Найти в Дзене
Станислав Жуковский

Станислав Жуковский

Заметки и статьи, в которых есть картины замечательного русского пейзажиста.
подборка · 12 материалов
135 читали · 1 год назад
Продолжим тему майских картин Станислава Жуковского, поднятую на прошлой неделе в заметке с "чистым пейзажем". Эту формулировку активно использовал советский искусствовед Михаил Горелов, рассказывая нам о творчестве художника в 1910-х годах. Он разделил работы Жуковского на три тематических цикла: чистые пейзажи, усадебные и парковые. Перед нами пример из второго цикла, о котором искусствовед писал: "Жуковский постигал усадебную природу и архитектуру не только непосредственно, но и через приобщение к живописному наследию русских художников первой половины XIX века. И, может быть, не случайно места его творчества в Тверской губернии часто совпадали с местами пребывания А.Г. Венецианова и его учеников. В усадебных пейзажах Жуковского сильнее всего выразилась связь «природного» и «человеческого» начал, и, может быть, поэтому эти произведения передают наиболее проникновенно лирическое настроение. Кажется, что природа и архитектура живут одной жизнью, находясь в вечном процессе обновления и представая перед зрителем каждый раз по-иному прекрасными." Интересная мысль о связи "природного и человеческого", не правда ли, уважаемые читатели? Эту гармонию и сейчас можно отыскать где-то в загородных парках, быть может, в деревнях, но вот в городах уже вряд ли, особенно если речь идет о крупных мегаполисах... Впрочем, даже живя в них, всегда можно "зацепить" частичку этой гармонии приобщаясь к живописи, например, к такой, что перед нами сегодня. "Старая усадьба. Май", С.Ю. Жуковский, 1910. Художественный музей Белоруссии, Минск.
140 читали · 1 год назад
С начала 1910-х годов Станислав Жуковский все более попадает под влияние импрессионизма, а вернее все чаще обращается именно к этой технике изображения. Исследователь творчества художника Михаил Горелов в своем очерке о работах Жуковского в этот период выдает следующую характеристику данному живописному направлению: "Импрессионизм открыл новые, дотоле неведомые возможности ее отображения, решил проблему передачи световоздушной среды, разлагая видимые художником в природе тона на цвета солнечного спектра и синтезируя последние в глазу зрителя. В сферу познания включился не только художественный образ, но и творческий процесс создания произведения." На канале я не так часто писал об импрессионистах, но все же несколько статей имеется (раз, два, три), если вы вдруг их упустили из виду. Замечательная поздневесенняя картина Жуковского, как раз уже "на излете" того периода, которым больше всего вдохновлялся художник, приговаривая: "самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае". Природа уже вовсю просыпается, цветение всех растений только начинается и цикл жизни вновь перезапускается - вот что увидел я в этой картине, вы же своими мыслями делитесь со всеми нами в комментариях. "Май", С.Ю. Жуковский, 1910-е. Бердянский художественный музей.
369 читали · 2 года назад
"Перед террасой", С.Ю. Жуковский, 1912-1913. Омский областной музей изобразительных искусств. Изначально считалось, что эта "летняя" работа художника была представлена на 36-ой выставке передвижников, проходившей в 1907 году. Но искусствоведы отмечали, что "более декоративная живопись и несколько «натюрмортная» трактовка мотива" была свойственна более поздним работам Жуковского. Эти исследования, а также то, что картина с выставки передвижников называлась "С террасы", подтвердило сомнения искусствоведов в изначальной датировке картины. Такая вот любопытная история произошла с атрибуцией этой картины в советское время. Современник художника, Владимир Гиляровский, в стихотворной форме (как и положено поэту) выразил свои ощущения от картин живописца, увиденных им на 10-й выставке Союза русских художников (1912-1913 годов), где в числе прочих была представлена и данная работа:    Что мне Жуковскому сказать?    Он за себя и сам ответит:    Ему ль теперь не распевать —    «Мой костер в тумане светит»?    Те же тени синие,    Те же блески инея    С свежестью этюда...    Но... платки откуда?! Вероятнее всего, перед нами уголок парка на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островом. А находилось все это в усадьбе "Островки", о которой я вам уже поведал в своей заметке о другой картине Станислава Жуковского.
326 читали · 2 года назад
"Апрельский вечер (Весна. Вечер)", С.Ю. Жуковский, 1898. Челябинский музей изобразительных искусств. Эту картину художник создаст еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но к этому времени ему уже начинало приходить признание: он уже выставляется на выставках передвижников (с середины 1890-х годов) и одну из его картин (тоже на "весенний" сюжет) прямо с выставки приобретает Павел Третьяков. В своей монографии о художнике ее автор, Михаил Горелов так писал об этом периоде творчества художника: "Начиная с 1897 года в творчестве Жуковского можно проследить две основные ветви. Одна связана с созданием образов «очеловеченной» природы, другая — с созданием образов «чистой» природы. В тех пейзажах, где художник выступает поэтом очеловеченной природы, природы — кормилицы народной, золотой кладовой человека, наиболее ярко проявилась демократическая направленность его искусства. В чистых пейзажах он представляется поэтом обновления мира природы, певцом веселого праздника, которому, кажется, не будет конца." По этой терминологии, очевидно, что перед нами "чистая" природа, которая только-только пробуждается от зимней спячки. Солнце заходит за горизонт где-то там, за темным и безмолвным лесом, но завтра оно вернется и будет продолжать согревать землю, истосковавшуюся по теплу.
966 читали · 2 года назад
"Весенние лучи", С.Ю. Жуковский, 1910-е годы. Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Кроме многочисленных пейзажей, которые я так люблю рассматривать вместе с вами, в творчестве Станислава Жуковского есть еще один жанр - интерьерный, и сегодня мы с вами смотрим на репродукцию именно такой картины. Точной информации о том, интерьер какого дома перед нами у искусствоведов нет. Но есть воспоминания инженера-землеустроителя Н.П. Зубова: "Будучи в 1916 году домашним учителем в семье у последних помещиков, владельцев имения «Островки» С. С. и Н. Н. Красенских, я неоднократно слышал за обеденным столом разговоры о том, что здесь жил в прежние годы С.Ю. Жуковский. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Проживая в этом доме в течение ряда лет, он писал его многочисленные интерьеры со всей сохранившейся старинной обстановкой комнат, а также окружающие пейзажи." Вполне возможно, что перед нами одна из комнат именно этого имения. Находилось оно в Удомельском районе Тверской области, вернее эти места сейчас так называются, тогда это была Тверская губерния. В 1929 году усадьбу перенесли в село Овсище, где она существует и поныне в виде музейно-культурного комплекса "Усадебный дом Милюковых".
1872 читали · 2 года назад
"Весна в окно стучится" в русской живописи
На основной европейской части России весну еще можно заметить разве что календарную, но это не мешает нам сегодня рассмотреть несколько полотен известных (и не очень) русских художников, на которых они запечатлели эту самую пору - раннюю весну. Когда снега еще полно, но как это говорилось у классика, "Зима недаром злится, Прошла ее пора". По уже сложившейся традиции начнем с работ Алексея Кондратьевича Саврасова. По воспоминаниям Константина Коровина (который учился у Саврасова), однажды один из...