Найти тему
Культурный код

Первый поход киевских русов на Константинополь в 860 году

Как же ошибаются те люди, которые считают, что история Руси началась с призвания Рюрика на княжение в Новгород в 862 году.

На самом деле и до этой знаменательной даты, при непосредственном участии первых русских дружин, случались события столь грандиозные, что оные входили в анналы истории, трудами тех же византийских хронистов.

Чтобы осуществить такое мероприятие, как поход на Константинополь в 860 году и его недельную осаду, славянским вождям и князьям, к середине IX века, требовалось как минимум обладать всеми качествами полноценных правителей. То есть качествами тех полноправных, развитых и опытных руководителей, в руках которых, в какой-то момент времени, сосредоточилась настолько большая власть, что самоличное решение вождя или князя, могло организованно двигать массы вооружённых людей за тысячи километров от дома. Следовательно, государственность на Руси была задолго до появления рода Рюриковичей в северных землях, ибо столь грозная власть и военная сила формируется десятилетиями.

В 860 году, внимание могущественной Византии было отвлечено от северных границ.

Некогда могущественная империя вела ожесточённую войну с арабами на южных границах и упрямая чаша весов уже долгое время не желала клониться в ту или иную сторону.

В 860 году, под давлением арабских воинов, пала крепость Лулон. Война затянулась настолько, что стороны договорились об обмене пленными.

     Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

Когда цивилизованная акция состоялась, император Михаил III самолично возглавил поход на земли халифата Аббасидов, в результате чего Константинополь был ослаблен и в административном и в военном плане.

Своим заместителем император Михаил назначил эпарха Ориха.

И Орих, и жители Константинополя были спокойны, ибо ничего не предвещало беды.

Каким же великим было удивление византийцев, когда совершенно неожиданно, со стороны бухты Золотой Рог, древнюю столицу атаковали яростные, крепкие воины с русыми волосами...

Есть небольшое расхождение в дате нападения.

Византийские хронографы указывают на 860 год. В свою очередь, Нестор Летописец в своих трудах указывает иную дату - 866 год. Точку в споре дат поставил историк русской церкви, Евгений Евстигнеевич Голубинский, который, полностью изучив тему, справедливо указал на то, что византийские источники более точны.

Благодаря этим исследованиям была установлена и точная дата - 18 июля 860 года.

Итак, в то жаркое, июльское утро, около двухсот-трёхсот русских кораблей причалили к берегам Босфорского пролива. При этом, разные источники указывают на то, что каждый корабль мог перевозить на себе 30-40 хорошо вооружённых и опытных воинов, из-за чего сила в 6-8 тысяч человек, прорвавшиеся в самое сердце империи, была опаснее, нежели многочисленные арабские армии.

Полная неожиданность нападения подтверждается тем, что в Константинополе того времени присутствовали довольно инновационные методы оповещения жителей о нападении. Для этого использовались сложные цепочки световых маяков. Но сработали они в то время, когда русские силы обрушились на Константинопольскую бухту.

Заполыхали пригороды византийской столицы, незащищенные искусными стенами. Некому было защитить обречённых жителей - малая часть гарнизона, оставшаяся в городе, сосредоточила всё своё внимание на защите стен. Отправить хоть какой-то крупный отряд в пригород было попросту невозможно, ибо создавалась угроза полного разграбления столицы.

     Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

Осада города продолжалась вплоть до 4 августа.

Взять Константинополь, охраняемый лишь малым гарнизоном, было невозможно - чересчур хитроумными были стены и защитные сооружения. Даже огромная османская армия, при тяжёлых орудиях, имея чуть ли не десятикратное численное превосходство, много веков спустя, в 1453 году, с большим трудом и потерями, преодолела величественные стены, навсегда завершая существование Византийской Империи.

Впрочем, стены не помешали русам "растечься" по округе и в лучших традициях варяжских набегов захватить огромную и богатую добычу.

Впрочем, византийский патриарх Фотий I, в ту пору обитавший неподалёку от города, был не так однозначен в оценке:

«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия", - так, патриарх оценил опасность русского нападения.

Называют самые разные причины ухода русской флотилии: от бури, разметавшей суда, до скорого возвращения императора Михаила III с большим подкреплением.

Фотий I более просто отзывается об уходе, без признаком мистики и какой-либо "легендарности": русские просто ушли, избежав всякой мести за своё нападение.

Таким образом, опираясь на первоисточник, можно смело сказать: у русских не было цели захватывать Константинополь. Набег, скорее всего, предпринимался с целью обогащения. И в тот момент, когда суда были достаточно наполнены византийскими богатствами, последовала обычная, организованная команда прекратить осаду и вернуться восвояси.

Вскоре, походы повторились, заставив Византийскую империю не только считаться с новыми северными соседями, но и обменяться посольствами с Киевом.

Вместе с посольством на Русь отправились первые христианские миссионеры, что вскоре обернулось известными событиями 988 года. Но это, как говорят: "совсем другая история".

С уважением, Иван Вологдин.