Найти тему
diletant.media

Заговор «Белой розы» в Мюнхене

Оглавление

Ганс и Софи Шолль, Александр Шморель, Кристоф Пробст — лидеры студенческой антифашистской организации «Белая роза» — стали одним из символов движения Сопротивления в Третьем рейхе.

Русская душа Александра Шмореля

Отец Александра Шмореля, доктор Гуго Карлович, был выходцем из немецкой купеческой семьи. Мать, Наталья Петровна Введенская, была русской. Александр родился в 1917 году в Оренбурге и был крещён в русской православной церкви. Год спустя мать умерла от тифа. Отец после женитьбы на дочери владельца пивоваренного завода Елизавете Егоровне Гофман в 1921 году переехал в Германию и осел в Мюнхене.

Казалось бы, другая страна, другой язык (отметим, что Шморель одинаково хорошо говорил и на русском, и на немецком), однако Александр всегда ощущал себя русским человеком, подчеркивал, что он — русский по матери. Живя в Германии, Шморель был активным прихожанином Мюнхенского православного прихода. В семье чтили и поддерживали русские традиции.

Александр Шморель, фото после ареста гестапо. (wikipedia.org)

В 1937 году Александр был призван в армию, но отказался принимать присягу на верность Гитлеру, попросил об увольнении. И всё могло бы сложиться очень плохо, если бы не великодушие командира, который обратился к отцу и наказал разобраться с сыном.

После увольнения в запас в 1939 году Шморель вернулся домой и поступил на медицинское отделение Мюнхенского университета. Однако в 1940 году его снова призвали в армию. В составе санитарной роты он попал во Францию.

Как военный врач участвовал Александр и в войне с Советским Союзом: он нёс службу в пехотной дивизии в районе Гжатска. Осталось очень много воспоминаний и самого Шмореля, и его товарищей об этом периоде. Например, в своих дневниковых записях пребывание в СССР один из друзей Александра оценивает так: «Для меня пребывание вместе с Алексом совершенно по-другому даёт пережить пребывание здесь, в России. Я чувствую русскую душу, я понимаю русское население, мы много общаемся».

-2

Памятник Александру Шморелю в Оренбурге. (wikipedia.org)

«Белая роза»

Данная группа сформировалась весной 1942 года, когда Ганс Шолль и Александр Шморель встретили друг друга. Вместе они начали сочинять и распространять листовки, стараясь пробудить нацию, указать на неправильные действия нацистского правительства. Пребывание на фронте, где товарищи увидели оккупацию, зверства, не только укрепило их веру в правильность идеи, но и кардинально изменило стиль работы. На стенах домов стали появляться лозунги «Долой Гитлера!», «Свобода!» и прочие.

Вокруг Шмореля и Шолля сплотились и другие студенты: сестра Шолля Софи, Вилли Граф, Кристоф Пробст. Чуть позже им удалось привлечь к своей деятельности и профессора философии Курта Хубера.

По поводу того, почему свою группу ребята назвали «Белая роза», существует масса мнений. Согласно одному из них, название было навеяно Гансу Шоллю испанскими романсами Брентано. Кто-то считает, что предложение исходило от Александра Шмореля.

За оружие молодые люди не брались. Они оказывали пассивное сопротивление, стараясь достучаться до сознания сограждан и объяснить им, что всё происходящее в стране — хаос и ужас.

Тысячи жителей городов Германии (Берлина, Франкфурта, Мюнхена и других) получали листовки, призывающие к сопротивлению режиму. Свои воззвания ребята печатали сначала на машинке, а потом размножали при помощи гектографа. Адреса получателей они брали из телефонных справочников, пытаясь при этом найти мультипликаторов своих идей, то есть тех, кого они считали элитой нации. Письма рассылались учёным, адвокатам, врачам, владельцам общественных заведений (с целью получить дополнительное распространение), плюс, конечно, для контроля самим себе, родственникам.

Под различными предлогами в университете Шолль старался достать бумагу — дефицит военного времени. Но ещё большей проблемой было приобретение почтовых марок. Практически сразу после первых акций по вбросу листовок гестапо разослало указание немедленно докладывать обо всех, кто приобретает больше 10−15 марок одного типа.

Несколько слов следует сказать и про содержание листовок, которые печатали члены «Белой розы». В нынешней Германии тексты этих листовок являются лучшим образцом литературы. Все воззвания ребят написаны очень грамотным, серьёзным стилем. В них, помимо примеров многочисленных преступлений нацистов, фактов из повседневной жизни Рейха, приводились цитаты Гёте, Шиллера, Лао-цзы.

В заключении лингвистической экспертизы, которую гестапо заказало с целью найти автора листовок, сказано, что с большой долей вероятности воззвания писал выходец из профессорско-преподавательских кругов, который очень хорошо ориентировался в ситуации не только в самом Мюнхене как столице движения, но и в ситуации в Рейхе, в международной обстановке.

-3

Атриум университета, где «Белая роза» распространяла листовки. (wikipedia.org)

18 февраля 1943 года брат и сестра Шолль пришли в здание Мюнхенского университета и разложили свои листовки пачками перед лекционными аудиториями. Несколько сотен экземпляров Софи сбросила в холл университета со второго этажа. В этот момент её увидел сторож и вызвал гестапо. Так начала свою работу следственная машина. Во время задержания у Ганса Шолля при себе оказался черновик листовки, написанный Кристофом Пробстом, который он попытался проглотить. Естественно, ему никто не дал этого сделать. По почерку имя автора было быстро установлено.

Александр Шморель, направлявшийся на учёбу, совершенно случайно в трамвае услышал, что здание университета оцеплено, кого-то поймали. Он, конечно, догадался, о чём идёт речь, и попытался бежать. Некоторое время он скрывался в Швейцарии с паспортом гражданина Болгарии, но в итоге вернулся в Мюнхен, где практически сразу был выдан в руки гестапо.

Процесс над участниками «Белой розы»

По делу «Белой розы» было проведено пять показательных процессов. Первый прошёл молниеносно. 22 февраля в течение двух часов Кристофа Пробста, Ганса и Софи Шолль осудили и тут же обезглавили.

Всего было арестовано 29 человек. Семерых приговорили к смертной казни, шестерых оправдали, остальные получили разные сроки лишения свободы.

-4

Памятник в честь последней акции «Белой розы» перед Мюнхенским университетом. (wikipedia.org)

Несколько слов о том, почему процессы над членами группы «Белая роза» принято считать показательными. Во-первых, в зал суда была приглашена специальная публика. Защиты как таковой не было. Официальные адвокаты во время процесса торжественно заявили, что, узнав о чудовищных деяниях своих подзащитных, отказываются их защищать. Затем Фрейслер, который был мастером ведения показательных процессов, просто не давал никому вставить слова. Он кричал, возмущался, одним словом, представлял всё в нужном свете.

-5

Марка в честь «Белой розы». (wikipedia.org)

Кстати, со вторым процессом вышла небольшая заминка. Дело в том, что вермахт возмутился: как это так — политический суд осуждает его служащих. Поэтому в срочном порядке от фельдмаршала Кейтеля поступило распоряжение Александра Шмореля и других ребят уволить из армии и сделать гражданскими лицами.

Статья основана на материале передачи «Цена победы». Гость программы — историк Игорь Храмов, ведущие — Владимир Рыжков и Виталий Дымарский.