Найти тему

РЕБЁНОК ПОД ПРИЦЕЛОМ

«А сейчас, дорогие родители, дети покажут вам спектакль...» И мы с вами хорошо знаем, что будет дальше. Но только не всегда хотим представить, как это выглядит с другой стороны — со стороны сцены, глазами ребенка, который встречает в зале не любящие глаза, а нацеленные на него объективы.

С одной стороны, все понятно — техника стала доступна, «у всех есть, а чем мы хуже», «ой, как здорово получается!» Но... доступно — значит ли, что необходимо? Наверняка вы тоже постоянно встречаете молодых родителей, которые следят за каждым шагом своей детки (первая, единственная!) через видоискатель. Попробуем задать себе несколько вопросов: как это влияет на ребенка, откуда это взялось, для чего это надо и что с этим делать?

Я в фокусе! А весь фокус в том...
Вспоминаю случай на одном дне рождения, детки в возрасте лет пяти. Нарядная девчушка с сияющей улыбкой несет свой подарок имениннику и уже почти доносит, но тут звучит нервный крик мамы: «Стой!!! Вернись обратно — я не успела заснять, как ты идешь!» Девочка послушно — видно, не впервой — возвращается на исходную позицию и повторяет все, улыбаясь в наведенный на нее телефон. Именинник терпеливо ждет.

Давайте представим на минутку, что с нами будет, если каждый миг нашей жизни будут записывать на видео? Конечно, поначалу чувство окрыляющее: «Я в фокусе всеобщего внимания!» Но... в фокусе — значит, я главный. А должен ли ребенок быть главным? Может ли он вынести этот груз? С одной стороны сложившееся в современном мире отношение к детям убеждает нас: да, так и должно быть. «Всё лучшее детям, всеёё для него, любимого».

Это называется детоцентристская модель — и именно против нее восстают современные психологи, спасая своих маленьких клиентов от неврозов и психозов. Потому что главный — это значит, я несу ответственность за всех. А ребенок психически не готов к этому. Он даже за свои действия ответственность не может нести — и часто гиперактивность и гипервозбудимость современных малышей является криком о помощи: покажите мне границы дозволенного, возьмите за меня ответственность! Но вместо этого мы помещаем ребенка в фокус камеры: мы готовы восхищаться всем, что ты сделаешь!

Есть другая (наверняка, не последняя) сторона этого явления. Наши фото-видео-дети уже привыкли не жить свою жизнь, а играть в нее, демонстрировать. Не играть в куклу, а показывать, как они играют, не бежать навстречу папе, а показывать, как они бегут, не целовать маму, а...

Чувствуете разницу? Объективы, нацеленные на ребенка, не дают ему прожить, прочувствовать момент, буквально отлучают его от его собственных эмоций. Поэтому фотокамера — это еще один «вражеский» выпад против эмоциональной сферы ребенка, которая и так у нас везде приносится в жертву так называемому интеллекту.

А эмоции — это и есть ощущение жизни, эмоции — это воля, эмоции — это счастье, да и решение мы всегда (!) принимаем чувством, а не умом, хоть и кажется иногда, что подумали хорошо... Не слишком ли дорогая цена за радость на старости лет просматривать киноленту своей жизни? Да и будет ли эта возможность, дадут ли нам вторую жизнь для того, чтобы пересмотреть все то, что мы наснимали в первой?

Наслаждайся — и не думай!
Что лежит в основе охватившей всех фотомании? Честно признаться, в этом поведение взрослых людей мало отличается от поведения подростков, которым в руки попал новый гаджет. Совсем недавно процесс изготовления фотографий был более трудоемким (а сколько романтики: темная комната, красный фонарь, силуэты, по какому-то волшебству проступающие на белой бумаге — сколького лишены наши дети!), пленка имела реальную стоимость и количество кадров, ограниченное не мегабайтами, а двузначным числом — и гораздо меньше было желающих самонадеянно почувствовать себя со-творцом всего, что происходит по ту сторону объектива.

Сейчас же наши подростковые амбиции, подогретые рекламой («поучаствуй в фотоконкурсе — получи скидку на то, что тебе не нужно!»), настолько овладели нами, что мы даже не задумываемся над одной простой вещью — а когда мы будем смотреть все то, что отсняли хотя бы за последний год? Процесс увлекателен, но... к чему он ведет? Впрочем, нас сейчас усиленно учат не задумываться об этом.

Фотография как искусство
Так что же делать — не фотографировать совсем? На мой взгляд, спасение здесь в том, чтобы поднять свою фото-видеодеятельность на уровень искусства. Прежде всего, критично посмотреть на свои «шедевры». Стоит ли оставлять все это потомкам? Или все-таки имеет смысл пойти поучиться? Конечно, если есть желание.

Возможен сейчас и другой вариант — услуги профессионального фотографа стоят не слишком дорого. И весь класс наверняка сможет скинуться на одного хорошего видеооператора, который на высочайшем уровне заснимет школьный спектакль. Главное, решить, что мы понимаем под профессионализмом. Это не только техническое качество картинки. Это еще и умение стать незаметным и буквально исподтишка сделать кадры, которыми вы будете любоваться всю оставшуюся жизнь. Чтобы фотограф или оператор не стали главными режиссерами вашего мероприятия («а теперь встаньте здесь, пройдите тут...»), чтобы вы жили полной жизнью без оглядки на прицел камеры.

Текст:
Дарья Марченко, педагог, мама четверых детей.