Мои культурные выходные продолжились приквелом рок-оперы «Орфей», а именно рок-оперой «Гермес» с замечательным Евгением Егоровым в заглавной роли. С музыкой я была чуть знакома раньше, что, безусловно, только помогает восприятию. Впечатления, как водится, смешанные, но стоит учитывать, что данное представление было заявлено как концерт, и для концерта получилось очень даже достойно.
Пожалуй, самым спорным моментом «Гермеса» я бы назвала то, что история имени этого героя ни в какой момент не становится историей, где он был бы главным. Как ни крути, но центральным персонажем «Гермеса» все равно остается Орфей, даже если по сценическому времени эти персонажи сопоставимы. В отношении Гермеса не считывается отчетливой сюжетной линии: да, он хитрит и планирует, но нет главного – конфликта, и не понятно, чего ради он во все это ввязался, чего хочет достичь и зачем. Интересно, что в рок-опере периодически звучит мысль про спасение мира, но от чего его спасать, и в какой момент Гермес стал, собственно, спасителем мира?.. Может, я не очень внимательно слушала, но пока что концепт выглядит так, что озорной бог просто решил поиграть судьбой человека – Орфея – вот и весь мотив, но это не объясняет, почему Гермес продолжает вести эту игру даже когда она заходит слишком далеко, в том числе, играет с Аидом.
В свою очередь, некоторая идея может быть сформирована уже сейчас на основании приквела, и связана она именно с Орфеем. Здесь стоит обратить внимание на искусное сплетение мифа об Орфее и Эвридике и о Персефоне. В случае с первым, мы имеем дело с утратой любви, в случае со второй уход ее из земного мира повергает этот мир в несчастья, снега и неурожай. Таким образом, тесное переплетение одного и другого подталкивает к идее, что мир без любви пуст и безжизненен, обречен, и спасти его может именно она, а не вездесущая красота. Вместе с тем, забвение, в которое погружается Эвридика, несколько портит красивую идею об абсолютной силе любви, поскольку указанное забвение оказывается сильнее. Кроме того, проблема состоит еще и в том, что сильной любви на сцене не видно – не сыграно, что тоже портит восприятие центральной идеи.
Вместе с тем, данная рок-опера очень сильна музыкально – здесь чуть ли не каждая первая мелодия – потенциальный и весьма прилипчивый хит. Особенно запоминается вступительная песня Гермеса, его дуэт с Гекатой (что-то вроде «сторону выбирай»), также песня «Делай что должен» (примерно так). В общем, несмотря на спорность роли Гермеса как главной все равно именно его номера в рок-опере запоминаются более всего.
Я, конечно, понимаю, что «Гермес» - концерт, но с оформлением было очень неравномерно. Это здорово, что у артистов были костюмы, но внешне они сильно ниже среднего, скорее, не понравились, чем наоборот. Особенно мимо был костюм Орфея – он не просто не красил артиста, а наоборот, к тому же, тому явно не хватало серьезного и помогающего в роли грима. Однако, я не могу не отметить то, что солисты в явном виде были отделены от балета даже внешне – более светлые, яркие, так что перепутать их с массовкой было невозможно. Что же до балета, то решение одеть их всех в серо-черное тоже неоднозначно: в темноте, где они, преимущественно, были они сливались в одну колышущуюся массу, так что любые их танцы сильно теряли в восприятии. При этом то, что было на сцене, было весьма достойно поставлено, в том числе, в части взаимодействия героев между собой.
Теперь же об артистах и образах. Все без исключения очень достойно пели, и почти все вполне прилично для столь общими чертами поставленной рок-оперы играли. Евгению Егорову я могу петь одни только дифирамбы: роль лукавого, хитрого, обаятельного Гермеса ему идет, пусть даже этот бог в чем-то весьма жесткий персонаж. Свои номера Евгений отыгрывал частью в концертной манере, но во многие моменты вполне по театральному, серьезно перевоплощаясь в предложенный образ в тех узких рамках, что были ему предложены. Понравилась Вера Зудина как Геката – она замечательно пела и вполне опасно выглядела. Запомнился и необычный образ, и интересная манера Дмитрия Скиданенко как Морфея. Никогда раньше не видела этого артиста, заинтересовал. Роль Аида в этой постановке прописана слабо, но Константин Барышников был вполне мрачно убедителен. Персефона – Анна Рейнолдс показалась этакой всеобщей матерью и добротой, но, в целом, я ее не вполне почувствовала. А вот Орфей – Андрей Лефлер… Пел этот артист просто замечательно, и на этом, пожалуй, все. Я, конечно, все понимаю, но я ждала от Орфея хоть какой-то актерской игры. А на деле был Орфей, что почти все время просто находится на сцене со скорбным лицом, которое не посещали сколько-нибудь разнообразные эмоции. Взаимодействия и – главное – любви с Эвридикой не ощущалось, как и боли потери, особого мужества и борьбы в момент «испытаний» на пути в подземное царство – тоже. Так, просто прогулочка, а ведь артисту стоило это отыграть. Какие-то реакции на происходящее, когда в центре внимания был не он, тоже отсутствовали. Мне грустно это писать, но Орфея для меня на сцене не было. Если этот герой главный, то исполняющий эту роль артист хотя бы минимально должен быть знаком с театральным искусством.
Я была в «Вегас Сити Холл» впервые, и, по наблюдениям, идти из метро туда дольше, чем в Крокус Сити Холл. Отдельно отмечу, что выходить следует – последний вагон из центра, я это пишу, потому что сама ничего про это в интернете не нашла. Сам зал по качеству звука показался лучше Крокуса, но поначалу голоса звучали с какими-то помехами, с чем, впрочем, быстро справились. Вообще, звук был очень отчетливый – понятно было каждое слово как солистов, так и хора, а это бывает довольно редко. Так что впечатления от зала положительные, если опустить тот факт, как далеко он находится.
Подводя итоги: это прямо энергичная вещь, которая так и просится на сцену как полноценная постановка. При этом для того, чтобы создать спектакль, стоит добавить немузыкальных связующих реплик и почетче прописать сюжет, чтобы вопросов относительно природы действий героев возникало поменьше. Относительно костюмов и прочего оформления склоняюсь к мысли, что можно даже лаконичнее и условнее, но в концертной версии более-менее уместно и то, что есть; если же рок-опера выйдет за рамки только музыки, конечно, надо будет сделать что-то более серьезное. Итого скажу, что ощущение от рок-оперы, скорее, позитивное, так что жду следующего дня, чтобы оценить основную постановку.
Состав: Евгений Егоров (Гермес); Андрей Лефлер (Орфей); Константин Барышников (Аид); Вера Зудина (Геката); Дмитрий Борисенков (Харон); Дмитрий Скиданенко (Морфей); Анна Рейнолдс (Персефона); Виктория Григорьева (Эвридика). Автор рок-оперы Ольга Вайнер.