Найти тему
МуZей Победы

Нервы напряжены до предела, но я по-прежнему не меняю курса. Дважды Герой Советского Союза Муса Гареев

«Это он только с виду кремень, а в душе добрый, как ребенок. Только это разглядеть нужно. А чтобы хвастать, как некоторые, - ни-ни! Вот вчера сбил в бою «худого» — и ни слова об этом. Будто мы каждый день истребителей сбиваем», — так отзывался о летчике Мусе Гарееве его стрелок радист Александр Кирьянов.
-2

На фронте Гареев сражался на легендарном штурмовике Ил-2. Он прошел путь от Сталинграда до Пиллау, совершил 250 боевых вылетов. Рассказываем о том, как прошел первый бой летчика и за что он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Боевой путь

Муса родился в деревне Илякшиде Башкирской АСССР 9 июля 1922 года. «Мечтал стать железнодорожником, но небо перетянуло» - вспоминал Гареев. В 1940 году без отрыва от учёбы в техникуме он окончил Уфимский аэроклуб. 15 декабря того же года был призван в Красную Армию. После окончания авиашколы в сентябре 1942 года Муса попал на фронт. Его первый боевой вылет состоялся под Сталинградом. Вот что вспоминал Гареев об этом:

-3
«— Ну, а ты, Гареев, видел что-нибудь?
— Ничего не видел, товарищ командир;
— Так уж и ничего?
— Нет, Волгу видел. Потом ничего не видел. Кроме ведущего.
— Куда же ты стрелял?
— Я делал все, как ведущий. Он бомбил — я бомбил, он стрелял — я стрелял. А куда — не видел. Командир полка весело засмеялся и сказал:
— Ах, Гареев, Гареев!.. Ну, молодец, что хоть правду говоришь. Летчикам врать не положено. Но не огорчайся. Сначала со всеми так бывает. Раз пять слетаешь, все будешь видеть. Поздравляю с боевым крещением!»
-4

Молодой летчик в первом бою смог не потерять ведущего, он выполнил приказ – повторял за ним все действия. В результате удара на немецком аэродроме было уничтожено несколько транспортных самолетов «Ju-52», которые снабжали окруженную в Сталинграде армию немцев. Гарееву повезло – его ведущий после боя сказал, что Ил-2 Мусы попал под сильный зенитный огонь. Необстрелянный летчик шел по прямой и был легкой целью для врага. При этом сам Муса даже не заметил огненных трасс зениток.

-5

Под Сталинградом Гареев совершил девять боевых вылетов на железнодорожные станции, аэродромы и передний край обороны противника. В них он смог уцелеть и получить драгоценный боевой опыт. За Сталинград летчик был награжден медалью «За отвагу».

-6

Но это были только первые бои, со временем Гареев стал опытным штурмовиком. Он стал хорошо ориентироваться в бою, а постоянные маневры и прекрасное владение самолетом позволяли Мусе успешно громить врага. Так, в 1943 году в ходе боёв за освобождение Донбасса Муса Гареев летал по три-четыре раза в день на штурм отступающих вражеских колонн, снижаясь до бреющего полёта, уничтожал живую силу и технику противника. В один из боевых дней Гареев шестёркой штурмовиков на аэродроме противника уничтожил до полутора десятков немецких самолётов.

Ил-2 в полете
Ил-2 в полете

Ил-2 в первую очередь создавался для атак наземных войск противника. Самолет уступал вражеским истребителям по скорости, поэтому вести на нем воздушный бой было затруднительно. Тем не менее Муса смог сбить «мессер», вот что вспоминал Гареев:

«Однажды в полете услышал я голос стрелка;
— Товарищ командир, внизу два самолета! Гляжу — верно. С крестами. Уже заходят в хвост командиру эскадрильи. А истребители прикрытия высоко. Не успеют!
Александр Иванович Курьянов, стрелок-радист Ил-2 Гареева
Александр Иванович Курьянов, стрелок-радист Ил-2 Гареева
Нужно спасать командира. Быстро прибавляю газ, иду вниз. Теперь дело решат секунды. На моей стороне высота, которая прибавляет мне скорость и обеспечивает внезапность. Только бы фашист не опередил. Только бы успеть!
Каждая секунда неумолимо сближает нас с фашистскими истребителями. Когда до ведущего «мессершмитта» остается не более ста метров, открываю огонь из всех пушек и пулеметов. «Худой» словно натыкается на каменную преграду, вздрагивает и в следующее мгновение идет к земле. Потом, уже на аэродроме, я узнал, что мы сбили гитлеровского стервятника. А со вторым «худым» расправились подошедшие наши истребители».
-9

На фронте Гареев проявил себя и как талантливого руководителя, когда его назначили командиром эскадрильи, то он тщательно готовил летчиков. Кроме того, Муса отличился и как изобретатель новой точки подвеса для фотоаппарата – в гондоле шасси. Благодаря новому креплению получались качественные фотографии ударов.

-10

В годы Великой Отечественной Муса Гайсинович Гареев совершил 250 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника, провел 30 воздушных боев, сбил два самолета. За свои заслуги летчик награжден множеством орденов и медалей, в том числе дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

-11

Больше историй о советских воинах вы узнаете на экспозиции «Подвиг Армии».

Источники:
1. Проект «Память Народа»
2. Воспоминания Мусы Гареева «Штурмовики идут на цель»
3. Проект «Warheroes»
4. Проект «Airaces»
5. Проект «Warbook»
6. Колоризация фотографий: Константин Фиев, Ольга Ширнина

#МузейПобеды #ПодвигАрмии