«Я успел только пробежаться по главным улицам Флоренции: она мне очень нравится. Не буду врать, если бы я так сильно не скучал по Родине, думаю, этот город очаровал бы меня намного сильнее. Возможно, это только тихое начало нашего с Флоренцией громкого приключения. Кто знает! Кто знает!»
Так писал в своём дневнике Пётр Ильич Чайковский во время первого посещения Флоренции в 1874 году.
Его очень вдохновляли поездки в Европу. И самой вдохновляющей страной Чайковский считал Италию. Именно в Италии композитор обретал душевное равновесие и продолжал работать над своими музыкальными творениями. Здесь он чувствовал себя как дома.
Он бывал в Риме, в Генуе, в Венеции, но из всех итальянских городов только к Флоренции Чайковский испытывал особую привязанность.
«Чем больше живёшь во Флоренции, тем больше её любишь. Это не шумная столица, в которой глаза разбегаются и устаёшь от суеты, но вместе с тем, здесь так много предметов полных художественного и исторического интереса, что скучать нет никакой возможности».
Чайковский не любил большого скопления народа, а дома он всегда был окружён коллегами, издателями, заказчиками, родственниками, поклонниками. Было абсолютно невозможно сосредоточиться на музыке, поэтому композитор, несмотря на то, что безмерно любил Россию, работать мог только вдали от дома.
Его меценатка и друг Надежда Филаретовна фон Мекк, сама прилично игравшая на фортепьяно, прекрасно понимала как музыка может влиять на сознание человека. Она безмерно восхищалась музыкой Чайковского и потому искренне делала всё возможное для того, чтобы этой музыки стало больше:
«Пётр Ильич, быть может вам представится желание провести некоторое время во Флоренции, разумеется под мои теплейшим покровительством. Так что вам не надо было бы в эти полтора месяца ни о чём заботиться и только заниматься тем, что дорого и вам и мне – музыкой».
Самая большая ошибка в жизни, совершённая Чайковским в 1877 году, привела его в состояние глубокой депрессии. И снова Надежда Филаретовна оказалась «рядом». Она, как никто другой, чувствовала, что ему необходимо:
«Мною было принято решение уехать на зиму во Флоренцию. Не желаете ли вы, мой дорогой друг, принять моё приглашение и также отправится в этот чудесный город, не заботясь о каких-либо финансовых трудностях».
Разве мог Чайковский отказаться от столь заманчивого предложения:
«Вы ещё спрашиваете! Разумеется, я еду!»
Надежда Филаретовна выбирала место не просто тихое, вдали от суеты центра города, но и красивое, потому что знала, что важно для композитора и что нужно, чтобы он мог спокойно работать и чтобы ничто не отвлекало его от сочинительства.
Из письма Петра Ильича Надежде Филаретовне фон Мекк:
«Я не нахожу слов, дорогой друг, чтобы выразить своё восхищение всем, что меня окружает. Невозможно представить жизнь в более совершенном месте. Я ходил вокруг своего великолепного дома и наслаждался несравненной тишиной, думая о лежащей у моих ног Флоренции, которую я так люблю. Когда я рано утром открыл ставни, мой энтузиазм снова удвоился.
Что касается моего дома, то у него есть только один недостаток: он слишком красив, слишком просторен, слишком удобен. Боюсь, здесь я слишком избалован. Особой ценностью виллы является та обширная терраса, по которой можно прогуляться и подышать свежим воздухом, не выходя из дома».
Из письма Чайковского Анатолию Пахульскому:
«Квартира состоит из ряда красивых комнат: гостиной, столовой, спальни, гардеробной и комнаты для Алёши. В гостиной есть потрясающий рояль. Два больших букета цветов украшают мой письменный стол, оборудованный всем необходимым для письма. Мебель великолепная. Я действительно очарован всем этим, но больше всего ценю то, что дом находится за городом. Из окна открывается чарующий вид и меня окружает абсолютная тишина. Через полчаса ходьбы вы прибудете в город».
Этот дом, который Надежда Филаретовна лично выбирала для Чайковского, находится на перекрёстке тихой живописной улочки Сан Леонардо и великолепной Аллеи Холмов (Viale dei Colli), где Пётр Ильич провёл несколько замечательных месяцев в 1878 году.
«Она, ваша вилла, находится на прелестнейшей круговой дороге называемой Viale dei Colli (Аллея холмов). Дорога эта чрезвычайно красива. Это есть аллеи из платановых и каштановых деревьев с гротами по бокам, цветниками, уступами, террасами».
На картах Флоренции её нет, но если вы спросите флорентийца, где находится Viale dei Colli (Аллея Холмов), он без раздумий направит вас по адресу.
Аллею Холмов (Viale dei Colli, итал. - viale - аллея, бульвар) Флоренция получила в период своего царствования на троне Итальянского королевства с 1865 по 1870 годы. Грандиозная архитектурная и инженерная мысль амбициозного флорентийца Джузеппе Поджи (Giuseppe Poggi), шагая в ногу со стилем того времени, сломала крепостные стены и окружила Флоренцию современными широкими проспектами с высокими деревьями, а Аллею Холмов задумала как длинную шестикилометровую романтическую прогулку и протянула её от Римских ворот (Porta Romana) до моста Сан Никколò (Ponte San Niccolò), окаймляя знаменитую площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo) - величайшее своё творение.
Аллея Холмов - очень красивое и романтичное название, но более современная Флоренция решила увековечить на ней имена своих гениев. Сегодня это Viale Machiavelli, Viale Galileo, Viale Michelangelo - Бульвар Макиавелли, Бульвар Галилея, Бульвар Микеланджело.
Несмотря на то, что они более шумные, чем во времена Чайковского, прекрасная романтическая прогулка по всему живописному холму к югу от Флоренции от этого ни чуть не пострадает.
Чайковский с удовольствием гулял и в центре Флоренции, неоднократно посещал галерею Уффицы (Galleria Uffizi) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Очень любил бывать в капелле Медичи (Capella Medicee) при церкви Сан Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), которая произвела на него неизгладимое впечатление – «это колоссально красиво и грандиозно».
Но будучи страстным пешеходом, Аллея Холмов и прогулки к площади Красивого вида (Piazza Bellosguardo) были самыми любимыми.
Из письма Надежде Филаретовне фон Мекк:
«Как дорога мне необыкновенная красота окрестностей Флоренции! Bello Sguardo – местечко в пригороде Флоренции, откуда открывается чудесный вид на всю Флоренцию с окрестностями, а за ещё одним восхитительным видом на Флоренцию стоит идти к базилике ди Сан Миниато. Вчера я совершил долгую прогулку и не могу вам передать, как я наслаждался чарующей вечерней тишиной, нарушаемой только вдалеке журчанием Арно».
Пётр Ильич также очень любил тихую живописную улочку Святого Леонардо (via di San Leonardo), на которой жил и которая намного старше своих братьев-бульваров.
С огромным удовольствием он ходил по ней встречаться с любимой Флоренцией, спускаясь к воротам Святого Миниато (Porta San Miniato).
«Я определённо влюблён в это город, о моя дорогая Флоренция, приносящая мне столько вдохновения – спасибо».
Флоренция щедро одаривала Чайковского вдохновением. Композитор в своей великолепной музыке сплёл воедино тосканские холмы и русскую равнину, о чём сегодня свидетельствует мемориальная доска, закреплённая на стене виллы Бончиани со стороны улицы Сан Леонардо.
«На этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский прибыв с необъятной русской равнины на нежный тосканский холм, наполнявшие оба его бессмертные мелодии». (перевод автора)
В 2008 году, после капитальной реставрации, вилла Бончиани была выставлена на продажу как кондоминиум на две семьи. Проданы квартиры в ней или нет - неизвестно. Остаётся только надеяться, что новые жильцы будут достойными памяти нашего великого композитора.
Каждые три минуты на планете звучит бессмертная музыка Чайковского, нашего русского гения, самого искреннего из композиторов, часть из которой он написал в нежно любимой им Флоренции.
Ваше Окно в Италию!