Найти в Дзене
Пятая Цивилизация

Мадам Дезодоне. Амазонка может быть жестокой

Согласен со всеми читателями этой истории в том, что в середине 18 века было плохо без Почты России. Письма шли годами. На переписку уходили десятилетия. Что уж говорить про интернет. А транспорт вообще оставлял желать лучшего. По джунглям Амазонки не пройдёт даже гужевой караван. Только человек с мачете. Тех кто привык ездить верхом приходилось нести всё тем же людям, на своеобразном троне с поручнями. Это же касалось и багажа.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Да, интернета и быстрой почты не было, но было одно не менее действенное средство связи - слухи. Слухи распространяются не хуже вируса, даже из самых закрытых секретных лабораторий. Примерно через год после описанных мной событий, до мадам Годен, которая только что похоронила уже третьего ребёнка, доходят слухи, что где-то в джунглях её ждёт корабль, который доставит её к мужу, пропавшего без вести 18 лет назад. Слухи слухами, а проверить надо. Для этого в поход снарядили раба негра, которого звали Иоахим - ходить, бродить и спрашивать у всех, где есть тот самый корабль.

Иоахим, как и положено - ходил, бродил, спрашивал целый год. Корабль действительно ждал. Ну не то чтобы просто ждал, а всё это время приторговывал, снуя туда-сюда. На подготовку к походу мадам потратила ещё два года. А слухи, как говорится, вещь упрямая. Доползли уже и до побережья. Слухи о том, что из испанской Риобамбы можно по Амазонке доплыть до Атлантики. Нашлось не мало желающих воспользоваться этим туром. Среди них был некий французский доктор Р., который обещал, что если его возьмут с собой, лечить всех подряд и всемерно помогать не щадя живота своего. Ну что ж, доктор всегда пригодится.

Доктор Р.
Доктор Р.

Ещё, вместе с Изабель, отправлялись два её брата и 10 летний племянник, которому захотелось учиться в Европе. Отец Изабель налегке отправился вперёд - устраивать по ходу транспорт, стоянки и переходы. И в принципе, в этом никаких сложностей не должно было быть. Нужно только дойти до деревни Канелас, пополнить там запасы, сесть в лодку и, вуаля - приплыть к месту стоянки корабля. Всё было просто. Но...

За время, прошедшее с того момента, когда дон Педро Касамайор (папа) всё организовал, и когда кортеж Изабелы тронулся в путь, эпидемия оспы выкосила всю упомянутую деревню. А местные индейцы шарахались от белых, кто убегая, кто уплывая. Дорогу было спросить не у кого. Индейцы носильщики, как только узнали об этом, вмиг испарились. Пришлось идти пешком и тащить весь свой багаж, сколько смогли взять, на себе. Мы же знаем этих господ, они на легке никогда не ходят. В багаже имелись «очень необходимые» книги, наряды на все случаи жизни, как-никак в Европу собрались, того, сего понемногу и, конечно же, бабушкин сервиз. Путешественников осталось 11 человек и бабушкин сервиз и пару платьев пришлось бросить.

-4

В деревне Канелас в живых нашли только двоих доходяг, ни индейцев, ни каноэ. Эти двое согласились смастерить для путников лодки и сопроводить их. Вышли по реке, казалось бы, всё страшное позади. Но через два дня плавания проводники смылись. Сутки плыли по течению, без руля и навигации, пока на счастье, не встретили индейца, мирно прогуливавшегося по берегу.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Он согласился провести лодки до границы с Бразилией. Но через день утонул. Пытался выловить из воды шляпу, оброненную доктором Р. и пошел на дно. Совершенно правильно поступил, в таких местах без шляпы никуда. Так группа вновь осталась без проводника, шляпы и какого-либо представления, где находится. Хотя по реке оставалось пути дней на пять, но...

Да, может по реке и оставалось пять дней пути, а напрямую через джунгли два дня. Но джунгли есть джунгли, эти два дня могли растянуться на две недели или два месяца, если не знаешь дороги. Одиннадцати путникам предстояло решить эту проблему. Ну хоть кто-то из 11 наверняка же умный. Так и было. Когда пристали к берегу, чтобы просушиться и поесть нормального горячего, доктор Р. предложил быстренько смотаться на разведку, найти ближайшую деревню, вернуться и всех спасти. На всякий случай взял с собой верного Иоахима (негра), ещё одного приблудившегося француза, оба каноэ и весь свой багаж. Ну а как же, а вечером, там, понадобится зубная щётка или туалетная бумага. Да и меньше потом нести придётся, будут свободные руки для помощи товарищам.

Ни вечером, ни утром, ни в следующие 25 дней доктор не появился. Путники его ждали до упора, пока все припасы, которые не сгнили и не были растащены тиграми (так называли ягуаров), не кончились. Тогда решили сделать плот из плавника и попытаться доплыть на нём.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

На первом же водовороте плот перевернулся, весь багаж пошёл ко дну, а Изабель чуть не утонула. Но путников не покидает надежда и уверенность в своих силах. Они решают идти вдоль берега. Но у реки растительность настолько густая, что передвижение становится невыносимым. А сама река петляет так, что 200 метров превращаются в 20 километров. Напрямую - быстрее. Решили срезать и заблудились.

Амазонка. Яндекс Картинки
Амазонка. Яндекс Картинки

Несколько дней наши горе путешественники бродили по диким джунглям в поисках воды и какой-нибудь еды. Находили фрукты, но это мало помогало, да и не все они были безопасные. Некоторые слуги уходили ночью в лес, но не возвращались, только слышались вскрики, рычание и довольное чавканье. Совсем обессилев, оставшиеся путники устроили последний привал, намереваясь остаться здесь навсегда. Так и произошло. За три дня всех не стало.

Ягуар - Пума. Яндекс Картинки
Ягуар - Пума. Яндекс Картинки

Изабель лежала двое суток возле тела своего племянника, пока не поняла, что ещё жива. Из последних сил она поднялась и решила бежать прочь от этого ненавистного леса. Но её бег в полубреду был похож, скорее, на бесцельное блуждание. Тем не менее она скоро находит родник. Девять дней Изабель скиталась по лесу без оружия, огня и цели.

-9

На десятый день она вышла к реке. Сил идти уже не было. Утром одиннадцатого дня, на берегу её нашли пара индейцев. Это скорее всего ничего бы не дало, потому что индейцы избегали встреч с белыми. Тут ещё и оспа. Если бы Изабель не заговорила с ними на кечуа, они бы так и прошли мимо.

В ближайшей деревне Андоас, старая индианка сшила Изабель нижнюю юбку. Своя одежда у неё давно изорвалась. Странно индейцам было видеть в своей деревне белую женщину. А Изабель была не только бела кожей, но за время странствия побелели все её волосы.

-10

А тем временем, команда доктора Р. быстрёхонько добралась до Андоаса. Иоахим взял индейцев и отправился на помощь своим господам. А доктор Р. со своим дружком преспокойно отправился дальше в Омагу, по пути к заветному кораблю. Иоахим нашёл только останки путешественников, изрядно обработанные дикими зверями. Опознание было не возможно, и слуга посчитал, что все погибли. Вернувшись в Андоас он разминулся со спасшейся Изабель всего на три дня и принёс плохую весть в Омагу, доктору Р. Тот в свою очередь написал письмо со страшной вестью отцу женщины - дону Педро. Дон Педро приказал слуге Иоахиму следовать к нему в Лорето, однако доктор Р. направил Иоахима в Кито, он ведь принёс всё, что нашёл от брошенных пожитков туристов доктору на сохранение. Свидетели доктору были не нужны.

Несколько недель Мадам Дезодоне провела в Лагунасе, столице испанских миссий в Амазонии, где местный отец Ромеро (тоже иезуит, но хороший) ее врачевал. Отец настоятель очень жалел беднягу Изабель и даже решился помочь в организации её возвращения в Риобамбу. Но Изабель была непреклонна в своём решении встретиться с мужем. Отец Ромеро снарядил лодку и наказал сопровождающим индейцам нигде не останавливаться, пока белая женщина не достигнет португальского судна.

Слухи же (вот они опять) намного опережали Изабель, плывущую на встречу своей Судьбе и везде, во всех поселениях их лодку встречали цветами и угощениями. Амазонка не забывает своих настоящих героев.
Следующие несколько месяцев пути прошли без особенных приключений. Португальский капитан действительно оказался рыцарем, он окружил Изабель всяческой заботой и вниманием. Корабль шел вниз по Амазонке, а Изабель хватало переживаний, чтобы занять себя и не скучать. В конце концов, 22 февраля 1770 года Изабель Дезодоне прибыла в порт Уайпок и увиделась с супругом Жаном после 20 лет разлуки. Ей было 42, ему 53 года.

Доктор Р. покаялся и вернул все «прибережённые» им табакерки, две юбки из тафты и одну из бархата - всё что удалось спасти непосильным трудом от диких зверей и непогоды. Хотя Изабель прекрасно понимала, что благородные металлы не ржавеют и ягуарам не особо интересны, она его простила (по настоянию отца иезуита).

Изабель понадобилось ещё два года, чтобы поправить своё пошатнувшееся здоровье и подготовиться к длительному плаванию в Старый Свет. Верный супруг и её отец, дон Педро с любовью заботились о ней всё это время. Только в 1772 году Жан, Изабель и Педро Касамайор (которому оказалось некуда возвращаться, поскольку погибло все семейство) благополучно отбыли во Францию, где тепло были приняты семьей Годенов.

-11

И это ещё не всё! Вернувшись во Францию Тристан д’Орсеваль выставил Жану Дезодоне счёт за три года службы в Бразилии. Разразился суд. Вот тогда-то и всплыли его - Тристана похождения и подлость, пропажа пакета с деньгами и документами, в чём помогла несломленная Изабель, как свидетель. Суд приговорил Тристана к выплате 7000 ливров, которая, конечно, выплачена не была ввиду крайней бедности последнего. Жан Дезодоне так писал об этом своему другу Лакондамину: «Я решил, что не стоит прибавлять ко всем тем потерям, которые мы уже понесли, еще и плату за содержание мерзавца в долговой тюрьме». Так что упомянутый мерзавец, хоть и получил по заслугам, но очень легко отделался. Но, думаю, помер не своей смертью.

Путешествия по джунглям белой женщины, единственной выжившей, Изабель Дезодоне, обросли слухами еще в 18 веке, и до сих пор, в измененном и приукрашенном виде их можно услышать в качестве местной байки. Однако верно одно: супруги не виделись 20 лет, корабль, отправленный за Изабель, три года ждал ее. А ее собственные злоключения заняли полгода и стоили жизни семи человек. Но она сама выдержала.