Найти тему

Мы в глаза друг другу взглянем, руки жаркие сплетем...Ещё один "крокодильский концерт" конца 60-х.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодня в публикации я хочу напомнить вам ещё одну подборку советских карикатур, сатирические сюжеты которых художники остроумно комментировали фразами из песен либо всем известных, либо очень в те времена популярных. В «Крокодиле» эти карикатуры обычно публиковались в отдельной рубрике под названием «Крокодильский концерт», и предыдущие выпуски таких «концертов» на канале вы можете посмотреть ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

«Номера» сегодняшнего крокодильского изоконцерта были опубликованы в журнале в конце 60-х, и я не знаю, помните ли вы песни, фразами из которых художники комментируют эти рисунки, но для того, чтобы понять, что авторы песен, сочиняя их, имели в виду совсем не то, что изображено на карикатурах, помнить их совсем необязательно. Поэтому предлагаю вам просто улыбнуться этому остроумному несоответствию и тому, как с его помощью крокодильские художники-карикатуристы решали свои сатирические задачи. Смотрим))

В первой карикатуре автор, используя фразу из романса, знакомого многим и сегодня, высмеивает молодых людей, имидж которых в те времена образу советского человека, мягко говоря, не соответствовал. В наше время образ так называемых стиляг романтизируют, а в конце 60-х годов прошлого века более популярных в СССР объектов для сатиры, за исключением пьяниц и алкоголиков, как мне кажется, не было.

Художник Александр Грунин, "Крокодил" №9, 1968
Художник Александр Грунин, "Крокодил" №9, 1968

Но тайна твои покрывала черты...

Ещё один сатирический камушек в огород стиляг, "зажигающих", как я понял, под звуки не особо приветствуемого советским обществом 60-х твиста. А фразу для комментария, если кто-то не сумел определить, художник взял из знаменитой песни про героический крейсер "Варяг":

Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №9, 1968
Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №9, 1968

В предсмертных мученьях трепещут тела...

В популярной в те времена песне "Лучше нету того цвету", которую исполняла Марина Пархоменко, определенный телесный контакт между её персонажами тоже присутствует, но значительно более слабый, так как цели его у них от намерений этих бугаев, мягко говоря, немного отличаются:

Художник Владимир Жаринов, "Крокодил" №9, 1969
Художник Владимир Жаринов, "Крокодил" №9, 1969

Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем...

В трагичной песне "Меж высоких хлебов", откуда художник позаимствовал эту фразу для подписи к следующему рисунку, молодой стрелок, вообще-то, успокоился потому, что просто застрелился, однако автор карикатуры предрек её персонажу смерть более мучительную, самой распространенной причиной которой является цирроз печени:

Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №9, 1968
Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №9, 1968

Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок...

Если учесть, что людей в те годы на лекции и собрания частенько буквально загоняли, то полное отсутствие их интереса к тому, что творится на сцене, а также удивительная подготовленность лектора к такой ситуации, вполне объяснимы. Из какого романса художник позаимствовал строчку для подписи к этой карикатуре, напоминать, я думаю, не надо))

Художник Борис Савков, "Крокодил" №9, 1969
Художник Борис Савков, "Крокодил" №9, 1969

Однозвучно звенит колокольчик...

В чем заключается сатирическая подоплека следующей карикатуры я, честно говоря, до конца не понял, поэтому надеюсь, что вы мне с этим поможете в комментариях)) Догадываюсь только, что, этот горластый здоровяк с помощью строчки из знаменитой песни "Степь, да степь кругом" пытается через знакомого хоть как-то объяснить жене, почему он так внезапно вдруг покинул семейное гнездышко:

Художник Владимир Жаринов, "Крокодил" №9, 1968
Художник Владимир Жаринов, "Крокодил" №9, 1968

- А жене скажи, что в степи замерз!

Автор следующей карикатуры остроумно использовал строки из романса "Мне сегодня так больно", который когда-то был популярен в исполнении Изабеллы Юрьевой, для того чтобы обратить внимание на нерасторопность советских коммунальных служб, обязанных поддерживать в порядке обветшалый жилищный фонд. При этом неизвестно, кому приходится тяжелее: героине романса, которую покинул любимый человек, или персонажу карикатуры, вынужденному жить в сырости.

Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №6, 1969
Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №6, 1969

Я пишу тебе снова,
Видишь - слезы на строчках...

В песне, строчку которой художник взял в качестве подписи к следующей карикатуре, поется о карманном фонарике, который сильно выручал москвичей во время ночных дежурств в военные годы. Однако для его уличного собрата автор рисунка нашел "работу" менее героическую. Хочется только добавить, что кроме стабилизации вертикального положения тела, уличные фонари способны выполнять ещё одну, очень полезную для пьяных людей функцию: под ними светло, поэтому искать потерянные где-то ключи от квартиры под фонарем значительно удобнее:

Художник Валентин Гинуков, "Крокодил" №9, 1968
Художник Валентин Гинуков, "Крокодил" №9, 1968

- Мой старый друг, фонарик мой...

Насчет "много бед" автор следующей карикатуры, конечно, погорячился, однако неприятности на свой организм, купаясь на замусоренной пляжной отмели, огрести можно вполне серьезные. Так что карикатуру эту вполне можно отнести к разряду, который Чехов определил, как "смех сквозь слёзы":

Художник Владимир Каневский, "Крокодил" №9, 1969
Художник Владимир Каневский, "Крокодил" №9, 1969

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно:
В роковом его просторе
Много бед погребено...

Ну и последний "номер" сегодняшнего "крокодильского концерта", основанный на песенке детской. В нем его авторы не удержались, и напрямую назвали тех, кто мешает гражданам наслаждаться покоем на природе, самыми настоящими козлами))

Художники Константин Невлер и Михаил Ушац, "Крокодил" №34, 1978
Художники Константин Невлер и Михаил Ушац, "Крокодил" №34, 1978

Вздумалось козлику в лес погуляти...

На сегодня всё)) С началом календарного лета вас и хорошего вам настроения))