Найти в Дзене

6 детских потребностей — как связаны с проблемами во взрослой жизни

Оглавление

Недоверие, тревожность, страх одиночества, созависимые отношения — эти и другие проблемы могут быть связаны с неудовлетворенными в детстве базовыми потребностями.

В 1965 году Дональд Винникотт, педиатр, детский психоаналитик и автор арт-терапевтической техники «Игра в каракули», ввел понятие «достаточно хорошая мать». Так он назвал маму, которая не пытается быть идеальной. Она разрешает себе ошибаться и закрывает базовые потребности ребенка. «Достаточно хорошего детства» хватит для того, чтобы ребенок вырос психически здоровым и счастливым.

Поговорим о базовых потребностях и условиях, при которых они остаются неудовлетворенными.

Потребность в безопасности

Ребенку нужен стабильный, предсказуемый, эмоционально и физически доступный взрослый. Мир в семье, размеренная и предсказуемая жизнь.

Неблагоприятные условия:

  • алкоголизм или другие зависимости в семье;
  • насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи;
  • ссоры родителей на глазах ребенка;
  • частые переезды семьи;
  • психическое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • занятость родителей.

Последствия. Ребенок растет тревожным. Во взрослой жизни могут быть проблемы с доверием, травма отвержения, страх одиночества. Мир кажется небезопасным, поэтому человек боится познавать его и проявляться в нем.

Потребность в привязанности

Привязанность в детско-родительских отношениях — это связь, основанная на доверии и чувстве безопасности. Ребенок нуждается в близком и теплом общении со значимым взрослым. Ему нужен опыт безусловной любви, принятия, внимания, понимания и уважения.

Неблагоприятные условия: родитель холодный или непостоянный и противоречивый.

Последствия. Ребенок растет с чувством ненужности, хронического одиночества. У него может возникнуть травма привязанности, сформироваться тревожный или избегающий тип. Подробнее о них читайте в нашей статье 👇

Потребность в автономии

Ребенку нужно поле для проявления самостоятельности. Задача родителя — изучать возрастную психологию и ежегодно расширяйте зону ответственности ребенка соизмеримо его возможностям. Например, в 2 года ребенок может что-то подать, в 3 — самостоятельно раздеться и одеться, в 4 — застелить постель.

Если ребенок с чем-то не справляется, то важно помогать ему и учить, а не делать за него. Также важно всесторонне готовить его ко взрослой и самостоятельной жизни. Например, обучать не только самообслуживанию в быту, но и финансовой грамотности, оплате квитанций.

Неблагоприятные условия: родитель подавляет или чрезмерно опекает.

Последствия. Нерешительность, апатичность, инфантильность, страх ответственности, неспособность позаботиться о себе. Формируется созависимость с родителями и склонность вступать в токсичные отношения. Или страх близости — контрзависимость.

Потребность в адекватных границах

Ребенок должен понимать, что потребности есть не только у него, а еще и у других людей, в том числе родителей. И важно уважать не только себя, но и окружающих. Иногда идти на компромиссы, учиться договариваться.

Также ребенку нужен распорядок дня и список обязанностей. Это развивает самоконтроль и самодисциплину.

Неблагоприятные условия: родители потакают, жертвуют собой, воспитывают ребенка как «кумира семьи».

Последствия. Человек нарушает чужие границы, не уважает мнение и потребности окружающих. Он эгоистичен, может быть жестоким, требовательным и контролирующим, склонным к импульсивным поступкам.

Потребность в признании

От этого зависит чувство самоценности. Для благополучного развития ребенку важно слышать похвалу, комплименты, благодарность. И чувствовать, что с его мнением считаются, а его интересы уважают.

Неблагоприятные условия:

  • критика и сравнение с другими детьми — «У Пети лучше получается»
  • подавление — «Тебя не спрашивали! Маленький еще, чтобы решать что-то!»
  • игнорирование достижений и заслуг
  • завышенные требования — «Почему 4, а не 5?!»
  • обесценивание — «И что, мне тебе спасибо сказать?! Помогать матери — твоя обязанность!»

Последствия. Ребенок растет с комплексом неполноценности. Во взрослой жизни может чувствовать себя бесполезным, сомневаться в своей личностной и профессиональной ценности. Может развиться перфекционизм, синдром самозванца.

Потребность в самовыражении

Ребенку нужно проявляться. Он должен знать, что в жизни есть место всему: учебе, игре, обязанностям, отдыху, радости, грусти… И что любые чувства нормальные. А также нормально жить и для других, и для себя. И для учебы (работы), и для отдыха, увлечений, развлечений.

Неблагоприятные условия:

  • подавление — «Перехочешь!», «Не реви!», «Девочки не злятся!»
  • личный пример — родители много работают и не отдыхают
  • принуждение к самопожертвованию — «Сделай через не хочу!»
  • наказание за отказ подчиняться родителям
  • требование много и хорошо учиться, ограничения в отдыхе и развлечениях

Последствия. Страх быть собой, потеря контакта со своей детской частью. Склонность подавлять эмоции, жертвовать собой, перерабатывать.

Неудовлетворенные в детстве потребности можно в любой момент закрыть во взрослом возрасте. Для этого нужно обратиться к психологу. Он поможет детально разобраться в причинах, последствиях и поможет восстановиться.

👍 Подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересного!

Читайте еще: