Найти тему

Точки и лиги, ритмическая нотация

Оглавление
Старый саксофон (фото: Free Stock photos by Vecteezy)
Старый саксофон (фото: Free Stock photos by Vecteezy)

Точки и лиги применяют, чтобы увеличить длительность ноты.

Точка увеличивает длительность ноты наполовину. К примеру, половинная нота с точкой будет длиться три доли: две доли на половинную ноту + половина от этой длительности (четверть) на точку.

Половинная нота с точкой занимает 3 доли в метре
Половинная нота с точкой занимает 3 доли в метре

Четвертная нота с точкой будет длиться полторы доли: одна доля на четвертную ноту + половина от этой длительности (восьмая) на точку.

Четвертная нота с точкой занимает 1,5 доли в метре
Четвертная нота с точкой занимает 1,5 доли в метре

Когда нота расположена в промежутке между линиями нотоносца, точка ставится справа от неё. Если же нота находится на линии, точка ставится в ближайшем промежутке сверху.

Четвертные ноты с точкой
Четвертные ноты с точкой
Пример ритма с длительностями с точкой. Не забывайте считать доли. Применяйте счёт «и» только там, где встречаются восьмые длительности
Пример ритма с длительностями с точкой. Не забывайте считать доли. Применяйте счёт «и» только там, где встречаются восьмые длительности

Для пауз также возможно увеличение длительности с помощью точек, но встречается это реже.

Лига объединяет длительность двух или более нот. Забегая вперёд, ноты обязательно должны быть одной и той же высоты. Лиги и штили всегда располагают на противоположных сторонах нот. Паузы не могут быть связаны лигами.

Ритмическая нотация

Один и тот же ритмический рисунок может быть записан в нотах (нотирован) по-разному. Всегда используйте наиболее простой способ записи, чтобы добиться лёгкости восприятия нотной записи. Вот что рекомендуют в учебнике Berklee Music Theory:

1) Обычно предпочтительнее использовать одну более длинную ноту или паузу, чем соединять лигой две или больше мелких длительностей.

2) Представляйте, что каждый такт в размере 4/4 разделён на две половинки между второй и третьей долями. В нотной записи следует располагать элементы так, чтобы третья доля была ясно видимой и читаемой.

3) Только половинные и целые ноты могут пересекать эту воображаемую линию между второй и третьей долями, при этом начало этих нот должно приходиться на начало доли.

Рекомендация 3
Рекомендация 3

Но это правило не относится к паузам.

Под какую нотную запись проще считать метр?
Под какую нотную запись проще считать метр?

Нотация пауз и восьмых

Четвертные и половинные паузы всегда должны начинаться с доли, а не на счёт «и». Если на одну долю приходятся восьмая и пауза, то такая доля должна быть заполнена восьмыми длительностями, никак иначе.

В этом примере в такте с ошибкой четвертная пауза начинается на счёт «и». Так как у нас уже есть в такте восьмые длительности, перепишем его таким образом, чтобы восьмая нота и пауза образовали первую и вторую доли. С половинной нотой всё в порядке, идём дальше.

Пример 1
Пример 1

В следующем примере есть четвертная и восьмая паузы. В такте с ошибкой четвертная пауза опять начинается на счёт «и» третьей доли. Чтобы скорректировать это, просто переставим её местами с восьмой. Тогда четвертная пауза попадёт ровно на третью долю, а восьмые длительности разделят 4 долю пополам. Это будет интуитивно понятнее воспринимать и считать, особенно при разборе и чтении с листа.

Пример 2
Пример 2

***

Желаю всем хорошей музыки👍

Буду очень рад вашему вниманию и комментариям. Подписывайтесь, впереди много интересного!