Найти в Дзене
Порцелиновый фан

И снова Рига. Чайно-кофейные сервизы. 1960-е и 1970-е.

Здравствуйте, друзья! На канале в своё время вышли аж три статьи, посвящённые сервизам Рижского фарфорового завода. Наибольшие споры и кипящие страсти вызвала статья под названием "Рижский фарфор, СССР, 1970-е и 1980-е. Уход в Этно, упадок и деградация". Оказалось, многие читатели не согласны с позицией автора, считают её чрезмерно радикальной и несправедливой, и видят в формах сервизов 1970-х-1980-х годов особую красоту и очарование. В данном случае никакого повода для спора я не вижу. Нравится или не нравится - это вопрос вкусовых пристрастий, и здесь никто никого ни в чём не убедит. Что одному кажется нелепым, другому красивым, третьему - ужасным, и это нормально. Как бы то ни было, Рижский фарфор никого не оставляет равнодушным. У многих дома сохраняются сервизы. Может быть, не в полном виде, но люди с ними сроднились и считают их самыми лучшими... Предприятия давно нет, зато есть музей в Риге и достаточно неплохо свёрстанный сайт, откуда информацию можно черпать и черпать (что, к

Здравствуйте, друзья! На канале в своё время вышли аж три статьи, посвящённые сервизам Рижского фарфорового завода. Наибольшие споры и кипящие страсти вызвала статья под названием "Рижский фарфор, СССР, 1970-е и 1980-е. Уход в Этно, упадок и деградация". Оказалось, многие читатели не согласны с позицией автора, считают её чрезмерно радикальной и несправедливой, и видят в формах сервизов 1970-х-1980-х годов особую красоту и очарование. В данном случае никакого повода для спора я не вижу. Нравится или не нравится - это вопрос вкусовых пристрастий, и здесь никто никого ни в чём не убедит. Что одному кажется нелепым, другому красивым, третьему - ужасным, и это нормально. Как бы то ни было, Рижский фарфор никого не оставляет равнодушным. У многих дома сохраняются сервизы. Может быть, не в полном виде, но люди с ними сроднились и считают их самыми лучшими... Предприятия давно нет, зато есть музей в Риге и достаточно неплохо свёрстанный сайт, откуда информацию можно черпать и черпать (что, как догадываюсь, делаю не только я). Так сказать, "неохваченными" в своё время авторским вниманием остались десятка два чайно-кофейных сервиза, а также несколько столовых сервизов, и эту нишу - идя навстречу читательским пожеланиям - в нескольких статьях я попробую заполнить...

Прежде всего снова хочу обратиться к теме МИНИМАЛИЗМА 1950-х-1960-х годов, который весь пророс из европейских дизайнерских исканий даже не конца "сороковых", а середины и конца 1920-х годов - из увлечения скульпторами КОНСТРУКТИВИЗМОМ и из футуристических, полных ФУНКЦИОНАЛИЗМА проектов Корбюзье. Так что минималистские опыты Рижских производств начала "шестидесятых" (до середины "шестидесятых" в Риге было два завода, которые слились в один), не представляли нечто оригинальное, а соответствовали европейским трендам того времени. Недавно на канале вышла статья о королеве мирового дизайна Еве Штрикер (Цайзель). Я, например, вижу эстетическую перекличку дизайна сервизов, что Ева создавала на Штрамбергской майоликовой фабрике в 1928-29-м годах, и допустим, рижского сервиза под названием "Юрмала". С другой стороны, были и отличия. Упрощение форм и упрощения производства были для МИНИМАЛИЗМА "шестидесятых" принципиальны настолько, что предметы посуды оказывались неудобными в пользовании. Но в этом была некая концептуальность, от которой не отходили. Например, в блюдцах отсутствовало место (углубление) под чашку. В результате при переноске чашка каталась по блюдцу, как по льду, часто опрокидывалась и разбивалась. Зато это соответствовало одному из принципов МИНИМАЛИЗМА: оставлять как можно больше ровных поверхностей (плоскостей). Для ФУНКЦИОНАЛИЗМА 1920-х-1930-х гг. такое было немыслимо! Создатель сервиза "Юрмала" Анатолий Травников всё-таки не отказывается от углубления под чашку. Сервиз поэтому можно назвать эклектичным по форме и минималистским в росписи. Смотрим...

Ниже можно увидеть предметы сервиза "TERĒZE" ("ТЕРЕЗА") Рижского фарфоро-фаянсового завода RPFF. В сравнении с фаянсовыми сервизами Тверской фабрики (ЗиК) для того времени сервиз выглядел более чем современно.

Фаянсовый чайно-кофейный сервиз "TERĒZE" ("ТЕРЕЗА"). RPFF. Автор: Levons Agadžanjans (Левон Агаджанян). Годы производства: 1966-1968.  Его также можно отнести к эстетике МИНИМАЛИЗМА как по форме (в меньшей степени), так и по росписи.
Фаянсовый чайно-кофейный сервиз "TERĒZE" ("ТЕРЕЗА"). RPFF. Автор: Levons Agadžanjans (Левон Агаджанян). Годы производства: 1966-1968. Его также можно отнести к эстетике МИНИМАЛИЗМА как по форме (в меньшей степени), так и по росписи.

Ещё один фаянсовый чайно-кофейный сервиз от RPFF. Он так и называется "FAJANSA" ("ФАЯНСОВЫЙ").

На снимке, представленном ниже, можно познакомится с не совсем удачной попыткой создать что-то в стилистике МИНИМАЛИЗМА от того же Анатолия Травникова (имеется в виду форма; но роспись минималистична и полностью соответствует времени).

Сервиз "AUGSTĀ" ("АУГСТА", в переводе "ВЫСОКИЙ"). RPFF. Начало производства 1960-й год.
Сервиз "AUGSTĀ" ("АУГСТА", в переводе "ВЫСОКИЙ"). RPFF. Начало производства 1960-й год.

И закончу нынешний обзор сервизом "NELDA" ("НЕЛДА") 1970-х годов. Сервиз считается тонкостенным (что совершенно не означает, что он был изготовлен из т.н. костяного фарфора). Возможно, кому-то он и нравится (спорить не буду!).

Другие статьи о Рижском фарфоре читайте здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/rijskii-farfor-sssr-servizy-sakta-i-daina-61af4d00781cc81fb66f0a6f , здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/rijskii-farfor-sssr-servizy-ausma-stella-i-siluets-61af888536b60e1a2420030e и здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/rijskii-farfor-sssr-1970e-i-1980e-uhod-v-etno-upadok-i-degradaciia-61d19b2a6b1a774d3876f5e8#comment_1677772664 .

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Для тех, кто готов действенно помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!

Еда
6,93 млн интересуются