Найти тему
Наука и фантастика

Космическое стихотворение Арсения Тарковского

Вдогонку к вчерашней статье, где упоминалось увлечение астрономией замечательного поэта Арсения Александровича Тарковского (1907-1989).

А. А. Тарковский. Фотография из открытых источников.
А. А. Тарковский. Фотография из открытых источников.

Отразилось ли это увлечение в его стихах?.. Да, причем как минимум в одном случае - весьма подробно и точно.

Стихотворение относится к 1958 году. В те годы Тарковский писал "в стол", его не публиковали. Но, как истинный поэт, без стихов жить не мог.

Форма - белый стих (ритм - пятистопный ямб, рифмы отсутствуют). В самых первых строках перед нами интересная метафора: земная атмосфера уподобляется куполу, который "рабочий ангел" привел в движение... Или имелся в виду раздвигающийся купол обсерватории? Кажется, радиотелескопов в 1958 году в СССР еще не было?..

Фото радиотелескопа из сети.
Фото радиотелескопа из сети.

Телец, Орион и Большой пёс

Могучая архитектура ночи!

Рабочий ангел купол повернул,

Вращающийся на древесных кронах,

И обозначились между стволами

Проемы черные, как в старой церкви,

Забытой Богом и людьми.

Но там

Взошли мои алмазные Плеяды.

Семь струн привязывает к ним Сапфо

И говорит:

«Взошли мои Плеяды,

А я одна в постели, я одна.

Одна в постели!»

/"Взошли мои алмазные Плеяды".../
/"Взошли мои алмазные Плеяды".../

Ниже и левей

В горячем персиковом блеске встали,

Как жертва у престола, золотые

Рога Тельца

и глаз его, горящий

Среди Гиад,

как Ветхого завета

Еще одна скрижаль.

/"...золотые рога Тельца"/
/"...золотые рога Тельца"/

Проходит время,

Но - что мне время?

Я терпелив,

я подождать могу,

Пока взойдет за жертвенным Тельцом

Немыслимое чудо Ориона,

Как бабочка безумная, с купелью

В своих скрипучих проволочных лапках,

Где были крещены Земля и Солнце.

/"...немыслимое чудо Ориона"/...
/"...немыслимое чудо Ориона"/...

Я подожду,

пока в лучах стеклянных

Сам Сириус -

с египетской, загробной,

собачьей головой -

Взойдет.

/"Сириус с египетской, загробной, собачьей головой".../
/"Сириус с египетской, загробной, собачьей головой".../

Мне раз еще увидеть суждено

Сверкающее это полотенце,

Божественную перемычку счастья,

И что бы люди там ни говорили -

Я доживу, переберу позвездно,

Пересчитаю их по каталогу,

Перечитаю их по книге ночи.

---

Поэтические характеристики звезд и созвездий определяются не только порядком их появления на ночном небе или последовательностью наблюдений за ними (Тарковский был астрономом-любителем и имел свой телескоп). Внутренний смысл стихотворения - не описательный, здесь много слоев. Названия отсылают читателя к древности - к мифологии и поэзии Греции (вплоть до цитаты из Сафо) и Египта (Сириус сверкает на голове Большого Пса, который уподоблен египетскому богу - проводнику мертвых, Анубису, божеству с головой шакала). Очень точны и прочие дополнительные детали.

Так, "семь струн", которые Сафо привязывает к Плеядам - это и семь звезд, входящих в созвездие, и семь струн древнегреческого инструмента - лиры, или более низкой разновидности, барбитона, на котором аккомпанировали себе античные поэты-лирики.

Лира. Фрагмент краснофигурной вазы из Эрмитажа. Фото моё.
Лира. Фрагмент краснофигурной вазы из Эрмитажа. Фото моё.

Помимо этого, выстраивается "вселенная" человеческой жизни: любовь и любовное томление, вера и жертвенность, душа ("бабочка безумная" - по-гречески "душа" и "бабочка" - одно слово, "психе"), предвестие неминуемой смерти, счастье осознанного бытия...

Бонус: комната в доме-музея Андрея Тарковского в Юрьевце. Фото моё, 2018. Стихотворение Арсения Александровича писалось не здесь, но контраст космического размаха духовного зрения и чрезвычайно скромного быта поэта примерно тот же.
Бонус: комната в доме-музея Андрея Тарковского в Юрьевце. Фото моё, 2018. Стихотворение Арсения Александровича писалось не здесь, но контраст космического размаха духовного зрения и чрезвычайно скромного быта поэта примерно тот же.

--

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые жлобские условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".

А если вам боязно читать мою фантастику, почитайте стихи - это совершенно бесплатно. Сейчас поэт может выкладывать тексты в интернет, а не складывать в стол, хотя эффект примерно тот же. Вещаешь в космос. Телец, Орион, Большой Пёс - ау...