Современные смартфоны оснащаются батареями очень большой ёмкости: 5000 мАч – обычное дело, хотя каких-то десять лет назад 2000 мАч были нормой. Чтобы не сидеть с такими смартфонами возле розетки в течение многих часов, придумали быструю зарядку: то есть, зарядку с использованием повышенного тока и напряжения. Повышенного – это значит большего по сравнению со стандартными 2 амперами при 5 вольтах, хотя недавно и такие параметры считались «быстрыми» в сравнению с 1А – а по спецификации USB вообще достаточно иметь 500 мА, и на старых ноутбуках и настольных ПК так и было.
Мощность при 5В и 2А равна 10 Вт (5х2=10), на самом деле она чуть меньше из-за потерь. Но современные смартфоны комплектуются и 50-ваттными, и 66-ваттными, и 80-ваттными адаптерами, а некоторые модели и вовсе ставят рекорды: 150 или даже 240 Вт. И тут возникает вопрос: а не вредна ли такая быстрая зарядка для аккумулятора? Как быстро он выйдет из строя? Что, если производители специально делают всё более мощные системы зарядки специально для того, чтобы мы быстрее купили новый смартфон?
Давайте разбираться.
Во-первых, сразу поясним: заявленная мощность зарядного устройства является пиковой. Это примерно как максимальная скорость автомобиля: она достижима на практике, но машина с такой скоростью едет далеко не всегда, а только на каком-то свободном отрезке безлимитного автобана. А от этого автобана до дома надо ещё доехать по городу со множеством светофоров.
Так и тут. Максимальная мощность в процессе зарядки подводится лишь в течение короткого промежутка времени. Поэтому общее время зарядки с использованием, скажем, 33-ваттного и 66-ваттного адаптеров будет отличаться вовсе не в два раза и даже не в полтора, а приблизительно на треть.
Наибольшую мощность зарядка «развивает», когда аккумулятор разряжен практически в «ноль», тогда он способен принять много энергии сразу. Ближе к концу скорость замедляется. Поэтому и в рекламе обычно указывают параметры типа «до 50% за полчаса». А до 100% -- ещё час.
Теперь немного о физике процесса. В литий-ионном аккумулятора два слоя: графитовый и литиево-кобальтовый. При работе аккумулятора ионы перемещаются из графитового слоя в литиево-кобальтовый через раствор электролита. При зарядке аккумулятора ионы перемещаются в обратном направлении в графитовый слой. Износ батареи происходит за счёт того, что содержащиеся в электролите соли кристаллизуются и становятся твёрдыми, и ионы через эти участки уже не проходят. Чем меньше ионов могут перемещаться туда-сюда, тем меньше эффективная ёмкость батареи.
Процесс кристаллизации необратим, и он заметно ускоряется при повышении температуры. А повышаться температура батареи может по разным причинам. Например, вы оставили телефон на солнце. Или… подключили его к быстрой зарядке, в процессе которой аккумулятор нагревается.
То есть, получается, что быстрая зарядка всё-таки вредна? И да, и нет. Первые смартфоны с быстрыми зарядками действительно существенно грелись в процессе. А вот в современных моделях имеется эффективный теплоотвод – системы охлаждения «обслуживают» не только процессор, но и батарею – вплоть до испарительных камер. При этом контроллеры зарядки отслеживают температуру аккумулятора и не дают ему заряжаться слишком быстро и слишком «горячо».
Соответственно, вред или безвредность быстрой зарядки зависит не от подводимой мощности, а от реализации системы охлаждения в конкретном смартфоне. Очевидно, что во флагманах А-брендов в этом плане всё хорошо, а вот в бюджетных моделях китайских производителей третьего эшелона на хорошем теплоотводе, скорее всего, сэкономят. Смартфон хоть и будет заряжаться быстро и даже при этом не взорвётся, но из-за постоянного перегрева его век будет недолог и придётся менять батарею на новую довольно скоро – эффект «старения» вы почувствуете уже через год.
И, конечно, никакая система охлаждения не справится, если вокруг будет жарко. Так что старайтесь пользоваться быстрой зарядкой в прохладных местах. И да, зимой положить аппарат у открытого окна – хорошая идея. А летом – под кондиционером. Так батарея действительно прослужит дольше.