Кратко о герое сегодняшней статьи я вам уже рассказывал, когда его работа фигурировала в "ученической" или "школьной" подборке картин, посвященной первому сентября:
Рожденный в 1835 году, сын тоже художника ("бывшего дворового" И.М. Морозова) Александр Иванович Морозов учился в Академии художеств. Но не закончил ее, приняв участие в "бунте четырнадцати", который впоследствии привел к появлению известного Товарищества передвижников. Однако это не помешало ему уже через год получить звание академика за картину о которой Илья Репин писал следующее:
Сколько солнца, света во всей картинке! Как все это ново, оригинально по пропорциям! Высокая паперть, зеленое, молодое, пахучее дерево; все это живо, весело, как в натуре...
Художник неоднократно посещал Псков, много работая там с натуры. Поэтому неудивительно, что на своей картине художник изобразил реальный псковский храм - церковь Варлаама Хутынского на Званице.
В воспоминаниях о передвижников мало упоминаний о художнике, потому как постепенно пути Морозова и Товарищества расходятся, искусствоведы предполагают, что мог сказаться недостаток "социально-обличительной" направленности в его работах. Критики тех лет назвали Морозова "поздним венециановцем" имея в виду его склонность к идиллическим картинам единства природы и человека с некоторой приукрашенностью крестьянского быта.
Так это или нет - не берусь судить, но точно могу сказать, что ныне о художнике известно не так много. Справочники выдают нам скупую информацию: так, словарь Брокзауза и Ефрона пишет, что "из под его кисти вышло также немало церковных образов" и то, что Морозов "одно время давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств".
Помимо этого он давал еще частные уроки и преподавал рисование в петербургском Училище правоведения. Кроме жанровых композиций и пейзажей, были известны и портреты кисти художника (в том числе он делал их на заказ, для заработка), а также его акварели и гравюры.
И все же еще раз Морозов вернется к тематике, близкой передвижникам, советские исследователи назовут это "последней вспышкой" его творчества. Случится это в 1885 году, когда он вместе с семьей поедет в Вятскую губернию навестить брата, работавшего инженером на Омутнинском чугунолитейном и железоделательном заводе. Там он напишет картину "На Омутнинском заводе" с соответствующим сюжетом
К сожалению, эту картину мне вам не показать, так как ее репродукции не найдено, а то, что зачастую выдается за нее на поверку оказывается картиной сестры художника Е.И. Карпинской "Первые металлурги". В любом случае с этой картиной Морозов будет выставляться на нескольких передвижных выставках и ее отметят как одну из первых, запечатлевших непростой труд рабочих (в советское время такое особенно ценилось, конечно же). Закончит свой жизненный путь художник там же, где и начал - в Санкт-Петербурге и произойдет это в 1904 году.
Исследователи посчитают расцветом творчества Морозова 60-е годы XIX века, а так же отметят "простоту мотивов, отсутствие ярко выраженного критического начала, добродушную интонацию и созерцательность его работ". Что как раз таки и роднит художника с Венециановым и другими живописцами первой половины XIX века. По этой причине Морозову посвящено не так много исследований и публикаций: посчитав "устаревшим" его, что называется, "списали" и в основном ограничивались краткой информацией о нем. Однако же всё это не мешает нам сегодня насладиться картинами художника, а оценку и критику можно отдать на откуп искусствоведам.
Спасибо, что были со мной сегодня, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.