Найти тему
История живописи

Бунтарь, академик и "запоздалый Венецианов"

"Отдых на сенокосе", А.И. Морозов, 1860. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Отдых на сенокосе", А.И. Морозов, 1860. Русский музей, Санкт-Петербург.

Кратко о герое сегодняшней статьи я вам уже рассказывал, когда его работа фигурировала в "ученической" или "школьной" подборке картин, посвященной первому сентября:

Рожденный в 1835 году, сын тоже художника ("бывшего дворового" И.М. Морозова) Александр Иванович Морозов учился в Академии художеств. Но не закончил ее, приняв участие в "бунте четырнадцати", который впоследствии привел к появлению известного Товарищества передвижников. Однако это не помешало ему уже через год получить звание академика за картину о которой Илья Репин писал следующее:

Сколько солнца, света во всей картинке! Как все это ново, оригинально по пропорциям! Высокая паперть, зеленое, молодое, пахучее дерево; все это живо, весело, как в натуре...
"Выход из церкви в Пскове", А.И. Морозов, 1864. Третьяковская галерея, Москва.
"Выход из церкви в Пскове", А.И. Морозов, 1864. Третьяковская галерея, Москва.

Художник неоднократно посещал Псков, много работая там с натуры. Поэтому неудивительно, что на своей картине художник изобразил реальный псковский храм - церковь Варлаама Хутынского на Званице.

В воспоминаниях о передвижников мало упоминаний о художнике, потому как постепенно пути Морозова и Товарищества расходятся, искусствоведы предполагают, что мог сказаться недостаток "социально-обличительной" направленности в его работах. Критики тех лет назвали Морозова "поздним венециановцем" имея в виду его склонность к идиллическим картинам единства природы и человека с некоторой приукрашенностью крестьянского быта.

"Отдых на сенокосе", А.И. Морозов, 1861. Третьяковская галерея, Москва.
"Отдых на сенокосе", А.И. Морозов, 1861. Третьяковская галерея, Москва.
"За чаепитием", А.И. Морозов. Краснодарский краевой художественный музей.
"За чаепитием", А.И. Морозов. Краснодарский краевой художественный музей.

Так это или нет - не берусь судить, но точно могу сказать, что ныне о художнике известно не так много. Справочники выдают нам скупую информацию: так, словарь Брокзауза и Ефрона пишет, что "из под его кисти вышло также немало церковных образов" и то, что Морозов "одно время давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств".

Помимо этого он давал еще частные уроки и преподавал рисование в петербургском Училище правоведения. Кроме жанровых композиций и пейзажей, были известны и портреты кисти художника (в том числе он делал их на заказ, для заработка), а также его акварели и гравюры.

"Летний день. Гатчина", А.И. Морозов, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
"Летний день. Гатчина", А.И. Морозов, 1878. Третьяковская галерея, Москва.
"Хозяйкины заботы", А.И. Морозов, не позднее 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Хозяйкины заботы", А.И. Морозов, не позднее 1898. Русский музей, Санкт-Петербург.

И все же еще раз Морозов вернется к тематике, близкой передвижникам, советские исследователи назовут это "последней вспышкой" его творчества. Случится это в 1885 году, когда он вместе с семьей поедет в Вятскую губернию навестить брата, работавшего инженером на Омутнинском чугунолитейном и железоделательном заводе. Там он напишет картину "На Омутнинском заводе" с соответствующим сюжетом

К сожалению, эту картину мне вам не показать, так как ее репродукции не найдено, а то, что зачастую выдается за нее на поверку оказывается картиной сестры художника Е.И. Карпинской "Первые металлурги". В любом случае с этой картиной Морозов будет выставляться на нескольких передвижных выставках и ее отметят как одну из первых, запечатлевших непростой труд рабочих (в советское время такое особенно ценилось, конечно же). Закончит свой жизненный путь художник там же, где и начал - в Санкт-Петербурге и произойдет это в 1904 году.

"Странница с мальчиком", А.И. Морозов, 1860-е.
"Странница с мальчиком", А.И. Морозов, 1860-е.

Исследователи посчитают расцветом творчества Морозова 60-е годы XIX века, а так же отметят "простоту мотивов, отсутствие ярко выраженного критического начала, добродушную интонацию и созерцательность его работ". Что как раз таки и роднит художника с Венециановым и другими живописцами первой половины XIX века. По этой причине Морозову посвящено не так много исследований и публикаций: посчитав "устаревшим" его, что называется, "списали" и в основном ограничивались краткой информацией о нем. Однако же всё это не мешает нам сегодня насладиться картинами художника, а оценку и критику можно отдать на откуп искусствоведам.

"Утренняя заря в лесу", А.И. Морозов, вторая половина XIX в. Козьмодемьянский художественно-исторический музей.
"Утренняя заря в лесу", А.И. Морозов, вторая половина XIX в. Козьмодемьянский художественно-исторический музей.

Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.