Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Средневековые мосты Кёнигсберга (ч.3/5): как Дровяной мост защищал остальные и Соборный мост-невидимка - отец Кузнечного.

В новой части прогулки по Средневековым мостам Кёнигсберга мы найдём мост-невидимку с громким названием Соборный, который стал праотцом Кузнечного моста, а также узнаем как самый красивый мост современного Калининграда, в своём довоенном прошлом оборонял остальные инженерные конструкции по Прегелю и почему он всё же «дровяной», а не «деревянный». Чтобы материал был не только интересным, но и цельным, обязательно прочтите мои предыдущие статьи на тему Средневековых мостов Кёнигсберга.

КУЗНЕЧНЫЙ МОСТ (нем. Schmiedebrücke),
1397 – 1945 гг.

Четвёртый мост Кёнигсберга возведён в 1397 году и стал еще одним в северной части Кнайпхофа, разместившись параллельно и восточней Лавочного. Островитяне строили его вместе с соседями из Альтштадта, а нарекли Кузнечным или Шмидебрюке (нем. «schmied» - «кузнец», «brücke» - «мост») из-за расположенной поблизости кузницы. Он имел две каменные опоры, поверх которых положили деревянный настил.

Перед тем как перейти к описанию этого объекта, стоит упомянуть про мост-невидимку, который ранее стоял в нескольких метрах от Кузнечного и в исторических книгах по градостроительству Кёнигсберга упоминается вскользь, хотя имел величественное название – Соборный. Возвели его в конце 1320-ых годов, когда епископ Иоганнес Кларе вознамерился построить в восточной части Кнайпхофа храм-крепость (то самое строение, которое сейчас мы называем Кафедральным собором). Для реализации этой цели он приказал разобрать старый собор, который находился аккурат на противоположной стороне Прегеля, в городе Альтштадте.

"Кузнечный мост" на карте Кёнигсберга и локация его фантома на карте Калининграда
"Кузнечный мост" на карте Кёнигсберга и локация его фантома на карте Калининграда

Вот и построили временный мост, по которому перевозили строительные материалы. По всей видимости его разобрали после окончания работ над главным храмом Кёнигсберга, а его элементы могли использовать для Кузнечного моста, возведенного поблизости.

-3

В 1896 году Шмидебрюке получил металлические пролёты и разводной механизм с паровой установкой, которые располагались в отдельно стоящей башне. Число пролётов сократилось до одного.

-4

Красивое инженерное сооружение с декорированными и коваными перилами и арками, а также башенкой, было уничтожено при штурме города в 1945 году и более не восстанавливалось. Сейчас на месте Кузнечного моста сохранились элементы опор, которые используют в качестве причала для туристических катеров.

ДРОВЯНОЙ МОСТ (нем. Holzbrücke),
1404 г. – наст. время.

Пятый мост Кёнигсберга построили в 1404 году и дали ему название Дровяной или Хольцбрюке (нем. «holz» - «дрова», «brücke» - «мост»). Это было важное инженерное строение как для Альтштадта, который через него соединялся с крупным и пока еще необжитым островом Ломзе (совр. остров Октябрьский), так и для всего судоходства по реке Прегель.

-5

Остров Ломзе располагается восточнее Кнайпхофа (совр. остров им. И.Канта). Это огромный массив, который делит реку Прегель на два рукава. Западную его часть всегда занимали пастбища и луга, а само название с прусского можно перевести как «болото». Административно Ломзе принадлежал Альтштадту, власти которого разместили здесь склады («Дровяные луга») для хранения древесины, чтобы избавить город от потенциальных пожаров. Вот к ним и вёл мост. И именно поэтому я настаиваю, что он «дровяной» - по функционалу, а не «деревянный» - по материалу из которого сделан.

"Дровяной мост" на картах Кёнигсберга и Калининграда.
"Дровяной мост" на картах Кёнигсберга и Калининграда.

Разбирая его помощь судоходству, мы заодно посмотрим на первоначальную уникальную структуру Хольцбрюке. В том месте, где он был установлен, ширина реки максимальная (76 м.), к тому же здесь Прегель ударялась в остров Кнайпхоф.

-7

Точка являлась трудной во всех отношениях, поэтому было принято два новых решения: во-первых, мост получился не прямой, а слегка изогнутый; во-вторых, перед ним установили мощные треугольные деревянные выступы, которые являлись волнорезами, «усмиряя» поток, а в зимнее время дробили льдины. Фактически получилась плотина, которая сделала Прегель «тихой» для мостов дальше по течению.

"Дровяной мост" на фоне Кафедрального собора и Университета.
"Дровяной мост" на фоне Кафедрального собора и Университета.

Как ни странно, но конструкция, в полной мере выполнявшая возложенную на неё сложную функцию, стояла без ремонта аж 5 (!) веков. Лишь в 1904 году было произведено капитальное обновление моста, под руководством городского советника по строительству Наумана.

-9

В ходе работ Хольцбрюке «выпрямили», он получил металлические пролёты, стал разводным, по нему пошёл трамвай. Теперь мост имел две мощные кирпичные опоры, которые напоминали элемент.

-10

Отдельное произведение искусства - кованые перила, которые подчёркивали название моста – изображены дубовые ветви с желудями. Также появились фонари на выступах опор и кованые арки.

-11

Имелся и элемент исторического просвещения - памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида (этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена до 1410 года).

-12

Во время Второй мировой войны мост пострадал, но был быстро восстановлен. Конечно, тогда никто даже и не думал реставрировать декоративные элементы, поэтому он потерял свою эстетическую составляющую. Важно, что его не разобрали, хотя для советской власти остров Октябрьский долгое время был непонятным градостроительным элементом.

-13

Послевоенное состояние моста вы можете увидеть в финальных кадрах советского фильма «Отец солдата» (1964 г.), когда военные стоят у разведённого моста, на котором нанесена надпись: «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили».

"Дровяной мост", совр. состояние.
"Дровяной мост", совр. состояние.

В 2018 году мост наконец получил полноценную реконструкцию, были реставрированы перила и арки. На сегодняшний день Дровяной мост является самым красивым в Калининграде, по – сути выступая входными воротам (со стороны Московского проспекта) к главным историческим магнитам города в виде Острова Канта и Кафедрального собора, Новой Синагоги и Рыбной деревни.

Продолжение следует ...

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

P.S.: Подборка статей «Средневековые мосты Кёнигсберга»:
- Часть 1/5: первый («Лавочный») мост XIII века и карта мостов города.
- Часть 2/5: к
ак самый красивый («Зелёный») и «мусорный» мосты образовали «Прусскую Венецию».
- Часть 3/5:
как «Дровяной» мост защищал остальные мосты и Соборный мост-невидимка (отец «Кузнечного»).
- Часть 4/5:
как «кнайпхофские лизуны» Медовым мостом поставили точку в войне с Альтштадтом.
- Часть 5/5:
Вильгельм II «решил» «Задачу о мостах» с помощью эго и Императорского моста.

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.