Ежегодно 29 мая в нашей стране отмечается День военного автомобилиста. Руководство и коллектив Центрального Музея Вооруженных Сил поздравляют военнослужащих, имеющих и имевших в прошлом отношение к автомобильным войскам, а также всех, кто по долгу службы «крутил баранку», управляя всевозможными транспортными средствами, занимался ремонтом и обслуживанием автомобильной техники, с профессиональным праздником.
Сегодня автомобильные войска играют большую роль в обеспечении армии и тыла. Ваша доблестная профессия очень важна и нужна. Пусть сопутствуют вам удача, пусть техника никогда не подводит, а дороги будут легко преодолимыми. Желаем вам всегда двигаться в правильном направлении, не сворачивать с намеченного пути и достигать цели. Пусть не подведет верный «железный конь», не одолеет непогода, не догонят несчастья. Счастье и радость пусть освещают вашу жизнь, как мощные фары.
Россыпь интересных фактов от ЦМВС ко Дню военного автомобилиста:
1. Выбор даты этого праздника обусловлен тем, что 29 мая 1910 г. был издан указ императора Николая II, в соответствии с которым в городе Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота. Основной задачей формирования являлась подготовка механиков-водителей для автомобильных частей Русской императорской армии. За довольно непродолжительный промежуток времени первая авторота стала буквально центром автомобильного и технического обеспечения войск и сил Русской армии.
2. К началу Первой мировой войны в составе Русской императорской армии было 711 автомобилей различных типов и немногим более 100 мотоциклов что превышало аналогичные показатели армий Великобритании, США и Франции. Впрочем, несмотря на такие внушительные по тем временам цифры, этого транспорта все еще было недостаточно для покрытия всех нужд армии.
3. Впервые в России массированное использование грузовых автомобилей для быстрой переброски крупного контингента войск на поле боя применил М.Н. Тухачевский во время Симбирской наступательной операции против белогвардейцев и чехословаков в 1918 г.
4. Перед Великой Отечественной войной у Советского Союза уже была своя автомобильная промышленность, что внесло весомый вклад в Победу. К концу военных действий 10% процентов численности автомобилей в армии составляла трофейная техника.
5. В годы войны ключевую роль в снабжении блокадного Ленинграда сыграла известная всем «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Тогда на машинах в осажденный город подвозили провизию и эвакуировали людей. Немало автомобилей до сих пор покоится на дне озера, потому что дорога была опасной — обстреливалась противником, весной и осенью сохранялась опасность провалиться под лед. Но, несмотря на все это, отважные водители, рискуя жизнью, продолжали спасать из блокадного города людей.
6. Спустя несколько десятилетий, во время войны в Афганистане, военные автомобилисты, зачастую с риском для жизни, играли ключевую роль в обеспечении Ограниченного контингента советских войск всем необходимым. Кроме того, они помогали и местным жителям, которым из-за войны не хватало подчас самого необходимого.
7. В нашем музее можно увидеть целый ряд экспонатов, так или иначе относящихся к истории отечественных военных автомобилистов. Пожалуй, самый яркий из них — грузовик ЗИС-5В времен Великой Отечественной войны (представлен в зале №11). Также неизменно притягивает к себе внимание образец американского джипа Willys, представленный в зале №16. Такие машины СССР получал по ленд-лизу.