Нет, ну, конечно, сказать о нём, что он разрушил, в буквальном смысле, историю города нельзя.
Однако между историками и сейчас не утихает ожесточённый спор: одни гневно утверждают, что «разрушил её уникальность», другие возмущаются «может и красиво, но «не всё то золото, что блестит», третьи спокойно говорят - «не разрушил, а изменил лицо Флоренции и не в худшую сторону».
Ну, а так как мы начали путешествие вдоль последнего и самого большого кольца древних стен Флоренции, то просто необходимо познакомить вас с человеком, чьё имя будет упомянуто ещё не один раз, благодаря которому может к грусти, а может и к счастью, Флоренция полностью изменила свой облик.
И учитывая, что во Флоренции сегодня есть места безумно любимые не только путешественниками, но и самими флорентийцами, то, правильнее всё же сказать, что он её... «слегка» изменил.
Джузеппе Поджи (Giuseppe Poggi) - архитектор-градостроитель, инженер-гидролог и дорожник, родился во Флоренции в 1811 году. Бесспорный главный герой расширения и обновления города, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства с 1865 по 1870 годы. И грандиозные архитектурные и инженерные мысли амбициозного флорентийца до того резво шагали в ногу со стилем того времени, что их и по сей день изучают и изучают, документируют и документируют.
18 ноября 1864 года по закону недавнего итальянского правительства Флоренция официально стала столицей Италии, и тут же возникла необходимость «адаптировать» средневеково-ренессансный город скромных! размеров к новому статусу.
Как пишет Пьеро Барджеллини:
«В древней городской структуре не было различия между общественными и частными территориями даже после лотарингских реформ. Окружённая стенами XIV века, столица Тосканы на протяжении веков прекрасно балансировала между зданиями и зелёными насаждениями, такими как открытые пространства, огороды и сады, но новая роль, которую она теперь играла, показывала полное несоответствие этого баланса высокому положению».
В начале своего карьерного пути Джузеппе Поджи находился под влиянием неоклассической архитектуры Паскуале Поччанти (Pasquale Poccianti), итальянского архитектора, главного представителя неоклассического стиля в Тоскане, и Гаэтано Баккани (Gaetano Baccani), итальянского архитектора, одного из самых выдающихся тосканских архитекторов XIX века, которую он имел честь усовершенствовать с «определенной ренессансной энергией» в своих работах - умение сочетать стиль неоренессанса, соответствующий истории города, с новой модой, особенно связанной с парками в английском стиле, как на вилле Фредерика Стибберта, например - которая привела его к назначению на пост главы Муниципального управления искусств.
После поездок в Лондон и Париж, где глава муниципального управления мог наблюдать современные градостроительные и архитектурные решения, он вознамерился следовать образцам обновления великих европейских городов и, в частности, Парижа, которым «заболел», увидев город расширенным грандиозными бульварами под руководством барона Жоржа Эжена Османа (Georges-Eugène Haussmann) во время второй империи. Но бывший полицейский Осман был, в первую очередь, политиком и знатоком района реки Сены.
Османовские «грандиозные бульвары» предназначались, прежде всего, для предотвращения народных восстаний, вспыхивавших в старых узких! средневековых кварталах. Поэтому он «перекроил» ряд населённых районов: снёс множество старых, в том числе средневековых, домов и проложил великолепные, позже ставшие популярными, зелёные бульвары. Окружённый зеленью Париж стал в османовском градостроительстве «безобидной бомбой под троном» Наполеона III.
Градостроитель в Джузеппе Поджи проснулся с неистовой силой и решил, что Флоренция тоже должна быть окружена бульварами.
В северной части Арно он, вдохновленный парижскими бульварами, без особого сожаления снёс древние стены, чтобы раскатать серию новых широких, усаженных деревьями, бульваров - Виали ди Чирконваллационе (Viali di Circonvallazione - в переводе с итальянского - Кольцевые проспекты), которые сегодня окружают исторический центр и которые флорентийцы, с присущим им юмором, добродушно, но справедливо сразу же прозвали «страдони» (lo stradone - в переводе с итальянского - большая дорога, stradoni - большие дороги, а в шутку - «дорожищи»), потому что для Флоренции той эпохи это были слишком широкие дороги, да и само, не особо красивое, слово «страдоне» флорентийцы употребляют редко.
Они, действительно, получились широкими и красивыми, некоторые площади с оставшимися городскими воротами, до которых мы обязательно дойдём, включённые в кольцо проспектов за пределами городских стен, довольно живописны, соответствовали вкусам того времени и по ним шли селиться богатые буржуазные семьи.
И на южном берегу Арно «одержимый» Парижем архитектор не остановился и протянул знаменитую шестикилометровую романтическую Виале деи Колли (Viale dei Colli - в переводе с итальянского - Аллея Холмов), но в некоторых местах «история» Флоренции всё же устояла. Однако архитектор ошибся, выбрав периметр древних стен для прокладки проспектов. Поэтому Флоренция, к счастью, стала не вторым зелёным Парижем, а осталась сама собой.
Кроме этого, проект Джузеппе Поджи предусматривал расширение Флоренции как столицы и внутри исторического центра. На некоторых участках много домов было снесено, а переулки раздвинуты. Сильные экономические интересы требовали строительства величественных зданий на благо зарождающегося класса буржуазии, поэтому сносилось всё без особых угрызений совести и на их месте вырастали современные палаццо.
В районе Старого рынка (Mercato Vecchio - сегодня Piazza della Repubblica - Площадь Республики) абсолютно всё сравняли с землёй, так как там находилось гетто, а затем дома, оставленные евреями после 1848 года, превратились не только в заброшенное и убогое место, но ещё и очень опасное. Флорентийцы отзывались о нём плохо и считали, что оно никак не соответствовало статусу столицы, «Но стоило ли полностью всё уничтожать?» - задаются вопросом историки.
И если этот район нуждался в полной реконструкции, то снос древних церквей, даже в гетто, дома-башни, центры искусств в других кварталах, флорентийцы никак не могли простить.
Архитектор Поджи также предусмотрел прокладку центральной широкой улицы от площади Санта Три́нита (piazza Santa Trinita) до площади Санта Кроче (Piazza Santa Croce), которая, к счастью, осталась только в состоянии хорошо продуманного плана.
Градостроительные нововведения натыкались на постоянные препятствия и вызывали серьёзные споры, чем постоянно злили главу муниципального управления. Но перенос столицы и серьёзный экономический кризис города закрыли окончательно все нереализованные проекты амбициозного архитектора.
Он даже отказался от гробницы в базилике Санта Кроче и приказал, чтобы его похоронили в братской могиле на кладбище Треспьяно (Cimitero di Trespiano), а сверху поставили c его именем обычный деревянный крест.
Но как бы сегодня не спорили историки о личности Джузеппе Поджи и о его архитектурных шедеврах обновлённого города, однако площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), по его проекту, стала одним из самых любимых мест не только гостей красавицы Флоренции, но и самих флорентийцев.
Кроме того, от неё спускаются великолепные, так называемые, пандусы Сан Никколò (Rampe di San Niccolò) с террасами, лестницами и губчатыми пещерами (grotte di spugne), вплоть до площади, которой предстояло взять собственное имя архитектора.
Но это уже другая история.
Добро пожаловать во Флоренцию! Ваше Окно в Италию!
Все фото автора, если не указано другое.