Мы остановились на том, что в результате пятилетних "трудов праведных" получились три крейсера "Паллада", "Диана" и "Аврора". По которым в ходе строительства принимались не самые удачные решения, особенно, с учетом дальнейшего их использования. Дальность плавания пришлось "порезать", главный калибр получился "голым", без щитов (даже у "Авроры" изначально он был таким). Главный калибр тоже "порезали" с 11 до 8 орудий Канэ, но при этом, сохранили "мелочевку". Радует, что это были в основном 75-мм орудия Канэ (целых 24 шт.), хотя были и 8шт. 37-мм Гочкисов.
Изначальная задумка была бронепалубный крейсер для разведки и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от своих баз (т.е. на Балтике).
Что получилось в итоге? Три «богини», это добротные красивые крейсера, которые, к сожалению, использовали, в лучшем случае, как «эскадренные мухобойки» для миноносцев. Кстати, это еще одна проблема флота, ибо «контрминоносцы», которые, по идее должны были выполнять эту роль, к сожалению, выполнить ее, в принципе, не могли. Утопить даже небольшой миноносец имевшимися в их распоряжении средствами было сложно. Кроме того, тоннаж миноносцев тоже начал расти.
Артиллерия для "охотника за торгашами" годилась. Но крейсерам пришлось действовать на другом театре, и вопрос запаса топлива встал ребром. Но, главное, было даже не в этом. Достроенные в 1902-1903 гг. крейсеры типа "Диана" по механизации и электрификации оборудования превосходили ранее построенные в России крейсеры, причем их постройка стала первым отечественным опытом серийной постройки кораблей такого класса. И все же в историю русско-японской войны они вошли как самые малопригодные для боевого использования крейсеры "первой линии".
Встретил в "солидной" статье достаточно любопытную фразу: "избыточность парообразования относительно потребностей машин и механизмов, а следствием излишнего количества котлов, стала недостижимость 20-узловой проектной скорости". Правда? Вот то, о чем я когда-то писал: люди пишут о вещах, которые не понимают.
Действительно, ещё в Кронштадте комиссия указала, что контрактное число сил достигается без четырёх котлов, таким образом, они являются лишним грузом. А, может, и совсем нелишним. 4 котла из 24. Есть возможность вывести котел из эксплуатации, провести профилактику. В крайнем случае можно было демонтировать. Но ситуацию это не спасло. Но, дело было совсем не в этом.
Три главные паровые машины "Паллады" в ходе шестичасового сдаточного испытания развили суммарную мощность 13 100 л. с., "Дианы" - 12 200 л. с., и это в условиях периодически возникавших неполадок в работе котельных установок. Но оба корабля, превысив проектную мощность машин, так и не смогли достичь проектных 20 уз: наибольшая скорость "Паллады" при водоизмещении 6722 т составляла 19,1 7 уз, "Диана" (6657 т) достигла лишь 19 уз. Почему? Три винта, диаметром чуть более 4 метров не смогли обеспечить нужный упор. Немного отвлекусь.
Подшипники скольжения паровой машины, действительно, заливают баббитом, а потом долго и нудно его "шабрят" (скоблят с помощью шабера, подгоняя под коленвал).
Но эти подшипники не имеют к винтам никакого отношения.
Паровая машина вращает гребной вал, который передает это вращение винту, винт создает упор, толкая корабль вперед. Третий закон Ньютона никто не отменял "действие равно противодействию". Так, что, вся нагрузка приходится на паровую машину? Ни в коем случае! (Иначе мы просто запорем машину). Паровая машина на это не рассчитана. Нагрузку принимает на себя упорный подшипник гребного вала. Это как раз и есть точка приложения силы, толкающей судно вперед.
Подшипник (естественно) должен смазываться. В отличие от дейдвудных подшипников скольжения, которые, как правило и смазываются и охлаждаются водой, этот подшипник чаще всего имеет масляное охлаждение. Поэтому, господа комментаторы, пожалуйста не путайте "мотылевые" (шатунные) подшипники с коренными (на которых лежит коленчатый вал машины) и подшипники гребного вала.
Достаточно важна центровка гребных валов, от нее зависит и температура подшипников гребного вала, и их долговечность, но машину по валам никто не выставляет. Всегда валы центруются по машине.
Учитывая возможность реверса паровой машины (когда винт из толкающего становится тянущим) упорные подшипники должны быть с двух сторон упорного гребня вала.
Чем больше винт, тем теоретически можно обеспечить больший упор Осадка корабля диктует ограничение диаметра винта. Осадка крейсеров около 6,5 м. Винт большего диаметра не поставишь.
Посчитали каждый винт в отдельности, но допустили ошибку: три винта, располагаясь достаточно близко друг к другу (бортовые винты имели кронштейны и длинные валы) располагались слишком близко к центральному, ширина корабля 16,7 м, естественно, валы располагались не у самого борта. Центральный винт частично работал, находясь в "разогнанном" потоке. Ему бы... (а, правда, что можно сделать?) Если не вводить в док, то ничего.
Ошибка эта всплыла уже на испытаниях, вводить в док не стали. Крейсер принимал участие в Русско-японской войне. 8 февраля 1904 торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура; вновь введён в строй после ремонта в апреле 1904. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого с основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.
Самое интересное, что потом, у японцев "трофей" «Цугару» (яп. 津軽) (он же бывшая "Паллада") ходил 20 узлов. Magic ? Отнюдь нет.
Упор винта можно увеличить, изменив (в определенном диапазоне) угол атаки лопастей винта. КПД винта может немного упасть, но упор можно выжать больший. Но, японцы винт не меняли. В чем дело? Дело в том, что некоторые винты фиксированного шага имеют винты не сплошные литые, а "на" болтах. Наши после испытаний не стали вводить корабль в док и "шаманить" винты, японцы, же захватив крейсер, все равно вводили его в док. Но, к тому времени "крейсер" даже в 20 узлами, был "ни о чем".
С 1911 года он использовался японцами как учебный корабль. При этом, с него сняли часть котлов, оставив только кормовую кочегарку (остальные трубы были только для вида). Сняли бортовые машины, и оборудовали вместо них учебные классы. В 1920 корабль переоборудован в минный заградитель, а в 1922 исключён из списков флота.
Палладу торжественно потопили при показательной бомбардировке японской морской авиацией 27 мая 1924 на "шоу", посвященном годовщине Цусимского сражения.