"Среднего роста, крепкого сложения, со смугло-бледным лицом, усами пепельного цвета и резко обозначенными скулами. Покатый лоб, выступающий шишками, напоминал те лбы, что видишь в зоологическом саду в клетках со львами. Его карие глаза принимали порой рассеянное, отсутствующее выражение". Так описан в "Саге о Форсайтах" один из важных - и в то же время участвующий только в событиях первой книги персонажей. Прозвище "пират", придуманное ему Джорджем Форсайтом, увы, оказалось слишком метким - к печальному финалу его, как и настоящих пиратов, привело посягательство на чужую собственность.
Небольшое отступление. Визуально Босини из старого сериала несомненно больше подходит под книжное описание, но его и так можно рассмотреть в обзорах старой "Саги" (серии с 4 по 7 - даю ниже ссылку на первую из серий с персонажем), поэтому здесь я для разнообразия использую фото из сериала 2002.
Появление Босини в книге происходит на приеме в честь его помолвки с Джун Форсайт, предыстория же их отношений не описана совсем. Это нередко дает простор воображению, ведь, судя по наблюдениям окружающих ее родственников, Джун увлечена женихом гораздо сильнее, чем он ей. Я даже встречала мнения, что Джун была так активна, что чуть ли не сама была инициатором помолвки или - есть и такой вариант - так часто искала встреч с ним, что Босини по настоянию его родственников пришлось сделать ей предложение, чтобы не компрометировать девушку (в комментариях к 7 серии об этом и своем видении их отношений пишет читательница Ольга Ж.).
Я, однако, так не думаю. Все поступки Босини показывают, как мало он смотрит на условности. Да и - будем откровенны - уж лучше избегать встреч с надоедливой "поклонницей", чем вступать с ней в брак. Босини плюет на условности, но он не настолько глуп, чтобы связать свою жизнь с посторонним человеком.
Что же касается Джун, то она, безусловно, настойчива, активна, решительна... Но всё же знает о границах принятого для девушки поведения! Вспомните, как она планирует сходить в театр с женихом - она понимает, что ей не подобает этого делать, поэтому обставляет всё очень тщательно: сначала ужин у Сомса, а оттуда они на омнибусе они поедут на спектакль, причем о второй части вечера она умалчивает дома. Джун явно впервые отваживается на свидание вдвоем (хотя и происходит оно в публичном месте!), это заметно по описанию ее действий.
Есть ещё показательные эпизоды. До помолвки Джун была в квартире жениха - уже не просто поклонника или приятеля! - дважды . "Джун два раза пила здесь чай под охраной тётки Босини." (цитата из романа). Так что правила насчет того, что прилично, а что нет, ей вполне знакомы. Да и довести человека до помолвки, общаясь при обязательном стороннем наблюдателе, сложно. А с каким волнением Джун идет в квартиру Босини после того, как спустя долгое время неопределенности приняла для себе решение узнать, что происходит!
"Джун решила выведать хоть что-нибудь, выведать любой ценой. Лучше узнать самое худшее и покончить со всем этим. План её был таков: поехать сначала к тётке Фила, миссис Бейнз..."
Миссис Бейнз, кстати, во время этого визита чувствует себя весьма неуверенно. Отнюдь не как строгая тетка, которая может заставить племянника сделать предложение! Нет, она страдает от неизвестности и от того, что Фил упускает невесту! Что же делает Джун после визита к тетке, которая не смогла ни помочь, ни дать какую-то информацию? Это тот случай, когда у автора написано все подробно и стоит прочесть цитату целиком:
Она пойдёт к Филу и спросит его самого. Она имеет право знать все. Джун быстро прошла Слоун-стрит и поравнялась с домом, где жил Босини. Затворив за собой входную дверь, она с мучительно бьющимся сердцем взбежала по лестнице.
На площадке третьего этажа она замедлила шаги, чтобы перевести дыхание, и, взявшись рукой за перила, прислушалась. Наверху было тихо.
Бледная как полотно, Джун прошла последний пролёт. Она увидела дверь, прочла его имя на дощечке. И решимость, с которой она пришла сюда, вдруг покинула её.
Джун ясно поняла все значение своего поступка. Её бросило в жар; ладони под тонкими шёлковыми перчатками были влажны.
Она отошла от двери, но не спустилась вниз. Прислонившись к перилам, она старалась побороть в себе чувство, близкое к удушью, и смотрела на дверь с отчаянной отвагой. Нет, она не сойдёт вниз. Не все ли равно, что о ней будут думать? Никто не узнает. Помощи ждать не от кого, надо действовать самой. Надо покончить с этим.
И, заставив себя отойти от стены, она дёрнула звонок. Дверь не отперли, и весь её стыд и страх вдруг исчезли; она позвонила ещё и ещё раз, словно добиваясь у запертой квартиры ответа и вознаграждения за тот стыд и страх, с которыми она пришла сюда. Дверь не отворили; Джун перестала звонить и, опустившись на ступеньку, закрыла лицо руками.
Разве такое поведение указывает на девушку, которая сама добилась предложения руки и сердца?
Как же складываются отношения Джун и Босини до встречи с Ирэн? По-видимому, вполне неплохо. Я бы даже отметила, что решительный характер Джун, вполне возможно, гармонично сочетался с рассеянным и увлекающимся Филом.
Вспомним, что известно об обстоятельствах его жизни.
О самом Босини Бейнз отзывался тепло, но с некоторым состраданием:
– Байронизм он унаследовал от отца. Да вот посудите сами: отказался от работы у меня в конторе, где столько возможностей; бродил шесть месяцев с мешком за плечами, а зачем? Изучал иностранную архитектуру; иностранную, видите ли! На что он рассчитывал? И вот вам: талантливый молодой человек, а не может заработать и сотни в год! Лучше этой помолвки для него ничего не придумаешь, это его подтянет: ведь он принадлежит к тому сорту людей, которые спят днём, а работают ночью, и только потому, что не приучены к порядку; но ничего дурного в нём нет – решительно ничего дурного.
Или вот мысли Джолиона по поводу помолвки внучки:
У этого молодого человека нет денег, но ей во что бы то ни стало понадобилось обручиться с безрассудным, непрактичным мальчишкой, который ещё не оберётся всяческих затруднений в жизни.
Она явилась однажды и, как всегда, с бухты-барахты рассказала ему все; и ещё добавила, как будто это могло служить утешением:
– Фил такой замечательный! Он сплошь и рядом по целым неделям сидел на одном какао.
– И он хочет, чтобы ты тоже сидела на одном какао?
– Ну нет, он теперь выбирается на дорогу.
А вот что удалось узнать Сомсу, когда он думал о выборе архитектора для постройки дома:
После обеда у Суизина он навёл справки, в результате которых получил скудные, но вместе с тем утешительные сведения: «архитектор новой школы».
– Талантливый?
– Безусловно талантливый, только немножко… немножко витает в облаках!
Финансовое положение Босини описано точно:
Насколько семье Форсайтов удалось выяснить, доходы Босини сводились к сорока фунтам в год за консультацию в двух строительных конторах, случайным приработкам и – что заслуживало большего внимания – ежегодной ренте в сто пятьдесят фунтов.
И наконец, посмотрим, как себя ведет Босини в обществе в вечер помолвки:
Виновник всего этого беспокойства стоял у дальней двери и разговаривал с Джун. Его кудрявые волосы были взъерошены – не оттого ли, что все вокруг казалось ему странным? К тому же он словно подсмеивался про себя над чем-то.
Итак, мы видим человека талантливого, по-своему обаятельного, не слишком заботящегося как о личных удобствах, так и о впечатлении, которое он производит в обществе. А еще - непрактичного и увлекающегося! Потому что именно такой человек способен бросить уже готовое для него место в конторе, где родственник помог бы приобрести надежные заказы, и отправиться путешествовать с мешком за плечами.
И здесь я бы хотела предположить, что Джун - яркая, решительная, в отличие от большинства викторианских девушек - вполне могла увлечь молодого Босини. Кстати, и внешне она вполне могла вызвать к себе интерес: "крошка с бесстрашным взглядом синих глаз, твёрдым подбородком, ярким румянцем и золотисто-рыжими волосами, слишком пышными для такого узенького личика и хрупкой фигурки".
Вспомним и еще одну цитату, эпизод, когда Джун и Босини едут в театр:
Джун предвкушала много радости от этого вечера: они пошли в театр, никому не сказавшись, без провожатых; на Стэнхоп-Гейт и не подозревали об этом – там считалось, что Джун уехала к Сомсу. Джун надеялась получить вознаграждение за эту маленькую хитрость, на которую она пошла ради жениха: она надеялась, что сегодняшний вечер разгонит плотное холодное облако, и их отношения – такие странные, такие мучительные за последнее время – станут снова простыми и радостными, как это было до зимы.
Итак, отношения у них были простые и радостные. По-моему, очень красноречивое описание.
Другое дело, что увлекающие талантливые художники могут менять предметы своего увлечения или увлекаться чем-то настолько, что всё остальное (включая ранее данные обязательства и голос разума) становится малозаметным на фоне предмета новой страсти.
А что вы думаете об отношениях Джун и Босини?