Найти тему
1,3K подписчиков

Человек, который разрушил историю Флоренции или Как Флоренция чуть не стала вторым Парижем

Нет, ну, конечно, сказать о нём, что он разрушил, в буквальном смысле, историю города нельзя.

Однако между историками и сейчас не утихает ожесточённый спор: одни гневно утверждают, что «разрушил её уникальность», другие возмущаются «может и красиво, но «не всё то золото, что блестит», третьи спокойно говорят - «не разрушил, а изменил лицо Флоренции и не в худшую сторону».

Ну, а так как мы начали путешествие вдоль последнего и самого большого кольца древних стен Флоренции, то просто необходимо познакомить вас с человеком, чьё имя будет упомянуто ещё не один раз, благодаря которому может к грусти, а может и к счастью, Флоренция полностью изменила свой облик.

И учитывая, что во Флоренции сегодня есть места безумно любимые не только путешественниками, но и самими флорентийцами, то, правильнее всё же сказать, что он её... «слегка» изменил.

Панорама на Флоренцию из музея Бардини
Панорама на Флоренцию из музея Бардини

Джузеппе Поджи (Giuseppe Poggi) - архитектор-градостроитель, инженер-гидролог и дорожник, родился во Флоренции в 1811 году. Бесспорный главный герой расширения и обновления города, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства с 1865 по 1870 годы. И грандиозные архитектурные и инженерные мысли амбициозного флорентийца до того резво шагали в ногу со стилем того времени, что их и по сей день изучают и изучают, документируют и документируют.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

18 ноября 1864 года по закону недавнего итальянского правительства Флоренция официально стала столицей Италии, и тут же возникла необходимость «адаптировать» средневеково-ренессансный город скромных! размеров к новому статусу.

Как пишет Пьеро Барджеллини:

«В древней городской структуре не было различия между общественными и частными территориями даже после лотарингских реформ. Окружённая стенами XIV века, столица Тосканы на протяжении веков прекрасно балансировала между зданиями и зелёными насаждениями, такими как открытые пространства, огороды и сады, но новая роль, которую она теперь играла, показывала полное несоответствие этого баланса высокому положению».

В начале своего карьерного пути Джузеппе Поджи находился под влиянием неоклассической архитектуры Паскуале Поччанти (Pasquale Poccianti), итальянского архитектора, главного представителя неоклассического стиля в Тоскане, и Гаэтано Баккани (Gaetano Baccani), итальянского архитектора, одного из самых выдающихся тосканских архитекторов XIX века, которую он имел честь усовершенствовать с «определенной ренессансной энергией» в своих работах - умение сочетать стиль неоренессанса, соответствующий истории города, с новой модой, особенно связанной с парками в английском стиле, как на вилле Фредерика Стибберта, например - которая привела его к назначению на пост главы Муниципального управления искусств.

Джузеппе Поджи. Портрет кисти художника Антонио Чизери
Джузеппе Поджи. Портрет кисти художника Антонио Чизери

После поездок в Лондон и Париж, где глава муниципального управления мог наблюдать современные градостроительные и архитектурные решения, он вознамерился следовать образцам обновления великих европейских городов и, в частности, Парижа, которым «заболел», увидев город расширенным грандиозными бульварами под руководством барона Жоржа Эжена Османа (Georges-Eugène Haussmann) во время второй империи. Но бывший полицейский Осман был, в первую очередь, политиком и знатоком района реки Сены.

Османовские «грандиозные бульвары» предназначались, прежде всего, для предотвращения народных восстаний, вспыхивавших в старых узких! средневековых кварталах. Поэтому он «перекроил» ряд населённых районов: снёс множество старых, в том числе средневековых, домов и проложил великолепные, позже ставшие популярными, зелёные бульвары. Окружённый зеленью Париж стал в османовском градостроительстве «безобидной бомбой под троном» Наполеона III.

Градостроитель в Джузеппе Поджи проснулся с неистовой силой и решил, что Флоренция тоже должна быть окружена бульварами.

Нет, ну, конечно, сказать о нём, что он разрушил, в буквальном смысле, историю города нельзя.-4

В северной части Арно он, вдохновленный парижскими бульварами, без особого сожаления снёс древние стены, чтобы раскатать серию новых широких, усаженных деревьями, бульваров - Виали ди Чирконваллационе (Viali di Circonvallazione - в переводе с итальянского - Кольцевые проспекты), которые сегодня окружают исторический центр и которые флорентийцы, с присущим им юмором, добродушно, но справедливо сразу же прозвали «страдони» (lo stradone - в переводе с итальянского - большая дорога, stradoni - большие дороги, а в шутку - «дорожищи»), потому что для Флоренции той эпохи это были слишком широкие дороги, да и само, не особо красивое, слово «страдоне» флорентийцы употребляют редко.

Они, действительно, получились широкими и красивыми, некоторые площади с оставшимися городскими воротами, до которых мы обязательно дойдём, включённые в кольцо проспектов за пределами городских стен, довольно живописны, соответствовали вкусам того времени и по ним шли селиться богатые буржуазные семьи.

И на южном берегу Арно «одержимый» Парижем архитектор не остановился и протянул знаменитую шестикилометровую романтическую Виале деи Колли (Viale dei Colli - в переводе с итальянского - Аллея Холмов), но в некоторых местах «история» Флоренции всё же устояла. Однако архитектор ошибся, выбрав периметр древних стен для прокладки проспектов. Поэтому Флоренция, к счастью, стала не вторым зелёным Парижем, а осталась сама собой.

Бульвар Макиавелли, бывшая Виале дей Колли (Viale dei Colli)
Бульвар Макиавелли, бывшая Виале дей Колли (Viale dei Colli)

Кроме этого, проект Джузеппе Поджи предусматривал расширение Флоренции как столицы и внутри исторического центра. На некоторых участках много домов было снесено, а переулки раздвинуты. Сильные экономические интересы требовали строительства величественных зданий на благо зарождающегося класса буржуазии, поэтому сносилось всё без особых угрызений совести и на их месте вырастали современные палаццо.

Дворец Искусств гильдии шерстянщиков (Palazzo dell'Arte della Lana, 1308) и рядом с ним церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele, 1406), к счастью, не снесли. Вид с площади Республики (Piazza della Repubblica)
Дворец Искусств гильдии шерстянщиков (Palazzo dell'Arte della Lana, 1308) и рядом с ним церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele, 1406), к счастью, не снесли. Вид с площади Республики (Piazza della Repubblica)

В районе Старого рынка (Mercato Vecchio - сегодня Piazza della Repubblica - Площадь Республики) абсолютно всё сравняли с землёй, так как там находилось гетто, а затем дома, оставленные евреями после 1848 года, превратились не только в заброшенное и убогое место, но ещё и очень опасное. Флорентийцы отзывались о нём плохо и считали, что оно никак не соответствовало статусу столицы, «Но стоило ли полностью всё уничтожать?» - задаются вопросом историки.

Площадь Республики, бывшая площадь Старого рынка (Mercato Vecchio)
Площадь Республики, бывшая площадь Старого рынка (Mercato Vecchio)

И если этот район нуждался в полной реконструкции, то снос древних церквей, даже в гетто, дома-башни, центры искусств в других кварталах, флорентийцы никак не могли простить.

Архитектор Поджи также предусмотрел прокладку центральной широкой улицы от площади Санта Три́нита (piazza Santa Trinita) до площади Санта Кроче (Piazza Santa Croce), которая, к счастью, осталась только в состоянии хорошо продуманного плана.

Градостроительные нововведения натыкались на постоянные препятствия и вызывали серьёзные споры, чем постоянно злили главу муниципального управления. Но перенос столицы и серьёзный экономический кризис города закрыли окончательно все нереализованные проекты амбициозного архитектора.

Он даже отказался от гробницы в базилике Санта Кроче и приказал, чтобы его похоронили в братской могиле на кладбище Треспьяно (Cimitero di Trespiano), а сверху поставили c его именем обычный деревянный крест.

Но как бы сегодня не спорили историки о личности Джузеппе Поджи и о его архитектурных шедеврах обновлённого города, однако площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), по его проекту, стала одним из самых любимых мест не только гостей красавицы Флоренции, но и самих флорентийцев.

Панорамная площадка на площади Микеланджело
Панорамная площадка на площади Микеланджело

Кроме того, от неё спускаются великолепные, так называемые, пандусы Сан Никколò (Rampe di San Niccolò) с террасами, лестницами и губчатыми пещерами (grotte di spugne), вплоть до площади, которой предстояло взять собственное имя архитектора.

Панорама района Сан Никколо на красивой картине XIX века Лоренцо Джелати (Panorama del rione di San Niccolò in un bel quadro ottocentesco di Lorenzo Gelati). Фото из книги об истории Флоренции
Панорама района Сан Никколо на красивой картине XIX века Лоренцо Джелати (Panorama del rione di San Niccolò in un bel quadro ottocentesco di Lorenzo Gelati). Фото из книги об истории Флоренции

Но это уже другая история.

Добро пожаловать во Флоренцию! Ваше Окно в Италию!

Все фото автора, если не указано другое.