На ОС мы уже собрали своего рода библиотеку из забытых (намеренно) сегодня книг, но которые пару столетий назад определяли понимание русским народом своей подлинной, великой истории. К примеру, недавно мы разбирали книги А. Черткова, говорящие об этрусском наследии, и "Историю Руси для русского дворянства" Филиппа Генриха Дильтея, в которой Древняя Русь практически ассоциируется с Великой Тартарией, и капитальные исследования графа Адама Гуровского, раскрывающие славянские истоки европейских и азиатских цивилизаций, и ряд других интересных и авторитетных, но мало известных публике источников. Сегодня хочу добавить в нашу Библиотеку ОС еще одного автора и еще одно систематическое изложение Русской истории, которое так много лет вытравливали из нас русофобы и враги нашего народа. Но рано или поздно правда воссияет, и мы уже видем ее восхождение, ее ореол на Востоке, у Великой подводной Стены...
Так вот, коснемся кратко Истории Российской, составленной князем Михаилом Щербатовым (умер в 1790 году). К написанию «Истории Российской с древнейших времен» Щербатов приступил по поручению Екатерины II. Сегодня его книга доступна в отцифрованном, электронном виде (источник).
Всю жизнь Михаил Щербатов занимался изучением русской истории, и делал он это не в угоду даже правящей династии (с которой находился в конфликте), а для того, чтобы в систематическом виде противостоять систематическому выхолащиванию русской истории в угоду Западу. В отставку Михаил Щербатов вышел в 1788 году в чине действительного тайного советника. Он имел доступ практически ко всем российским архивам, написал множество статей, «записок», «замечаний», документирующих жизнь и быт древних славян, создал первые шесть разделов энциклопедического труда «Статистика в рассуждении России», в котором была намечена программа комплексного описания географического положения, экономики, народонаселения, государственного устройства, культуры и внешней политики Российской Империи в течении многих столетий.
Основной труд Михаила Щербатова – «История Российская от древнейших времен» печатался с 1770 года в течение почти двадцати лет. Всего было издано семь томов в пятнадцати книгах, охвативших период до 1610 года.
Этот труд Щербатова не стал популярным в свое время - да и сегодня это не самое легкое чтение. К тому же мне, монархисту, не слишком импонирует его постоянные выпады против абсолютной власти, которые он расставляет в своей книге. Также для него характерны тяжелый архаичный язык, многочисленные пространные отступления, морализаторство. Я потратил несколько дней на то, чтобы пробраться через его труд, и за громадным количеством описаний распространенных нравов и обычаев, событий и происшествий древности, войн и экспансии, строителства и разрушения - чтобы за всем этим увидеть общую картину Руси невероятных масштабов. Когда-нибудь нашим новым российским историкам предстоит будет основательно поработать над этим источником, который дает не просто общую картину Великой Руси, или Тартарии, но наполняет ее множеством (!) подробностей и деталей.
Помимо «Истории Российской» Щербатов оставил также сочинения «Краткая повесть о бывших в России самозванцах», «О древних чинах бывших в России и о должности каждого из них», «Опыт о древних российских монетах», «Краткое историческое повествование о начале родов князей российских, происходящих от великого князя Рюрика», цикл статей, посвященных Петру I и т.д..
Интересно заметить, что князь Щербатов отвергал абсолютизм, но выступил против отмены крепостного права в России: освобожденные крестьяне, по его мнению, переселятся на плодородные земли, и многие области России опустеют. Это еще раз показывает, что только царю нужен свободный и счастливый народ - остальным, даже самым прогрессивным, нужны деньги и рабочие руки. Это нормально, просто надо это учитывать и не наступать на старые грабли. Думаю, сегодня князь Щербатов был бы самым махровым монархистом.
Главная заслуга Михаила Щербатова состоит в том, что он опубликовал немало ценных исторических документов. Среди них «Царственная книга» («Лицевой летописный свод Ивана Грозного»), «Летопись о многих мятежах» (охватывает период с 1584 по 1655, важный источник по истории русской смуты и царствования первых Романовых), и многие другие важные документы, проливающие свет на реальные события истории.
Деятельность государей династии Романовых, особенно Петра, Щербатов оценивает двояко: с одной стороны они дали стране внешний, европейский лоск, а с другой - погубили ее духовность и древнюю веру, которая была основой величия Древней Руси. Он пишет:
Итак, хотя Россия, чрез труды и попечения сего государя, приобрела значимость в Европе и вес в делах; войска ее стали порядочным образом учреждены, и флоты Белое и Балтийское море покрыли, коими силами победила давних своих неприятелей и прежних победителей, поляков и шведов, приобрела знатные области и морские пристанища. Науки и художества, и ремесла в ней стали процветать, торговля начала ее обогащать, и преобразовались россияне из бородатых в гладкие, из долгополых—в короткополые, стали сообщительнее и позорища благонравные известны им учинились.
Но тогда же искренняя привязанность к вере стала исчезать, таинства стали впадать в презрение, твердость уменьшилась, уступая место нагло стремящейся лести, роскошь и сластолюбие положили основание своей власти, а сим побуждено и корыстолюбие, к разрушению законов и ко вреду граждан, начало проникать в судебные места», - Михаил Щербатов «О повреждении нравов в России».
М. М. Щербатов первым оценил значение древних актов как исторического источника. К своему многотомному труду он приложил около 300 документов, многие из которых ранее не использовались в исторической науке. Именно Щербатов ввел в научный оборот духовные и договорные грамоты московских князей и грамоты Великого Новгорода - что дает во многом совершенно новую картинку истории.
Щербатов начинает свою историю Руси с истории древней Руси - Скифии. Масштабы Скифии, представленные в его труде, поражают. По сути, как уже было указано, Древняя Скифия являлась ни чем иным, как Великой Тартарией, включавшей в себя как провинции Индию, Китай, Египет и простиравшую свое владычество от Тихого до Атлантического океана.
Щербатов как будто соглашается с греческими летописцами (официальной теорией, принятой тогда в России), что скифы (соответственно и славяне) берут начало от библейского Иафета. Но, отдав честь "официальной идеологии" своего времени, князь Щербатов в дальнейшем пишет о скифах... как о коленах Израилевых. Он даже называет их "коленами". Он тщательно прослеживает выход этих колен из Ассирийского плена (из Персии), документирует из древних источников череду войн и конфликтов, в которые вступали эти колена - притом войн масштабных, победоносных.
Он очень подробно пишет о связи славян (скифов) с Древней Персией - говорит о том, как Персия выпестовала эти колена, и как впоследствии они обрели независимость (с возвышением Нувухудоносора царя Вавилонского) и двинулись осваивать и подчинять себе мир Европы и Азии. Конечно, автор не мог не понимать, что есть только одна этническая группа людей, которая подпадает под его описание скифов - это 10 рассеянных колен Израилевых.
Он прослеживает расселение скифов у Черного моря и их миграцию на Север (царские скифы, сарматы - Ефрем), и на Запад (готы). Книга также повествует о том, как славянские племена активно участвовали в жизни Римской империи, бросая вызов императорам. Фактически именно они и положили конец преследования христиан - поскольку были первым народом Европы, принявшим христианство.
Уже в 20-ом веке немецкие историки будут изучать труды князя Щербатова в поисках происхождения готов - арийцев. И они придут к тем же выводам, что и князь. Вероятнее всего, что закрытие "Персидского проекта" гитлеровской Германии связано с пониманием того, что единственной группой людей, соответствующих арийской истории, являются, как ни странно и как ни страшно - 10 колен.
Выводы ОС
Из таких вот источников, как "История" князя Щербатова, с сотнями документов и источников, и складывается подлинная картина истории Древней Руси, или Тартарии. Мы уже десятки, сотни раз обращались к этой теме и, возможно, наступает время, когда мы можем хотя бы тезисно обобщить всю эту информацию и постараться написать первую общую Историю Тартарии. Надеюсь, что в самое ближайшее время мы это сделаем. Материалы все есть, карты есть, документы есть - остается лишб немного обобщить. Не уходите далеко, друзья - самое интересное, как всегда, еще впереди!