Минздрав разработал программы повышения квалификации медицинских работников по нескольким направлениям, связанным с оказанием психологической помощи. Нужны ли такие программы?
Ситуация актуальна в высшей степени.
Это связано с тем, что понятие психотерапии было выведено из реестра медицинских специальностей, что сказалось на общем снижении качества оказания такого рода помощи. Когда-то такие вещи, как психологическая, психотерапевтическая, социо-педагогическая помощь и так далее, принадлежали соответствующим специалистам. Это была четко сработанная система.
Я не представляю, кто из медицинских специалистов мог бы в эту программу включиться и быть по выходу из нее эффективным. Потому что теория важна, но основа психотерапевтической работы — это практические навыки, которые нарабатываются годами. Посыл подобных программ не дурен, но есть опасения, что это будет огульной темой, когда в нее будут включаться люди свободно, без тестирования и представлений о том, с чем им придется иметь дело.
Существует ли дефицит квалифицированных специалистов в этой области?
Основная проблема в этой части — это коммерциализация процесса. Все системы обучения психологии и психотерапии базовой компонентой выставляют право заниматься коммерческой деятельностью практически с первого дня, как человек начинает обучаться.
Здесь и заключается проблема: дискредитируется специальность, ей приписываются разные коммерческие механизмы. Дефицит квалифицированных, адекватных специалистов существует, потому что в медицине это уже не актуально.
Как часто люди обращаются к специалистам? Есть ли какая-то статистика?
Вести статистику крайне сложно: спектр специалистов, которые участвуют в этом вопросе, широкий. Их базовый посыл — это анонимность. Статистики нет и в ближайшее время не будет, если не сформируется соответствующий регламент учета организаций, которые готовят специалистов.
Эти программы длятся лишь пять месяцев. Проучившись такое время, смогут ли специалисты справиться со своими функциями?
Смотря какая функция: если речь идет о выявлении психического расстройства, то много ума для этого не надо. Чтобы поставить диагноз, назначить терапию или провести экспертизу, уже понадобится больше.
Я считаю, что среди специалистов общего профиля никто не сможет заниматься психиатрией. Пять месяцев — это нисколько. Молодой врач в психиатрии должен пройти два курса ординатуры, потом получить соответствующий документ и набирать свой опыт.
Нормальный специалист — это человек, у которого за плечами есть не менее пяти лет стажа. Поэтому в таком формате у нас нет никаких шансов.