Найти тему
Станислав Жуковский

Станислав Жуковский

Заметки и статьи, в которых есть картины замечательного русского пейзажиста.
подборка · 10 материалов
347 прочтений · 1 год назад
"Перед террасой", С.Ю. Жуковский, 1912-1913. Омский областной музей изобразительных искусств. Изначально считалось, что эта "летняя" работа художника была представлена на 36-ой выставке передвижников, проходившей в 1907 году. Но искусствоведы отмечали, что "более декоративная живопись и несколько «натюрмортная» трактовка мотива" была свойственна более поздним работам Жуковского. Эти исследования, а также то, что картина с выставки передвижников называлась "С террасы", подтвердило сомнения искусствоведов в изначальной датировке картины. Такая вот любопытная история произошла с атрибуцией этой картины в советское время. Современник художника, Владимир Гиляровский, в стихотворной форме (как и положено поэту) выразил свои ощущения от картин живописца, увиденных им на 10-й выставке Союза русских художников (1912-1913 годов), где в числе прочих была представлена и данная работа:    Что мне Жуковскому сказать?    Он за себя и сам ответит:    Ему ль теперь не распевать —    «Мой костер в тумане светит»?    Те же тени синие,    Те же блески инея    С свежестью этюда...    Но... платки откуда?! Вероятнее всего, перед нами уголок парка на берегу озера Молдино с живописной перспективой между большим и малым островом. А находилось все это в усадьбе "Островки", о которой я вам уже поведал в своей заметке о другой картине Станислава Жуковского.
321 прочтение · 1 год назад
"Апрельский вечер (Весна. Вечер)", С.Ю. Жуковский, 1898. Челябинский музей изобразительных искусств. Эту картину художник создаст еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но к этому времени ему уже начинало приходить признание: он уже выставляется на выставках передвижников (с середины 1890-х годов) и одну из его картин (тоже на "весенний" сюжет) прямо с выставки приобретает Павел Третьяков. В своей монографии о художнике ее автор, Михаил Горелов так писал об этом периоде творчества художника: "Начиная с 1897 года в творчестве Жуковского можно проследить две основные ветви. Одна связана с созданием образов «очеловеченной» природы, другая — с созданием образов «чистой» природы. В тех пейзажах, где художник выступает поэтом очеловеченной природы, природы — кормилицы народной, золотой кладовой человека, наиболее ярко проявилась демократическая направленность его искусства. В чистых пейзажах он представляется поэтом обновления мира природы, певцом веселого праздника, которому, кажется, не будет конца." По этой терминологии, очевидно, что перед нами "чистая" природа, которая только-только пробуждается от зимней спячки. Солнце заходит за горизонт где-то там, за темным и безмолвным лесом, но завтра оно вернется и будет продолжать согревать землю, истосковавшуюся по теплу.
948 прочтений · 1 год назад
"Весенние лучи", С.Ю. Жуковский, 1910-е годы. Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Кроме многочисленных пейзажей, которые я так люблю рассматривать вместе с вами, в творчестве Станислава Жуковского есть еще один жанр - интерьерный, и сегодня мы с вами смотрим на репродукцию именно такой картины. Точной информации о том, интерьер какого дома перед нами у искусствоведов нет. Но есть воспоминания инженера-землеустроителя Н.П. Зубова: "Будучи в 1916 году домашним учителем в семье у последних помещиков, владельцев имения «Островки» С. С. и Н. Н. Красенских, я неоднократно слышал за обеденным столом разговоры о том, что здесь жил в прежние годы С.Ю. Жуковский. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Проживая в этом доме в течение ряда лет, он писал его многочисленные интерьеры со всей сохранившейся старинной обстановкой комнат, а также окружающие пейзажи." Вполне возможно, что перед нами одна из комнат именно этого имения. Находилось оно в Удомельском районе Тверской области, вернее эти места сейчас так называются, тогда это была Тверская губерния. В 1929 году усадьбу перенесли в село Овсище, где она существует и поныне в виде музейно-культурного комплекса "Усадебный дом Милюковых".
1,8K прочтений · 1 год назад
"Весна в окно стучится" в русской живописи
На основной европейской части России весну еще можно заметить разве что календарную, но это не мешает нам сегодня рассмотреть несколько полотен известных (и не очень) русских художников, на которых они запечатлели эту самую пору - раннюю весну. Когда снега еще полно, но как это говорилось у классика, "Зима недаром злится, Прошла ее пора". По уже сложившейся традиции начнем с работ Алексея Кондратьевича Саврасова. По воспоминаниям Константина Коровина (который учился у Саврасова), однажды один из...
858 прочтений · 2 года назад
"Лесная дорога", С.Ю. Жуковский, 1900-е. Переславль-Залесский музей-заповедник. Директор Национального художественного музея Беларуси (в котором есть немало работ живописца) Владимир Прокопцов в своей статье о художнике писал следующее: "В первом десятилетии XX века творчество Жуковского достигло подлинного расцвета, его имя стало широко известным, талант художника получил настоящее признание. Он создал замечательную серию пейзажных произведений ... в которых широкими мазками передал фактуру, а декоративная манера письма органично дополнила реалистичность природы. На его выставки приходили толпы людей, критика не обходила вниманием ни одну работу. В эти годы Жуковский открыл и свою двухгодичную художественную школу, где готовил художников широкого профиля. В школе, просуществовавшей с 1906 по 1917 год, в свое время обучались известные график Игнатий Нивинский и поэт Владимир Маяковский – мастер плаката [насчет мастера, я бы может и поспорил, но то, что он их создавал - это чистая правда - прим. автора]. 29 октября 1907 года Петербургская Академия художеств присвоила Жуковскому звание академика, что открывало перед молодым художником большие перспективы." Где-то в этот период расцвета творчества художника и был создан этот замечательный зимний пейзаж, где мы видим заснеженную дорогу среди деревьев и "частокол" теней от них на снегу. Хотя возможно мы тут видим и самое начало весны, уж больно небо и общее ощущение от картины какое-то не зимнее... А как кажется вам?
1,2K прочтений · 2 года назад
"Зима", С.Ю. Жуковский, 1915. Частное собрание. И снова перед нами работа Станислава Юлиановича Жуковского. Будучи сыном достаточно сурового отца (польского дворянина, лишенного владений), Жуковский уехал "покорять Москву" без разрешения своего родителя в возрасте 17 лет. Отец достаточно сильно обиделся на него и увиделся с ним только много лет спустя, когда Станислав был уже достаточно известным художником. И очевидно, окончательно так и не простил его - до конца своей жизни насмешливо называл сына "маляр". Дело в том, что в польском языке у этого слова два значения - и собственно маляр, и художник. Одним из первых учителей в Московском училище живописи и ваяния у него был Сергей Коровин, старший брат известного впоследствии импрессиониста Константина Коровина. На картине мы видим один из небольших городков заснеженной Российской империи. Солнце явно висит низко над горизонтом, и все предметы и люди отбрасывают длинные тени. Наверняка день морозный, как это чаще всего и бывает в такой солнечный день, и при взгляде на эту картину практически кожей ощущаешь этот морозец. Прекрасный зимний пейзаж от замечательного художника, вынужденного покинуть Россию, но оставшегося абсолютно русским по духу. До такой степени, что на его новой/старой родине (Польше) его воспринимали не как польского художника, а как "наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана".