Найти тему
Байки от бабайки

Восток – дело тонкое! ч.2

Оглавление

Женщина готовила обед. Чтоб солдат не возвращать в полдень в расположение части, Назардурды кормил на месте – в своей благоустроенной гостевой беседке.

Начало данной истории ЗДЕСЬ

Поодаль под навесом устроилась уличная кухня. Камелёк из огнеупорного цигеля, хозяева звали его «оджак», служил таганом под казан шаровидной формы. Пылавшая под чугуниной топка отстреливала искры и пыхала языками пламени, подпитываемого сучьями саксаула и арчи. Вне навеса глиняная, словно пиала вверх дном пекарня – тамдыр водил нашими носами ароматами лепёшек чорек. Ловким приёмом через дыру донышка «пиалы» они были налеплены к стенкам пекарни изнутри и наполняли воздух одурманивающим запахом пекущегося хлеба. Но уже к полудню хлебный дух выпечки начал перебиваться ферментами жареной в специях баранины – вкусовые рецепторы предвещали изысканное чревоугодие.

Туркменка возле тамдыра
Туркменка возле тамдыра

Издревле в Азии пловы готовит мужчина или специально приглашённый ашпазы, но в этот раз колдовала хозяйка. Невелики гости!.. Текинский палов отличен от узбекского оша, и скромен как войлочная кибитка! Узбеки используют много приправ, кухня туркмен проста и питательна, хотя тоже претерпела изменения к пряностям.

Пока огонь жарок, женщина вымучивала зирвак, основу плова. Курдючным жиром прокалила казан, добила хлопковым маслом. По мере каления, забрасывала нарезь баранины, луковое перо, соломку жёлтой моркови. Пассеровала до корки, затем часть гущи выбрала в отдельную посудину. Вровень долила воды. Втиснула пяток головок чеснока, стручок красного перчика. Сдобрила шафраном и ажгоном, подкрасила куркумой. Дала время попариться, заправила зелёный рис. Покуда поднялся рис, разложила выбранную гущу зирвака, подсыпала соль, растолчённую зиру, и прикрыла блюдом меньшего диаметра. Считай, на углях оставила томиться ещё на долгие-долгие полчаса.

В то время пока выпревал плов, хозяйка с дочерями достали из тамдыра чореки и сложили в стопы. Обычный чорек как хлеб к застолью – большая стопа, другая из лепёшек «петыр». Бездрожжевая лепёшка из слоёного теста традиционна к национальному туркменскому блюду «дограма». Переклад названия близок к слову «окрошка».

При кажущейся простоте, дограма трудоёмка в приготовлении. Для дограмы лучше подходит сараджинская баранина, имеющая неповторимый вкус. Отары пасутся в степи, где растительности мало, но она более питательна. Баран всё подряд не ест – гурман. Лучшее мясо у годовалого токлы (барашка), либо полугодовалого чевиша (козлёнка), чьё мясо вообще считается лечебным.

Как лепятся пельмени, так дограма плод творчества всех домашних или приглашённых соседей. Баранина варится, пока мышечная ткань не начинает легко отделяться от кости, бульон подсаливается, добавляется помидор. Мясо вылавливается, дают время стечь бульону и остыть. Далее процесс схож приготовлению тюри. Петыр крошится на кусочки и замешивается с мелко порезанным луком. Замес заворачивается в марлю и оставляется отлежаться. Баранина рвётся на волокна, мешается с петыром и луком – хлеб быстро впитывает аромат. В идеале, смесь закладывается в чашку и заливается горячим бараньим бульоном, чёрный перец по вкусу. Дограма готова...

Назардурды включил в себе Шахерезаду и обратил внимание к скоромной пище, расписав как праздничное, к тому же жертвенное блюдо, которое не встретишь нигде, кроме Туркмении. Дограма почитается неотъемлемой частью обряд жертвоприношений, готовится на той (праздник), так и Худай йолы (дословно: путь к Богу) – дни совершения религиозных и иных ритуалов.

Религиозные туркмены проводят Худай йолы часто и по любому поводу. Поминки либо обряд перед свадьбой, чтобы Всевышний ниспослал счастье; рождение ребёнка, чтобы роды прошли легко; купил машину, достроил дом, приплод в отаре, излечился от болезни, просто повезло – поводов тысяча. Каждый человек может без приглашения зайти во двор, где дымит казан и проходит Худай йолы, а хозяева в качестве садака (милостыни) неизбежно предложат откушать дограмы хоть целый тазик.

Положим, человек зашёл на Худай йолы. Безусловно, присутствует мулла. На дастархане сладости, чай... Гостю подносится чаша дограмы. Не наелся, предложат добавки. После дограмы зелёный чай. Потом мулла читает молитву, чтобы жертвоприношение дошло до Аллаха. Присутствующие проводят ладонями по лицу – «алееу». Покидая дом, человек благодарит словами «кабул болсун», желая то, что говорилось в молитве, и идёт своею дорогой.

На наше пированье муллу не звали. Семья Назардурды заурядная советская семья с туркменским национальным оттенком. Как моя со старорусским – куличи, блины, пироги, паску, сочиво, прочую ритуальную ядомь мы всегда совместно творили на соответствующие празднества.

Готовность блюд спела к моменту, когда сознание солдат уже не желало отдыхать. Оно тянуло руки грабастать и выжирать вместе с крынками, пальцы обсасывать до локтя и захлёбываться винами! Как во всех винодельческих регионах, хозяин держал погребок с вином из разных сортов винограда, в разлив для себя, на свадьбу, продажу и для хороших друзей. Солдатам с лукавого глаза был предложен чакыр (вино) из сорта «Гараузюм»!

Старшие девчухи клали снедь и пития, наполняя дастархан как волшебную скатерть-самобранку. Ляган (поднос) вздымал конус текинского плова: блин золочёного риса на блин кусков баранины, сужаясь к верхушке, умело украшенной раскрытым солнышком апельсином. Пучки зелени вокруг. В разноглубоких вазетках сласти, бекмес и шербет, вразброс по блюдцам хрустящие ромбики пишме. Сочные персики, кисловатые цитрусы, краповая алыча, нити набата, грозди изумрудного, янтарного и черничного оттенка узюма (винограда). Сахарная гавун (дыня) на тарелке дольками и особой кладкой распушённой розы царствует гарпыз (арбуз). Отдельная чаплашка с зёрнами гранат, графины с соками... Глаза извергались слюнями...

Далее: гарын ачик болсун! «Открой живот для еды» – дословный перевод, аналог «приятного аппетита».

Плов в тех краях вкушается исключительно руками. Привыкшие текинцы прихватывают куски мяса с рисом, доносят до рта и на одежды не валят – представляете? Мы щёпотью, кучей и сверху в рот, всасывали и слизывали, но сорили аки дети малые. Назардурды показал, как удобно поддевать рис коркой чорека, вслед вся бартерная команда бороздила поднос обрывками лепёшки ловчее, чем столовыми приборами. Коляда торжествовала...

Трапезный бакшиш за рабочую силу предполагался начальству – не стал бы Назардурды закатывать солдатне такое пиршество. Но визитом командир не облагодетельствовал, причины опалы неизвестны. Дастархан достался батракам и хозяину с выводком мужского пола. Женская половина кушала в закрытых от чужаков хоромах.

Дограму и плов подъели махом, остальное пихали не спеша. Опустошив дастархан, развалились на курпаче и на воздусях воспарили с неможа. Чувство блаженства заполонили наваждения, ижно ты вельможа грешный на тахте потешной... Обок отвратно квохчет павлин, в спину машет опахалом пухловатый евнух, а пред носом трясут бёдрами изящные наложницы, танцем заманивая вкусить поэзию жизни в лобызаниях гарема. Сказачное упоение...

Отмечтав час, молодь отправилась уминать животы стахановским трудом: выполнять обязательства бартера! Абы не млели... в корень! Поимёнец мой достал курительную трубку с длинным тонким мундштуком, содержимым схожую кальяну. Хозяин подготавливал её, пока работники воздыхали на курпаче. Одна услада сменялась другой... Упредив, что «чили́м» щедро раскроется в неторопливом всасывании горечи, туркмен прикусил мундштук, глубоко втянул щёки, пустил в сторону струю дыма и тут же всосал носопыркой дымок из люльки. Закатил зенки высоко под лоб, видимо словил кайф и трубку мира передал мне...

Нечаемо, но уже сколький раз насладился я сладостным умилением от тягот и лишений воинской службы на окраинах советской географии. Всё-таки не прав был зловредный замполит, полагавший, что в силу исполнения наказания службой на Ключике узнаю я почём фунт лиха, и в непосильных условиях несения службы на местах без признаков цивилизации отпою грехов немало...

Мне же Ключик наказанием был преподнесён?

Начало данной истории ЗДЕСЬ

Читайте также:

Другие мои армейские рассказы можно прочитать ЗДЕСЬ

Повсеместное распространение интернета, с помощью которого начали находиться старые друзья и в том числе сослуживцы, разбудило во мне щелкопёра и подвигло к описанию срочной военной службы в рядах «интеллигентных» Войск Связи непобедимой Советской Армии, в самый разгар перестройки, 1986 – 1988 годы, Самарканд – Ашхабад. Краснознамённый Туркестанский Военный Округ.
Ознакомиться и скачать можно по ссылке Майами в Туркестане

Подписка и комментарии приветствуются!

помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795