приезжавших к нему.

(Современные учёные считают, что речь в этой легенде идёт не о царе, а о божестве по имени Диомед, которому поклонялись в большой древности во Фракии, Греции и Италии, и, возможно, приносили человеческие жертвы. Известно также, что другие древние герои, носившие имя Диомед, считались "укротителями коней". Древнее божество Фракии изображалось в виде всадника).

Геракл получил приказ от царя Микен Еврисфея привести лошадей Диомеда. Этот подвиг был очень трудным; зная, что лошади имели огромный размер и непомерную мощь, а также предвидя трудности со стороны владельца лошадей и его многочисленного народа (называвшегося "бистоны"), Геракл взял с собой нескольких помощников.

Захватив лошадей, Геракл погнал их к морю; но Диомед с огромным войском погнался за ним. Поручив лошадей своему помощнику по имени Абдер, Геракл сдерживал натиск Диомеда; потеряв часть спутников и видя, что победить войско не удастся, прибег к необычному "приёму".

Город Диомеда находился в низине, и Геракл прорыл канал из моря; вода хлынула в город и затопила его, образовав озеро. Войско бежало, а Геракл захватил Диомеда в плен, но вернувшись, обнаружил, что Абдер, который должен был сторожить лошадей, растерзан ими.

В печали по погибшему, Геракл основал город, назвав его Абдеры, а Диомеда, творившего беззакония, скормил его собственным лошадям. Съев Диомеда, лошади успокоились, и были доставлены в Микены.

Еврисфей не знал, что с ними делать и, согласно двум вариантам легенды, либо отпустил их бродить по Арголиде, либо посвятил Зевсу (или Гере), но Божество отказалось принять такой дар, и страшные лошади, пригнанные на склоны горы Олимп, были растерзаны дикими зверями – волками, львами и медведями, посланными Зевсом.

Вариант истолкования, приоткрывающий нам некоторые подробности Мистерий Посвящения, показывает посвящаемого – Геракла, вступающего в борьбу с собственными страстями (их символизируют лошади), подкреплёнными многочисленными их "помощниками" из Тонкого Мира (войско народа бистонов).

Согласно легенде, Геракл захватывал лошадей (т.е. проходил испытание Посвящения) ночью, и одолел этих мощных противников, огромных и огнедышащих, как те самые быки, которых некогда запряг во время своего посвящения Ясон в Колхиде. Геракл должен был бодрствовать, ему нельзя было заснуть, иначе он бы погиб – посвящаемому необходимо бодрствовать духом.

Тяжёлая, сложная и опасная борьба с множеством тёмных энергий требует радикального решения, такого, которое Геракл применил для "расчистки Авгиевых конюшен", смывая мощным потоком духовных энергий низшие накопления души.

"Прорыв канал" из моря Духа, Геракл (высшая душа, Индивидуальность) занял место города (т.е. земной личности, человека) "водой" – духовными энергиями, и город стал недоступен полчищам врагов, бывших жителей его (животных страстей и тёмных качеств характера).

Наградой Гераклу стали лошади, загнанные на остров-холм, возвышавшийся над образовавшимся озером – мощные силы души, высшие энергии, которые успокаиваются, только сожрав "человеческую плоть" низшую часть бездуховной личности.

Если же "земное", бездуховное в человеке не "съедено", не принесено в жертву высшему в нём же, мощные энергии-силы духовного мира могут быть губительны для нечистой души. Погибший помощник Геракла Абдер символизирует таким образом личность, павшую жертвой в труднейшем духовном бою.

Диомед как раз и является в этих символах развращённым земным "Я", которое губит всё лучшее, и только погибнув, даёт возможность высшей индивидуальности, Гераклу, овладеть высшими силами души.

По легенде, Геракл бодрствовал ночью, чтобы Диомед не убил его. Низшая личность, поглощённая животными страстями, хочет погубить все проявления Высшей Души, навсегда потушить пламень духа, и поэтому надо бодрствовать духом, не давая угасить священный Огонь в сердце. Ранние христиане называли это бодрствование "трезвением" (по-гречески непсис). Буддисты называют это устремлённое состояние бодхичитта (сознание просветления).

Кстати, по некоторым вариантам истории, Абдер был не спутником Геракла, а сестрой Диомеда, погибшей от его лошадей. "Сестра" дурной стороны низшей земной личности (Диомеда) тоже относится к земной личности, но к той её части, которая союзна "Гераклу", высшей душе человека. Эта близкая Высшей Душе низшая личность тоже умрёт в битве совершенствования, но воскреснет, поднявшись городом (Абдеры): символ построения города в одном из значений – созидание духовного человека (как Новый Иерусалим, Фивы, Тир – в соответствующих легендах).

Неразвитый и недостойный царь Микен Еврисфей не знал, что делать с высшими и мощными силами-энергиями, и "отпустил" их. Будучи неприменёнными, не посвящёнными Божеству, т.е. высшему началу в человеке, они пропали, "погибли" без пользы, съеденные энергиями низших животных страстей – подобными свирепым "львам", "волкам" и "медведям".

О битве Геракла с Атлантами, об овладении смертельно опасной магией и о спасении Гераклом от власти Атлантов племени Пятой расы (о чём в том числе повествует эта же история о лошадях Диомеда) расскажем в одном из следующих материалов.

Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь на наш канал, а также поделитесь ссылкой на него с вашими друзьями.