Найти тему
Исторические сражения

Модные доспехи, о которых мечтал буквально каждый: бренд Помпео

Оружие и доспехи, как правило, ассоциируются у нас с войной, хотя некоторые образцы изначально создавались для другого - для парадов, турниров и охоты. Иначе говоря, выступали в качестве статусного маркера их носителя.

Поэтому в XVI столетии, когда рыцари перестают быть грозной силой на полях сражений и уступают место другим родам войск, спрос на латные доспехи не падает. И главные центры производства доспехов - южно-германские Инсбрук, Аугсбург и Нюрнберг, а также северо-итальянские Милан и Брешиа - продолжают работать, радуя покупателей качественными доспехами.

Верхняя часть доспеха для пеших поединков, ок. 1590 г. Сделан в мастерской Помпео. Из Художественного музея Кливленда (clevelandart.org)
Верхняя часть доспеха для пеших поединков, ок. 1590 г. Сделан в мастерской Помпео. Из Художественного музея Кливленда (clevelandart.org)

А чтобы прославить свое имя и затем взвинтить цену на продукцию, они "подписывали" свои работы. Причем практика эта прослеживается еще с VIII-IX вв. Тогда рейнские оружейники (Ульфберт, Ингельри и другие) производили настолько качественные клинки, что их имена можно найти на мечах, которые производили в течение следующих пары столетий! Есть даже предположение, что ушлые оружейники намеренно использовали клеймо "VLFBERHT", не имея никакого отношения к мастерам с Рейна.

Таким же знаком качества было имя "POMPEO", "POMPE" или коротко "POMP" на доспехах второй половины XVI века. Изготавливала их мастерская, основанная бронником Помпео делла Чеза (или Кьеза - иногда встречается и такой вариант).

"POMPEO" на фрагменте доспеха. Из музея Метрополитен (metmuseum.org)
"POMPEO" на фрагменте доспеха. Из музея Метрополитен (metmuseum.org)

Помпео родился в 1537 году в Милане, где жил и трудился практически до самой смерти в 1610. Он являлся королевским бронником испанских Габсбургов, коим тогда принадлежал Милан. Собственно, король Филипп II был главным заказчиком его шедевров. А помимо Его Величества, в списке клиентов мастерской Помпео числились герцог Савойский, герцог Мантуи и Монферрата, герцог Пьяченцы и Пармы, великий герцог Тосканы и многие другие. Даже одному лжецарю повезло получить роскошный экземпляр. Правда, на этом его везение закончилось.

Одна из самых ранних работ Помпео, датирована 1570 годом. Из Королевской оружейной Великобритании (royalarmouries.org)
Одна из самых ранних работ Помпео, датирована 1570 годом. Из Королевской оружейной Великобритании (royalarmouries.org)

Надо сказать, что мода в эпоху Ренессанса быстро менялась. В начале XVI века у знати популярностью пользовались итальянские доспехи семьи Миссалья, а к середине - семьи Негроли. И именно великолепную рельефную броню Негроли в стиле all'antica (то есть античном) потеснили простые по форме, но со сложными выгравированными рисунками, покрывающими все части с головы до ног, доспехи Помпео. Которому вскоре подражали многие итальянские бронники. Сегодня Помпео делла Чеза нередко называют Гуччи или Армани XVI века.

Комплект ок. 1590 года из Коллекции Уоллеса в Лондоне (wallacecollection.org)
Комплект ок. 1590 года из Коллекции Уоллеса в Лондоне (wallacecollection.org)
Доспехи ок. 1595 года. Из Вустерского музея искусств (worcesterart.org)
Доспехи ок. 1595 года. Из Вустерского музея искусств (worcesterart.org)

В наши дни известно не менее 25 образцов брони, подписанных Помпео.

А этот нагрудник с двуглавым орлом был когда-то частью доспеха Лжедмитрия. На нем, кстати, остались следы золочения. То есть тогда он выглядел куда богаче. Источник: artic.edu
А этот нагрудник с двуглавым орлом был когда-то частью доспеха Лжедмитрия. На нем, кстати, остались следы золочения. То есть тогда он выглядел куда богаче. Источник: artic.edu

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы знать больше:

Исторические сражения