Найти тему
Время и Право

Стала ли Россия конституционной монархией в 1905-1906 годах

Оглавление

В истории России 1905 год занимает особое место. Это время начала Первой русской революции. В связи с непрекращающейся «смутою» 17 октября (30-го по новому стилю) 1905 года российский император Николай II обнародовал Манифест, который провозглашал ряд политических свобод и скорый созыв Государственной думы.

Как принималось решение о Манифесте

В начале октября в Москве началась Всероссийская октябрьская политическая стачка, которая охватила всю страну. Были парализованы многие сферы деятельности, промышленность, железнодорожное сообщение.

Бастующие требовали увеличения зарплат, демократии, свободы и свержения самодержавия.

Нужно было что-то предпринимать. Император попросил совета у С. Ю. Витте. По его мнению перед властью стоял выбор: или диктатура, или конституция.

К диктатуре власть не была готова. Это означало бы пролитие большого количества крови для подавления восстания и не решило бы проблему.

Но и на проведение государственной реформы Николай II решился с трудом. Его научили, что самодержавие дано от Бога. В таком порядке передали страну ему, и в таком же он должен передать её своему сыну. Иначе он его обделит.

Однако, всё же императора удалось уговорить.

«Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Госуд. Думу — это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря, что хотя он и рискованный, тем не менее единственный в настоящий момент. Почти все, к кому я ни обращался с вопросом, отвечали мне так же, как Витте, и находили, что другого выхода кроме этого нет» (из письма Николая II своей матери Марии Федоровне в Копенгаген, 19 октября 1905 года).

Император считал, что не стоит бояться насильственных мер. Однако он признавал, что решительность не отменяла необходимости в преобразованиях. И в итоге 17 октября 1905 года всё же подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка.

17 Октября 1905. Художник: Илья Репин
17 Октября 1905. Художник: Илья Репин

Сам он так описывал свои эмоции:

«Мы обсуждали его [манифест] два дня и, наконец, помолившись, я его подписал. Милая моя мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! Я не мог телеграммою объяснить тебе все обстоятельства, приведшие меня к этому страшному решению, которое, тем не менее, я принял совершенно сознательно» (из письма Николая II своей матери Марии Федоровне в Копенгаген, 19 октября 1905 года).

Это «страшное решение» привело к учреждению в России Государственной думы — законодательного органа власти.

Преобразования в системе государственных органов

Сам Николай II в письме к матери писал, что подписанный документ «в сущности, и есть конституция». Однако, конституцией его назвать трудно. Это, скорее, декларация о намерениях.

Зато на название конституции могут претендовать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года. Они закрепили распределение полномочий между императором, Советом министров, Государственным советом и учрежденной Государственной думой.

Незадолго до открытия Думы власти определили порядок её работы. Они постарались свести её полномочия к минимуму.

Но всё же Государственная дума была законодательным органом, без одобрения которого не мог быть принят ни один закон за исключением вопросов обороноспособности страны, её внешнеполитического курса и Положения об императорской фамилии. В эти вопросы депутаты вмешиваться не могли.

Император обладал правом абсолютного вето, т. е. мог отклонить законопроект. Созывалась Дума на пять лет, однако, император мог распустить её по своему усмотрению в любой момент.

Несмотря на весьма ограниченные полномочия, создание Государственной думы стало большим шагом к установлению в России конституционной монархии.

Так была ли конституция?

Споры о том, следует ли считать Основные государственные законы 1906 года конституцией, исследователи ведут до сих пор.

Когда Манифест 17 октября только был принят, даже сам император признавал факт учреждения в России конституционных порядков. Накануне Николай II написал:

«Да, России даруется конституция» (из письма генералу Трепову, 16 октября 1905 года).

После опубликования Манифеста самарский губернский предводитель дворянства А. Н. Наумов спрашивал назначенного премьер-министром С. Ю. Витте, можно ли говорить о сохранении в России самодержавия. Тот ответил, что нет.

Но постепенно прошел тот страх, в атмосфере которого принималась решение, и изменилось отношение к Манифесту. В феврале 1906 года на царскосельских совещаниях С. Ю. Витте уже доказывал, что в России конституции нет и император вправе взять обратно все дарованные права.

Чуть позже сам император уверенно заявил одной из делегаций: «Я не потерплю никакого умаления самодержавия».

Но при подготовке Основных законов высшие сановники империи уговорили Николая II исключить слово «неограниченный» в отношении самодержавия. Тем не менее он оставался самодержцем при наличии конституционных учреждений.

Большинство юристов начала XX века не сомневались в установлении конституционной монархии в России. Она не была похожа на английскую, но вполне укладывалась в немецкие модели.

Пусть полномочия Думы и были ограниченными, но по большинству вопросов император не мог самостоятельно издавать законы.

Хотя император имел право абсолютного вето и мог «завернуть» любой законопроект, это не было чем-то из ряда вон выходящим. Такое право вето было в то время у большинства монархов Европы, хотя пользовались они им чрезвычайно редко.

В статье 87 Основных законов было закреплено право подписывать указы, имевшие силу закона, в перерывах между сессиями Думы. Именно эту норму любят приводить в доказательство незыблемости самодержавия.

Но, во-первых, применение «чрезвычайно-указного права» бывает оправданным, когда правительство вынуждено оперативно отвечать на возникающие обстоятельства. Во-вторых, та же статья требовала внести указ на рассмотрение Думы в течение двух месяцев после возобновления её работы — иначе он утрачивал силу.

Поэтому мнение о том, что в Российской Империи не было ни конституции и монархия осталась абсолютной, не выдерживает критики.

Конституционные монархии бывают разными (как и абсолютные). И главный принцип здесь такой — если полномочия монарха хоть в чем-то ограничены представительным органом (парламентом), то это уже не абсолютная, а конституционная монархия.

Основные государственные законы 1906 года на этот счет не оставляют никаких сомнений — формально-юридически монархия в России стала конституционной.

Но реально Россия только начала к ней путь, поскольку конституционный порядок — это не только документ или их совокупность, но и соответствующий политический уклад, определенные «правила игры» для политических игроков.

С уважением, Альберт Садыков (30.05.2023). Если было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Время и Право».