Найти тему

ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ. Дашко Татьяна Васильевна

Оглавление
Татьяна Васильевна Дашко, урожденная Волегова
Татьяна Васильевна Дашко, урожденная Волегова

Татьяна Васильевна Дашко, в девичестве — Волегова, в 1963 году закончила Томский инженерно-строительный институт (ТИСИ), по профессии инженер-строитель. Живет в Тюменской области и на Украине. Каждые пять лет она приезжала в Томск, на встречу выпускников.

Первый раз Татьяна Васильевна была гостем музея в 2003 году, когда и было записано первое интервью, потом — спустя 15 лет, в 2018.

«Я имею удостоверение репрессированной и реабилитированной», — так говорила Татьяна Васильевна о себе. Ее дед и отец, и почти все братья отца были расстреляны.

Аудиозапись ее рассказа доступна на сайте музея, в проекте «Последний свидетель».

Ее история об отце — Волегове Василии Павловиче — уже опубликована на нашем канале в Хронике репрессий за 1 июня.

Ниже — рассказ Татьяны Васильевны о своем деде.

-2

— Мой дед, мамин отец — Иван Людвигович Ярошевский — был расстрелян в 1930 году, по обвинению «в заговоре против Советской власти».

В Книге Памяти у него неверно указано отчество, он не Матвеевич, а Людвигович, Иван Людвигович Ярошевский…

Прадед Людвиг Карлович Ярошевский был сослан из-под Кракова, после восстания в Польше, примерно в 1865 году, на Урал. Его сын Иван — мой дед — родился в Тобольске, одно время проживал в Томске. Его брат Михаил (прим. ред: Михаил Людвигович Ярошевский, расстрелян в марте 1938) окончил в Томске политехнический институт…

И.Л. Ярошевский (фрагмент коллективной фотографии)
И.Л. Ярошевский (фрагмент коллективной фотографии)

Дед принимал участие в Первой мировой войне, ушел добровольцем, вместе с ним ушла на фронт сестрой милосердия и его жена — моя бабушка.

Я запрашивала документы, чтобы проследить судьбу деда. Кончилась она рвом на Пушкина, в районе тюрьмы. Пуля в лоб. Когда училась в ТИСИ, мы жили на Партизанке. И я никогда не знала, что там, наискосок, тюрьма, в которой, доживал свои дни мой дед Иван Людвигович…

В КГБ мне показали дело. В списке было 203 человека, подписано тройкой. Деду тогда было 50 лет…

Когда я смотрела в 91 году документы деда и других людей из этого расстрельного списка, там, в приемной КГБ, было много людей, кто знакомился с делами. Читала документы Дела, жаль, копии почти не удалось сделать… В том числе, там были протоколы, у кого что изъяли при аресте. У кого-то — мешок сухарей…

Фамилии в списке даже знакомые увидела, один из них — родственник моего однокурсника. Никому ведь ничего не рассказывали…

Деда реабилитировали в 1960 году. Мама прожила после этого еще 25 лет, но, интересная система тогда была, родственникам о реабилитации не сообщали. И за все это время, до самой своей смерти, она ничего нам не рассказывала.

Отец, как и дед, так написано в деле, воевал на стороне Колчака..
Ну, воевали-то все они — за Россию...

Мою сестру не приняли в Томский университет, потому что написала правду об отце, хотя она все экзамены сдала на одни пятерки. А я при поступлении про отца просто написала — умер, собственно, так нам мама всегда и говорила... Поступила в институт.

-5

Из Анкеты арестованного ОГПУ, апрель 1930:

Фамилия, имя и отчество: Ярошевский Иван Людвигович
Образование: окончил гимназию и 2 курса университета.
Семья:
Жена Елизавета Константиновна, 50 лет, домохозяйка;
Дочь Зоя, 27 лет, врач, г. Кузнецк;
Дочь Мария, 28 лет, служит в «Штамовском» институте, Томск;
Брат Михаил, 42 года, инженер, Томск.
Партийность: беспартийный.
Специальность: счетоводство и административно хозяйственная работа.
С 1915 года – на фронте в Красном Кресте Союза городов, в должности зав. Хозяйством.
С 1 января 1917 – уполномоченный при штабе II армии.
С 1 марта – уполномоченный и председатель арм. Комитета до октября 1917, когда была эвакуация в тыловой Томск, где работал до 17 сентября 1919 года в прод.организациях. А затем был призван Колчаком и определен в Инструкторскую школу, в которой пробыл до 13/XII-1919, затем был отправлен к Красноярск. При отступлении остался в Красноярске.
23/XII-1919 призван в Красную армию, где служил в должности делопроизводителя.
С 1928 года служил на верфи К.С.П. на реке Чулым
-6

Иван Людвигович Ярошевский был арестован 29 марта 1930 по обвинению в участии в контрреволюционной повстанческой организации. Перед арестом он служил завхозом в поселке Баржестрой.

По делу проходило 192 человека, проживавших на территории Зачулымского, Ново-Кусковского и Зырянского районов современной Томской области. 2 июня 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по Запсибкраю 123 человека были приговорены по ст. ст. 58-8-10-11 УК РСФСР к ВМН, в их числе и И.Л. Ярошевский.

Все расстреляны 13 июня 1930 года в Томске.

Реабилитированы 26 мая 1960 решением Томского областного суда.

-8

Полную информацию, фотографии и документы вы можете посмотреть в личных карточках «Василий Павлович Волегов», «Иван Людвигович Ярошевский» Томского мартиролога.

Аудиозапись интервью с Татьяной Васильевной Дашко доступна на сайте музея, в проекте «Последний свидетель».

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.