Точки и лиги применяют, чтобы увеличить длительность ноты.
Точка увеличивает длительность ноты наполовину. К примеру, половинная нота с точкой будет длиться три доли: две доли на половинную ноту + половина от этой длительности (четверть) на точку.
Четвертная нота с точкой будет длиться полторы доли: одна доля на четвертную ноту + половина от этой длительности (восьмая) на точку.
Когда нота расположена в промежутке между линиями нотоносца, точка ставится справа от неё. Если же нота находится на линии, точка ставится в ближайшем промежутке сверху.
Для пауз также возможно увеличение длительности с помощью точек, но встречается это реже.
Лига объединяет длительность двух или более нот. Забегая вперёд, ноты обязательно должны быть одной и той же высоты. Лиги и штили всегда располагают на противоположных сторонах нот. Паузы не могут быть связаны лигами.
Ритмическая нотация
Один и тот же ритмический рисунок может быть записан в нотах (нотирован) по-разному. Всегда используйте наиболее простой способ записи, чтобы добиться лёгкости восприятия нотной записи. Вот что рекомендуют в учебнике Berklee Music Theory:
1) Обычно предпочтительнее использовать одну более длинную ноту или паузу, чем соединять лигой две или больше мелких длительностей.
2) Представляйте, что каждый такт в размере 4/4 разделён на две половинки между второй и третьей долями. В нотной записи следует располагать элементы так, чтобы третья доля была ясно видимой и читаемой.
3) Только половинные и целые ноты могут пересекать эту воображаемую линию между второй и третьей долями, при этом начало этих нот должно приходиться на начало доли.
Но это правило не относится к паузам.
Нотация пауз и восьмых
Четвертные и половинные паузы всегда должны начинаться с доли, а не на счёт «и». Если на одну долю приходятся восьмая и пауза, то такая доля должна быть заполнена восьмыми длительностями, никак иначе.
В этом примере в такте с ошибкой четвертная пауза начинается на счёт «и». Так как у нас уже есть в такте восьмые длительности, перепишем его таким образом, чтобы восьмая нота и пауза образовали первую и вторую доли. С половинной нотой всё в порядке, идём дальше.
В следующем примере есть четвертная и восьмая паузы. В такте с ошибкой четвертная пауза опять начинается на счёт «и» третьей доли. Чтобы скорректировать это, просто переставим её местами с восьмой. Тогда четвертная пауза попадёт ровно на третью долю, а восьмые длительности разделят 4 долю пополам. Это будет интуитивно понятнее воспринимать и считать, особенно при разборе и чтении с листа.
***
Желаю всем хорошей музыки👍
Буду очень рад вашему вниманию и комментариям. Подписывайтесь, впереди много интересного!