Найти в Дзене

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА СЕМЬИ МАТАЁСИ (ЧАСТЬ 6) - КИНГАЙ-РЮ

Синпо открыто говорил, что на Окинаве у него было четыре главных учителя – Кьян Тётоку, Хига Сэйко, Го Кэнки и его отец Матаёси Синко. [Многие не знают, но у Матаёси Синпо были и другие, менее известные учителя, с которыми он тренировался на протяжении всей своей жизни. Синпо не хотел называть их имен и это его пожелание следует уважать.] Он обладал авторитетом в школах этих мастеров и всю жизнь был неофициальным консультантом для многих практиков боевых искусств, в том числе Годзю-рю, которое он изучал под руководством Хига Сэйко (единственный человек, получивший титул Сихана из рук основателя стиля Мияги Тёдзуна), «Белом Журавле», учителем в котором был Го Кэнки и в Сёрин-рю (Шаолиньский стиль), который ему передали отец и Кьян Тётоку. Таким образом Матаёси Синпо был одним из наиболее уважаемых мастеров каратэ на острове, обладая знаниями сразу в нескольких стилях. Но у Синпо-сэнсэя был еще один, личный и особенный секретный стиль, которому его с сестрой обучил отец – Кингай-рю. Старые окинавские мастера помнят Кингай-рю Матаёси Синко, который после войны в строжайшей тайне хранил Синпо.

-2

Сейчас по всему миру много говорится о стиле Кингай-рю (иногда его называют «Золотым петухом»). Для некоторых это легендарная, почти мифическая система, для других – менее значительный и теперь забытый стиль, который когда-то практиковался в семье Матаёси. И раньше, и сейчас он интересен многим, но только Матаёси Синпо мог ему научить. Почему? Это была его система, он получил ее от отца, исследовал и развил. Теперь, когда он покинул этот мир, лишь немногие люди обладают небольшими фрагментами информации об этом стиле. Никто не владеет им полностью (хотя, Ясуси лучше всех понимает его природу), и потому, несмотря на большой интерес, чтобы знания не пропали окончательно, остается только надеяться на обмен ими и обсуждение их.

Во всем мире существуют заблуждения, ошибки и недопонимания в том, что касается Кингай-рю. Кимо хотел бы воспользоваться возможностью и поделиться той скромной информацией, которую он имеет, чтобы другие могли научиться, если того пожелают и, естественно, сделать свои собственные выводы. Ошибки, которые люди совершают при практике Кингай-рю совершенно понятны и простительны, поскольку Синпо очень редко обучал этому стилю, а когда делал это, то так, как лучше подходило ученику. Кроме того, из того небольшого объема информации, что был раскрыт, Кингай-рю очень легко неправильно интерпретировать. Тем более, что много современных практиков имеют свое устоявшееся представление о школах и стилях боевых искусств.

Во-первых, следует понимать, что «Белый Журавль» («Хаккаку»), как его понимает большинство людей, — это не то же самое, что Кингай-рю. Синпо владел «Кулаком Белого Журавля» и считался одним из ведущих специалистов по этой школе на Окинаве, поскольку тесно общался с мастерами этого стиля включая Синко, Го Кэнки, Хига и Тогути. Однако, когда Синпо демонстрировал «Белого Журавля», он делал это по-своему, как часть Кингай-рю. Трудно объяснить, но эти два стиля весьма отличаются друг от друга. Если так будет понятней, то в Кингай-рю есть «Белый Журавль», но Кингай-рю не равно «Белому Журавлю». Кингай-рю это современное название стиля тэ (старые окинавские безоружные техники), который издревле практиковался в семье Матаёси и знания в котором Синко углубил в начале XX века в Китае. Матаёси Синко назвал Кингай-рю то, что раньше было «тэ семьи Матаёси». «Кин» означает золото, а «Гай» - твердость. [Золото –блестящий, дорогой, прочный, но гибкий (мягкий) металл. На некоторых южнокитайских диалектах «Гай» означает петуха или цыпленка.] Когданазвание записывается с помощью кандзи, то Кингай можно также прочитать как «Кинго», что в переводе с японского значит «золото и твердость». Подобно другим разработанным в XX веке окинавским боевым искусствам, таким как Годзю-рю и Пангай-нун, название Кингай-рю можно интерпретировать как сочетание твердого и мягкого. Это неудивительно, поскольку все три эти школы происходят из одного источника.

Будучи в Китае Синко изучал шаолиньский стиль боевых искусств у мастера, которого Синпо называл Кингай-лаоши или «твердым как золото учителем» («лаоши», иногда произносится как «роси», означает «учитель», так к ним официально обращались в Китае). Для китайских мастеров того времени было обычным делом иметь кроме имени прозвище, заработанное в боевых искусствах. Кин (золотой) гай (петух) было, возможно, таким прозвищем, хотя подтверждающей информации мы не имеем. Техники «Золотого Петуха» распространены на севере Китая и присутствуют во многих таолу ушу и тайцзы. Есть даже целые формы «Золотого Петуха», иногда с оружием, но связи между ними и тем, что практиковали Матаёси Синко и Синпо нет. Вместо этого формы, используемые Матаёси в Кингай-рю, больше похожи на стиль «Тигра и Журавля», который появился в южном Китае в XIX веке.

-3

Когда Синко впервые столкнулся с боевым искусством Кингай-лаоши в Рюкю-кан и увидел, насколько оно похоже на семейный стиль Матаёси, то посчитал их связанными. По его словам, он «нашел истоки семейного стиля» и, чтобы углубить его понимание, посвятил себя обучению у Кингай-лаоши.

Он изучил один из самых уважаемых стилей китайского кунг-фу – «Тигра и Журавля». Тигр (очень упрощенно) – это жесткость, Журавль (тоже упрощенно) – мягкость, а их соединение дает практику разносторонность. По этой причине некоторые считают «Тигра и Журавля» источником многих «жестко\мягких» окинавских стилей. «Тигр и Журавль» упоминаются в Бубиси (китайский трактат, оказавший влияние на каратэ), где даже есть рисунки, представляющие истоки стиля. Чтобы изучить мягкие или уступчивые техники, надо изучать «Журавля». Тренируя «Тигра», можно овладеть жесткостью.

Техники «Тигра и Журавля» в Кингай-рю выполняются так же, как показано в «Бубиси».
Техники «Тигра и Журавля» в Кингай-рю выполняются так же, как показано в «Бубиси».

Форма журавля происходит от буддийской монахини по имени Нг Муи Си Тай (иногда называемой У Мэй или Вин Чун). Она была специалистом в мягких стилях и известна тем, что разработала журавлиную стойку на одной ноге, которую так часто демонстрировал Синпо. Она была старейшиной из храма Южный Шаолинь, одной из пятерых, спасшихся после его разрушения.

Нг Муи была известна тем, что могла сражаться, балансируя на деревянном столбе. Она могла поглощать и накапливать энергию. Затворившись в храме Белого Журавля, Нг Муи разработала несколько стилей боя. Согласно одной легенде, она регулярно общалась с Цзи Сим Сэи, еще одним из пятерых монахов (он был настоятелем монастыря), мастером стиля Тигра.

Форма Тигра – жесткая и агрессивная, руки иногда используются как когти. Цзи (также он был мастером боя с шестом) не ждал в бою, он сразу с яростью нападал. После долгого размышления, два великих мастера объединили свои знания и создали стиль «Тигра и Журавля», который должен был стать квинтэссенцией их искусства. Говорят, что оба наставника развили еще более глубокое понимание своих стилей, преподавая их. Впоследствии стиль «Тигра и Журавля» стал называться «Подвешенным кулаком» и, хотя многие обвиняли его в заимствованиях, он был переосмыслен многими школами и некоторые учителя Хунгар хранят его и в наши дни. Заметно влияние в прошлом Хунгар на стиль Матаёси.

Позиция Тигра в Кингай-рю.
Позиция Тигра в Кингай-рю.

Стойка, изображенная на фото выше, пожалуй, самая известная в исполнении Матаёси Синпо (не путайте ее с другими похожими), в Китае называется некоторыми стойкой «Золотого петуха», что может служить указанием на причину первоначального названия – Кингай. Техники «Золотого Петуха» обычно не встречаются в формах Журавля или Тигра, но появляются в объединенном стиле «Тигра и Журавля» и ката Кингай-рю. Однако, нельзя просто сказать, что Кингай-рю – это стиль «Тигра и Журавля», в него входят и другие техники. Эта стойка похожа на позицию Тигра, и именно так ее называл Синпо.

Кандзи Кингай-рю (金硬流), которые Синпо записал в конце жизни такие же, что использовались в имени Кингай-лаоши (учитель шаолиньского стиля из Фучжоу) и, что интересно, отличаются от кандзи «Золотой Петух» (金鶏). Тем не менее, Синпо называл «Золотыми Петухами» и Кингай-лаоши, и Кингай- рю. Таким образом можно предположить, что (как и во многих именах, связанных и с окинавской, и с китайской культурами) имеет место совпадение звучания, что всегда воспринималось благосклонно. Матаёси Синко, освоив Кингай-рю, держал его в секрете. Мы считаем, что Синко учил только Синпо и его сестру Кимико (которая была большим мастером). Вполне возможно, что Хига Сэйко и некоторые другие ученики Синко также владели Кингай-рю.

Кимо помнит, как Хига и Синпо тренировали этот стиль вместе, когда Сёдокан был пуст. Некоторые считают, что движения в стиле выглядят как у петуха или курицы, но это неверно. Синпо иногда так шутил, но это не следует воспринимать слишком серьезно. Иногда руки располагаются как куриные крылья, а ноги имитируют куриную походку – это хороший способ пошутить над новичками и посмеяться. На самом деле в стиле смешаны формы подражания животным и китайского кулака, а конечным результатом является человек. Некоторым может показаться странным, что в семье Матаёси соединилось так много стилей, но это было обычным делом среди окинавских и китайских мастеров боевых искусств того времени. Все пытались воссоединиться со старыми способами.

После разрушения южного храма Шаолинь в провинции Фуцзянь во времена династии Цин, основные южные кулачные техники широко распространились среди восставших. Техники хранились в секрете и многие из восточных боевых школ, известных сегодня на Западе зародились в тот период. Для некоторых наиболее почитаемым из всех стилей, вышедших из южного Шаолиня, был ранее упомянутый «Кулак Хун» (洪拳), обретший позднее название «Хунгар». Он развивался в разных направлениях и практикуется сегодня в разных обличиях, однако один путь передачи напрямую связан с Матаёси Синпо, в нем используется много видов оружия, которые можно встретить в Матаёси кобудо. Однако, Синпо никогда не упоминал «Кулак Хун» или «Хунгар» публично и поэтому эта связь остается неофициальной и спекулятивной.

На самом деле, Матаёси никогда не учились только в одном источнике, и все практикующие Матаёси кобудо должны помнить об этом. Другие шаолиньские стили включают в себя образные техники вроде пьяного или техники подражания животным, такие как журавль, молящийся богомол, змея, обезьяна. В стиле «Пьяного кулака» есть интересная легенда. Считается, что некоторым торговцам требовалось защищать партии авамори (окинавский алкоголь), и, когда корабли причаливали в иностранных портах, они притворялись пьяными для введения в заблуждение ночных грабителей. «Пьяный стиль» давал торговцам преимущество за счет сюрпризности и холодного расчета. Эта замечательная военная хитрость может иметь отношение к одной истории о семье Матаёси, но мы в этом не уверены. Все, кто видел, как Синпо выполняет «пьяное ката» считали его весьма убедительным.

Матаёси Синпо называл Кингай-рю все боевые искусства своей семьи. Однако с Кимо и другими он иногда говорил: «Кокаку», «Хакухо», «Какухо» или «Хаккаку». Это были знакомые термины – Синпо употреблял их, когда они с Кимо тренировали техники или ката Кингай-рю. «Давай сделаем «Какухо»», говорил Синпо Кимо, и они часами отрабатывали безоружный бункай. В последующие годы, когда Синпо показывал Кингай-рю на публике, называл то, что он отрабатывал с Кимо как «Какухо» Кингай-рю Хакуцуру (Белый Журавль), но никогда не использовал термин «Хакуцуру» с Кимо наедине.

Некоторые продолжают говорить, что ката «Хаккаку» («Хакуцуру») является не частью Кингай-рю, а относится к стилю «Шаолиньский Белый Журавль» Го Кэнки. Если Синпо и говорил это в поздние годы, то в ранние – никогда. Для Кимо ката, которую позже Синпо называл «Хакуцуру» - то, что в 1960-е называлось «Какухо». Хоть и с небольшими отличиями. Может быть (хотя и маловероятно), что именно эти мелочи отличают Кингай-рю от «Белого Журавля» Го Кэнки, но только Синпо мог бы сказать наверняка.

Наиболее логично предположить, что у Синпо была своя, основанная на собственном опыте, версия «Белого Журавля», которую он называл «Хакуцуру» Кингай-рю.

-6

Что всегда было правдой, так это то, что демонстрации Синпо менялись день ото дня. Кимо это не удивляло, поскольку по его опыту не было никаких устоявшихся зафиксированных форм Кингай-рю. Синпо мог сказать человеку, что вот эта вот форма правильная, а при следующей встрече показать ее по- другому. У Кимо не было с этим проблем – в конце концов, талантливый художник не будет рисовать миску с фруктами одинаково каждый раз. Многие люди, тренировавшиеся с Синпо в первые дни, могут подтвердить это. Формы менялись, исходя из его взглядов на боевые искусства, и Кимо был не против таких экспериментов. Они были созданы для того, чтобы с ними играли.

Кимо Уолл и Майк Клейтон. Матаёси кобудо. Начало...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …

НАЧАЛО ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5

БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО

 БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО