В новой части прогулки по Средневековым мостам Кёнигсберга мы найдём мост-невидимку с громким названием Соборный, который стал праотцом Кузнечного моста, а также узнаем как самый красивый мост современного Калининграда, в своём довоенном прошлом оборонял остальные инженерные конструкции по Прегелю и почему он всё же «дровяной», а не «деревянный». Чтобы материал был не только интересным, но и цельным, обязательно прочтите мои предыдущие статьи на тему Средневековых мостов Кёнигсберга.
КУЗНЕЧНЫЙ МОСТ (нем. Schmiedebrücke),
1397 – 1945 гг.
Четвёртый мост Кёнигсберга возведён в 1397 году и стал еще одним в северной части Кнайпхофа, разместившись параллельно и восточней Лавочного. Островитяне строили его вместе с соседями из Альтштадта, а нарекли Кузнечным или Шмидебрюке (нем. «schmied» - «кузнец», «brücke» - «мост») из-за расположенной поблизости кузницы. Он имел две каменные опоры, поверх которых положили деревянный настил.
Перед тем как перейти к описанию этого объекта, стоит упомянуть про мост-невидимку, который ранее стоял в нескольких метрах от Кузнечного и в исторических книгах по градостроительству Кёнигсберга упоминается вскользь, хотя имел величественное название – Соборный. Возвели его в конце 1320-ых годов, когда епископ Иоганнес Кларе вознамерился построить в восточной части Кнайпхофа храм-крепость (то самое строение, которое сейчас мы называем Кафедральным собором). Для реализации этой цели он приказал разобрать старый собор, который находился аккурат на противоположной стороне Прегеля, в городе Альтштадте.
Вот и построили временный мост, по которому перевозили строительные материалы. По всей видимости его разобрали после окончания работ над главным храмом Кёнигсберга, а его элементы могли использовать для Кузнечного моста, возведенного поблизости.
В 1896 году Шмидебрюке получил металлические пролёты и разводной механизм с паровой установкой, которые располагались в отдельно стоящей башне. Число пролётов сократилось до одного.
Красивое инженерное сооружение с декорированными и коваными перилами и арками, а также башенкой, было уничтожено при штурме города в 1945 году и более не восстанавливалось. Сейчас на месте Кузнечного моста сохранились элементы опор, которые используют в качестве причала для туристических катеров.
ДРОВЯНОЙ МОСТ (нем. Holzbrücke),
1404 г. – наст. время.
Пятый мост Кёнигсберга построили в 1404 году и дали ему название Дровяной или Хольцбрюке (нем. «holz» - «дрова», «brücke» - «мост»). Это было важное инженерное строение как для Альтштадта, который через него соединялся с крупным и пока еще необжитым островом Ломзе (совр. остров Октябрьский), так и для всего судоходства по реке Прегель.
Остров Ломзе располагается восточнее Кнайпхофа (совр. остров им. И.Канта). Это огромный массив, который делит реку Прегель на два рукава. Западную его часть всегда занимали пастбища и луга, а само название с прусского можно перевести как «болото». Административно Ломзе принадлежал Альтштадту, власти которого разместили здесь склады («Дровяные луга») для хранения древесины, чтобы избавить город от потенциальных пожаров. Вот к ним и вёл мост. И именно поэтому я настаиваю, что он «дровяной» - по функционалу, а не «деревянный» - по материалу из которого сделан.
Разбирая его помощь судоходству, мы заодно посмотрим на первоначальную уникальную структуру Хольцбрюке. В том месте, где он был установлен, ширина реки максимальная (76 м.), к тому же здесь Прегель ударялась в остров Кнайпхоф.
Точка являлась трудной во всех отношениях, поэтому было принято два новых решения: во-первых, мост получился не прямой, а слегка изогнутый; во-вторых, перед ним установили мощные треугольные деревянные выступы, которые являлись волнорезами, «усмиряя» поток, а в зимнее время дробили льдины. Фактически получилась плотина, которая сделала Прегель «тихой» для мостов дальше по течению.
Как ни странно, но конструкция, в полной мере выполнявшая возложенную на неё сложную функцию, стояла без ремонта аж 5 (!) веков. Лишь в 1904 году было произведено капитальное обновление моста, под руководством городского советника по строительству Наумана.
В ходе работ Хольцбрюке «выпрямили», он получил металлические пролёты, стал разводным, по нему пошёл трамвай. Теперь мост имел две мощные кирпичные опоры, которые напоминали элемент.
Отдельное произведение искусства - кованые перила, которые подчёркивали название моста – изображены дубовые ветви с желудями. Также появились фонари на выступах опор и кованые арки.
Имелся и элемент исторического просвещения - памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида (этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена до 1410 года).
Во время Второй мировой войны мост пострадал, но был быстро восстановлен. Конечно, тогда никто даже и не думал реставрировать декоративные элементы, поэтому он потерял свою эстетическую составляющую. Важно, что его не разобрали, хотя для советской власти остров Октябрьский долгое время был непонятным градостроительным элементом.
Послевоенное состояние моста вы можете увидеть в финальных кадрах советского фильма «Отец солдата» (1964 г.), когда военные стоят у разведённого моста, на котором нанесена надпись: «Здесь первыми прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили».
В 2018 году мост наконец получил полноценную реконструкцию, были реставрированы перила и арки. На сегодняшний день Дровяной мост является самым красивым в Калининграде, по – сути выступая входными воротам (со стороны Московского проспекта) к главным историческим магнитам города в виде Острова Канта и Кафедрального собора, Новой Синагоги и Рыбной деревни.
Продолжение следует ...
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
P.S.: Подборка статей «Средневековые мосты Кёнигсберга»:
- Часть 1/5: первый («Лавочный») мост XIII века и карта мостов города.
- Часть 2/5: как самый красивый («Зелёный») и «мусорный» мосты образовали «Прусскую Венецию».
- Часть 3/5: как «Дровяной» мост защищал остальные мосты и Соборный мост-невидимка (отец «Кузнечного»).
- Часть 4/5: как «кнайпхофские лизуны» Медовым мостом поставили точку в войне с Альтштадтом.
- Часть 5/5: Вильгельм II «решил» «Задачу о мостах» с помощью эго и Императорского моста.