Средневековые мосты Кёнигсберга являлись многим большим, чем просто инженерными сооружениями. Для современников они служили не только дорогой через реку Прегель, но и точками торговли и даже стратегическими военными объектами во время войн (причём не только с внешним врагом, но и между городами, которые позже объединятся в единый Кёнигсберг), а также излюбленными местами для праздников и шествий. После реконструкции конца XIX – начала XX веков они стали и украшением города, поэтому так часто мы можем видеть их на открытках.
Не стоит забывать и про, что без мостов остров Кнайпхоф (совр. им. Канта) никогда бы не стал процветающим. Для нас же те инженерные сооружения – повод к увлекательному путешествию по важным этапам в истории любимого города.
Так как Кёнигсберг стоял на реке, мосты для него были важны как воздух, а поэтому их было так много. Средневековье – время постоянных военных конфликтов, а раз так, то даже мост становился частью фортификации: во времена, когда каждый из трёх городов (Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф) был окружён собственной стеной, в местах расположения мостов размещались пропускные и наблюдательные башни с мощными воротами, у опор инженерных сооружений обустраивались казематы и амбразуры. Я осознанно вынес эти пояснения за пределы описания каждого моста в отдельности, чтобы не дублировать эту информацию.
Далее рассмотрим историю всех мостов в хронологическом порядке, а в конце добавим к Средневековому наследию еще и конструкцию, построенную в начале XX века, так как без неё будет неполным рассказ о легендарной задаче, которая позволила швейцарскому математику Леонарду Эйлеру заложить фундамент для создания такого важного и имеющего прикладное значение направления математики как теория графов.
ЛАВОЧНЫЙ МОСТ (нем. Krämerbrücke),
1286 - 1972 гг.
Первый мост Кёнигсберга был построен в 1286 году, аккурат сразу после получения Альтштадтом городских прав. Поначалу безымянный мост, спустя время окрестили в честь Святого Георга, после вступления города в Ганзейский союз его переименовали в Когга (имя ганзейского судна), лишь после появления дополнительного функционала первый мост через Прегель обзавёлся известным нам именем - Лавочный мост или Кремербрюке (нем. «krämer» - «лавочник», «brücke» - «мост»). С помощью строения, стоящего на опорах из больших валунов, удалось связать поселение южнее замка (Альтштадт) с ещё неосвоенной болотистой местностью острова Кнайпхоф.
Историки до сих пор спорят для чего нужен был этот пионер. Одни утверждают, что альтштадтцы хотели создать на острове порт и склады, другие - считают, что Кнайпхоф был важен с точки зрения обороны замка и поселения у Прегеля. Лично мне более импонирует куда как более простое и логичное предположение - Альтштадт планировал расширить свои размеры за счет освоения новых территорий. Ведь тогда каждый город, коим только что стал Альтштадт, закладывался под определённое количество людей. Территория делилась на квадраты и когда все «клетки» были заполнены дворами и горожанами (не путать с теми, кто проживал в населённом пункте без такого статуса), дальнейший прирост мог быть достигнут не членением уже существующих участков, а лишь дополнительной землёй с такой же планировкой.
После строительства Лавочного моста началось освоение Кнайпхофа, который в 1327 году получил городское право. К несчастью для муниципалитета Альтшатдта, остров не только не стал его пригородом, но и вскоре вырос в экономического, политического и даже военного врага для породившего его отца - Старого города.
С этим противостоянием напрямую связано финальное название инженерного сооружения: когда конфликт между Альтштадтом и Кнайпхофом достиг предела, мост стал нейтральной экономической зоной – на нём размещались лавки торговцев из двух враждующих земель, коим была запрещена работа на территории врага. Так он и стал «лавочным».
В 1724 году Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф объединили в единый Кёнигсберг, а в 1787 году все лавки с моста снесли, после чего выяснилось, что он является самым широким в городе.
В 1900 году Лавочный мост полностью реконструировали: появился новейший разводной механизм; вместо мешавших судоходству трёх пролётов, остался только один; по нему пустили трамвай.
Во время Второй мировой войны конструкция пострадала, но её быстро восстановили советские военные инженеры. Однако, в 1972 году у градостроителей появилась идея протянуть автостраду через центр города, да ещё и поверх острова. Это серьёзно изменило вид части Калининграда у Преголи, лишив нас многих архитектурных объектов, в том числе и Лавочного моста, который снесли ради строительства Эстакадного – передового инженерного объекта своего времени.
Оценить размеры Кремербрюке можно до сих пор. Для этого подойдите к Преголе со стороны Московского проспекта под «эстакадкой». Мощные выступы с двух сторон реки – опоры бывшего Лавочного моста.
Продолжение следует ...
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
P.S.: Подборка статей «Средневековые мосты Кёнигсберга»:
- Часть 1/5: первый («Лавочный») мост XIII века и карта мостов города.
- Часть 2/5: как самый красивый («Зелёный») и «мусорный» мосты образовали «Прусскую Венецию».
- Часть 3/5: как «Дровяной» мост защищал остальные мосты и Соборный мост-невидимка (отец «Кузнечного»).
- Часть 4/5: как «кнайпхофские лизуны» Медовым мостом поставили точку в войне с Альтштадтом.
- Часть 5/5: Вильгельм II «решил» «Задачу о мостах» с помощью эго и Императорского моста.