Найти тему
"Волость"

Можно ли признать шахту безопасной простым голосованием?

В областном центре вчера состоялось заседание Совета по повышению уровня промышленной безопасности на угольных и горнорудных предприятиях Кузбасса. Тема для региона весьма актуальная, учитывая периодические ЧП с массовой гибелью людей на угольных предприятиях. Не случайно присутствовали на совещании и руководители большинства шахт, и представители Ростехнадзора, и губернатор Сергей Цивилев, в том числе.

Начало текущего года, слава Богу, пока пройдено без серьезных аварий, о которых взахлеб говорили бы федеральные СМИ. Но это ничуть не свидетельствует о существенном снижении нарушений на предприятиях, да и об исключении аварийности тоже. Выступивший на заседании заместитель руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Денис Грибков подробно рассказал о том, с чем пришлось столкнуться инспекторам в первые четыре месяца.

За этот период на угольных предприятиях Кузбасса (всего на территории региона находится 315 объектов угольной промышленности) было проведено 1 919 проверок, и в ходе их выявлено 7 690 нарушений. Принуждение к добросовестному исполнению правил промышленной безопасности различалось в зависимости от степени тяжести выявленных нарушений: «осуществлено 165 административных приостановлений деятельности, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 1 271 юридических и должностных лиц, назначено 1 административное наказание в виде дисквалификации».

Основная работа, по утверждению представителя Ростехнадзора, по понятным причинам проводится на предприятиях с подземной добычей угля. То есть там, где пункты требований к промышленной безопасности в буквальном смысле написаны кровью. А это значит, что и вся опубликованная выше статистика большей частью характеризует положение дел в шахтах Кузбасса. Хотя их доля в общем объеме региональной добычи и составляет лишь 34%.

Зашел вновь разговор на совещании и о новокузнецкой шахте «Юбилейная», о которой мы писали уже не раз в связи с тем, что предприятие в течение вот уже полутора лет больше стоит, чем работает. По той простой причине, что с годами в начальный проект были внесены существенные изменения, которые не соответствовали ни строительным нормам, ни нормам промышленной безопасности. И все это время предприятие никак не может добиться положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертизы России». Видимо, настолько большой и настолько серьезный объем этих отклонений, что ни денег, вложенных в дело, ни инженерной мысли управляющей компании «ТопПром» вкупе с проектировщиками из АО «НЦ ВостНИИ» не хватает, чтобы в кратчайшие сроки эти нарушения устранить.

Вот и накануне совещания из «Главгосэкспертизы» в адрес «Юбилейной» опять пришло уведомление об отрицательном заключении. В связи с этим генеральный директор управляющей компании Ольга Левшенкова обратилась к присутствующим в зале представителям Ростехнадзора и чиновникам правительства посодействовать в снятии всех ограничений, наложенных судом на шахту. Уже сам по себе такой подход кажется весьма любопытным, чем-то напоминающим тулеевские согласования, но не будем забывать, что мы так и живем «в правовом государстве» — другого у нас нет.

Кажется, попытка убедить всех, что выявленные 17 нарушений не имеют абсолютно никакого отношения к промышленной безопасности (все они якобы связаны с недоработками на поверхности), удалась. По крайней мере, губернатор попросил заинтересованные стороны ознакомиться с положением дел на предприятии, с претензиями инспекторов Ростехнадзора и сотрудников «Главгосэкспертизы», чтобы вернуться к проблеме на Техническом совете, который должен состояться на следующей неделе.

Одной из заинтересованных сторон вдруг оказался и Росуглепроф в лице председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Олега Маршалко. Основной аргумент выступившего – накаляющаяся социальная обстановка на предприятии: шахта стоит, денег нет, семьи рабочих бедствуют. Вроде бы все понятно – так профлидер и должен действовать, отстаивая интересы наемного персонала. Но ведь совещание посвящено промышленной безопасности. Похоже, Маршалко уверен, что может только права качать, и в случае ЧП на предприятии с него никто не спросит. А ведь лишь немногим более месяца назад на «Юбилейной» в рабочей лаве было зафиксировано резкое повышение уровня метана с выносом в действующие горные выработки. И 140 человек были в экстренном порядке эвакуированы.

Поучиться бы профлидеру выдержке, которая характерна для не так давно назначенного на свой пост руководителя Кемеровской межрайонной прокуроры по надзору за исполнением законодательства в угольной отрасли Дмитрию Лосковиченко. Который, видимо, вполне допускает, что чиновники вроде Маршалко или заместителя губернатора Панова простым голосованием могут решить, представляет угрозу шахта для здоровья и жизни людей, или нет.

Есть, кстати, и еще одно «но», характеризующее недисциплинированность руководства этого предприятия и управляющей компании. Решением Заводского районного суда Новокузнецка от 14.04.2023 года была приостановлена производственная деятельность на шахте, но для поддержки «оборудования механизированного комплекса выемочного участка 16-24 в работоспособном состоянии» на потенциально опасном объекте была разрешена ограниченная работа в очистном забое. Однако, когда 12 мая инспекторы Ростехнадзора зашли с контрольной проверкой, то выяснилось, что разрешенный объем добычи был превышен почти в два раза – вместо 24 610 тонн на-гора выдано 42 750.

А это уже нарушение из другой плоскости. За неисполнение судебного решения вполне может быть возбуждено и уголовное дело. Понятно, что к такому развитию событий в «ТопПроме» не привыкать, но все же… Последнее слово в этом конфликте за судебными приставами.

Евгения Шпакова