Найти в Дзене

Записки о творчестве. 16. Ямайский и Островитяне. Кризис (2015)

Оглавление
В образе Александров Марцинкевичей в рамках несостоявшегося акустического проекта в формате трио. Фото Велиссы Замской. Моё фото
В образе Александров Марцинкевичей в рамках несостоявшегося акустического проекта в формате трио. Фото Велиссы Замской. Моё фото

Читать предыдущую часть: Записки о творчестве. 15. Гоп-fun-анsunбль Ямайский и Островитяне. Международный уровень (2015)

На данный момент это самая психологически сложная глава моей творческой автобиографии, которую я веду здесь, в Дзене в таком свободном немного и разговорном формате. Наверное, сложнее уже не будет. Здесь будет много рассуждений насчёт морали и минимум музыки группы Ямайский и Островитяне, в которой я на тот момент уже проиграл порядка 3,5 лет.

Как я неоднократно замечал, какого бы уровня музыкальные коллективы ни были бы, зачастую они сталкиваются с одними и теми же проблемами на своём пути. То, что случилось в нашей группе Ямайский и Островитяне в середине 2015 года, я мог бы сравнить с кризисом в истории группы Kiss на рубеже 70-80-х годов - я эту аналогию в своё время очень хорошо поймал, когда читал автобиографию Пола Стэнли, прямо как он это описывал, у меня сразу в голове возникла наша группа в тот период, и это не могло выйти у меня из головы. Я заранее прошу прощения у всех моих друзей-приятелей, о ком здесь упомяну, ежели вдруг вам покажется, что я где-то кого-то обидел, что-то недоговорил, перегнул палку или высказал своё мнение, отличающееся от вашего. Эту главу мне писать психологически было очень сложно, потому что описываемая ситуация была совершенно неоднозначная.

1. Нервы на пределе. Стена, которую уже не разрушить

17 апреля 2015 г. Выступление на концерте-презентации альбома группы День Независимости. Ваня и Паша. Моё фото.
17 апреля 2015 г. Выступление на концерте-презентации альбома группы День Независимости. Ваня и Паша. Моё фото.

К марту-апрелю 2015 года внутри нашего коллектива выросла капитальная стена непонимания и нежелания слушать друг друга. Конечно, наше "европейское" турне, о котором я вещал в предыдущей главе, нас очень хорошо расслабило, сплотило вновь, в том числе и благодаря нашему первому директору Максу Круподере. Но стоило нам вернуться, всё встало на круги своя - проблемы никуда не делись, а обострились ещё больше.

Уже несколько месяцев наш шоумен Ваня приходил на репетиции измученным из-за загруженности на работе и делал всё через силу (меня иногда порывало подойти к нему да спросить: ну, что ты, мол, мучаешь себя, посмотри на свою кислую мину в зеркало, если тебе тяжело репетировать и играть, никто тебя не осудит, конечно, понятно, что музыка - это твоя жизнь, но здоровье и реальная жизнь, если она налаживается, они того будут стоить, - но не решался ему это сказать).

Угнетающее состояние Паши достигло предела: он не мог добиться от меня как от басиста и Антона как барабанщика повышения уровня игры ритм-секции, как он хотел, ибо видел по другим группам, как можно, и постоянно сравнивал их с тем, как мы играли. Но добиться от нас, тоже малость измученных, ответа ему было сложно. Точнее, я с ним на контакт выходил и признавал, конечно, его правоту. Но также со своей стороны я признавал, что за пять секунд я свои скиллы на бас-гитаре не мог бы повысить.

Самое главное обострение у Паши возникло с Антоном, барабанщиком. Антон на самом деле тоже был уже очень уставший в связи с работой, ему всегда было на самом деле тяжело говорить о таких вещах, ибо во время репетиции после работы обычно никому не хотелось включать голову и принимать какие-то решения, а хотелось отдыхать ей - потому что музыка очень расслабляла в этом смысле. На репетициях напрягались уже другие анатомические ресурсы человека. Но неумолимый и дотошный по характеру Паша не мог этого понять, ибо не работал от звонка до звонка, как я, Ваня и Антон: вот нужно сделать это, а остальное не знаю. Паша просто не слышал открытости в свой адрес. Сугубо человеческое понимание он видел по сути только от нас с Лёшей-баянистом-клавишником, поскольку пытался с нами сделать в формате трио мини-акустический вариант Островитян (эта затея в результате провалилась и не дошла до чего-то дельного).

Стена недопонимания выросла настолько, что Паша искал "утешения" на стороне. И, в общем-то, уже как несколько месяцев он находил его у барабанщика группы День Независимости Сергея Смирнова, который нам на тот момент дважды помог с концертами в 2014 году: в Великом Новгороде и на выступлении на морской регате в Финском заливе. Паша восхищался уровнем игры Сергея и на тот момент сильно сдружился с ним. А Сергей тогда, в свою очередь, был не очень доволен участием в группе День Независимости. В коллективе той команды на самом деле вообще дела обстояли хуже: зрел конкретный бунт, не помню уже, почему, но недовольны были почти все музыканты, вступавшие в конфликты с их бэнд-лидером Станиславом: и Сергей, и два гитариста (Дмитрий Машков и Александр Хейнман - эти имена я неоднократно повторяю, потому что их ещё можно будет услышать в будущем). Я могу немного ошибаться, если вдруг что-то не так тут указал, в очередной раз прошу прощения.

Группа День Независимости. Концерт-презентация своего альбома 17.04.2015. Слева направо: Александр Хейнман (гитара), Станислав Богданов (вокал), Сергей Смирнов (барабаны), Дмитрий Машков (гитара). Источник: vk.com
Группа День Независимости. Концерт-презентация своего альбома 17.04.2015. Слева направо: Александр Хейнман (гитара), Станислав Богданов (вокал), Сергей Смирнов (барабаны), Дмитрий Машков (гитара). Источник: vk.com

В общем, было уже понятно, что Паша с Сергеем начали потихоньку договариваться о сотрудничестве и переходе последнего в коллектив Ямайского и Островитян. И самым психологически ужасным моментом, одновременно символическим стал наш последний совместный концерт с группой День Независимости - на презентации их нового альбома, куда они позвали нас выступить как друзей... Друзей?...

Павел Ямайский и Станислав Богданов (фронтмен и вокалист группы День Независимости) на концерте-презентации альбома последних. Источник: vk.com
Павел Ямайский и Станислав Богданов (фронтмен и вокалист группы День Независимости) на концерте-презентации альбома последних. Источник: vk.com

Выступление на этом концерте стало последним для нашего состава Островитян, с которым мы прошли такой интересный путь наверх, с которым добились на тот момент самых больших успехов, пройдя плечом к плечу столько приключений и радостных моментов...

17 апреля 2015 г. Выступление на концерте-презентации альбома группы День Независимости. Антон и Паша. Моё фото.
17 апреля 2015 г. Выступление на концерте-презентации альбома группы День Независимости. Антон и Паша. Моё фото.

P.S.: аналогичная ситуация была на концерте и для состава группы Dень Независимости. Сергей Смирнов в последний раз играл с ней на сцене.

2. "Умирая, не умрёт"

Обложка для видео на кавер нашей группы известной военной песни. Источник: vk.com
Обложка для видео на кавер нашей группы известной военной песни. Источник: vk.com

Название для главы в некотором роде символическое в нескольких смыслах.

Во-первых, напомню про некоего мецената Павла, владельца крупной строительной компании, который решил в 2014 и 2015 году устроить два собственных рок-фестиваля в Петербурге и назвал их смешно "Ё-Моё-фест". На втором из них мы выступали. Наш Паша плотно сдружился с этим меценатом, начал вести у него корпоративные мероприятия, а также стал советчиком в плане питерских рок-групп для привлечения к сотрудничеству.

Следующим шагом этого мецената стал проект "Умирая не умрёт". К 70-летию Дня Победы Павел решил создать сборник военных песен, которые бы перепели Питерские рок-музыканты, выделив кучу денег на запись этих каверов, а также на раскрутку и распространение. Это проект стал полностью некоммерческим. Его уникальность состояла в стремлении сохранить память о Победе в формате, близком современной молодежи. Сборник был выпущен тиражом 5 000 экземпляров и бесплатно распространялся в учебных заведениях, домах молодежи и на мероприятиях, посвященных 70-тилетию Победы.

Нас также привлекли к этому проекту. И мы не очень долго выбирали песню, которую смогли бы перепеть в своём формате. Всего-то нужен был какой-то позитив в песне, несмотря на тематику. Именно это мы смогли найти в композиции "Песенка фронтового шофёра", которую в те времена записал и исполнял Марк Бернес - композиция оказалась идеальна под нас и под наш ска-залихватский жанр.

Дедлайн на запись песни нам был дан сравнительно недолгий. Песня была сама по себе достаточно сложная по аранжировке, особенно, если учесть, что и в нашем исполнении не получилось сделать примитив: припевы у нас были в нашем ска-формате, второй куплет - в дуболомном русскорокерском жанре, а третий - в регги. А времени на репетицию особо не было. Паша, мучившийся от невозможности поговорить с Антоном, всё-таки сделал первый шаг и в одностороннем порядке решил, что барабаны на песне будет записывать у нас Сергей Смирнов, потому что посчитал, что Антон не успеет справиться с задачей и отрепетировать, как надо. Антон как раз на тот момент в принципе был занят и особо репетировать, насколько я помню, и не мог. Ванин голос там тоже не требовался, так что в студии мы были вчетвером, и вот, что у нас вышло:

Вот ССЫЛКА НА ЭТОТ АЛЬБОМ-СБОРНИК ЦЕЛИКОМ

Из именитых команд Санкт-Петербурга в проекте приняли участие такие коллективы, как Декабрь, Мураками, ГильZа и Zero People (лирический фортепианный проект двух участников группы Animal Джаz: вокалист Александр Красовицкий вместе с клавишником).

Обложка сборника. Источник: vk.com
Обложка сборника. Источник: vk.com

Принятое решение насчёт барабанщика на записи песни было на самом деле сигналом, что пути назад нет. Никто тогда из наших знакомых и поклонников не знал, что в песне играл уже другой барабанщик.

А потому Паша просто взял в один прекрасный момент и поговорил с Антоном о завершении его участия в Островитянах... В общем-то, как сам Паша потом мне сказал, камень с плеч у него упал больше из-за того, что получилось всё-таки пообщаться в открытую. Это была, безусловно, полная неожиданность для Антона. Я помню, что он в корне не был согласен с мнением Паши, ибо, в общем-то, уровень всей группы и всех музыкантов, кроме Лёши, был на одной планке под названием "так себе". И сваливать вину на одного барабанщика смотрелось со стороны совершенно некорректно.

Но пока об этом ещё никто не знал, все перемены оставались в секрете внутри коллектива.

Следующим этапом был разговор со мной. Я, в общем-то, видел настрой Паши и морально был готов пожать плечами, заведомо приготовился и успокоил в себе заранее бурю негодования и обиды, ибо группа для меня стала уже больше, чем просто группа. Мне было поначалу просто немыслимо представить, что меня больше там не будет. Но... меня "пощадили" и взяли слово, что я буду активно повышать уровень игры и заниматься на бас-гитаре. Я не знаю, с чем это всё-таки было связано в первую очередь: либо потому что я был открыт Паше и всегда шёл с ним на контакт, либо потому что являлся в группе уже больше, чем просто басист и участвовал активно в создании песен и закреплении жанра нашей музыки.

Так или иначе, но шокирующая ситуация с Антоном стала знаком Ване, что он на самом деле давно терял время на репетициях, приходя на них без настроения и желания играть, своеобразным пинком сзади. Так как наша группа была уже чётко разделена стеной пополам: с одной стороны мы с Пашей и Лёшей, с другой стороны - Ваня и Антон, - логично было, что и Ваня исчезнет. А он на самом деле просто исчез. Не сказав ни слова, перестал появляться на репетициях и отказывался объяснять, почему не хочет приходить. Но это и так было уже понятно. С Пашей он полностью прервал контакт и если что-то и хотел передать, то... передавал через меня. Я был единственным, кто на тот момент сохранил тёплые отношения со всеми, потому что в принципе по жизни терпеть не мог ссориться с людьми и старался всегда и во всём приходить к компромиссам. С Ваней и Антоном я на самом деле никогда и не разрывал отношений. И вообще почему-то ни Паше, ни мне, ни Лёше не могло прийти тогда в голову, что такой поворот - уход Вани следом - был логичным. Паша был, прямо скажем, огорошен: хотел повысить уровень группы - в результате потерял шоумена и главный "моторчик" группы...

Есть такой альбом у группы Genesis: "And Then There Were Three…". Именно так и стало. Но следом ситуация изменилась: Сергей Смирнов стал четвёртым полноценным участником нашей команды.

Но такой вот вопрос: а что было делать дальше?... Потому что пока что со стороны это смотрелось на самом деле как "Умирая, не умрёт" - группа умерла? Или не сможет умереть никогда?

3. А что дальше?..

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

А дальше надо было оценить ситуацию с трёх сторон: что мы имели, что ожидали и какие последствия в результате получили.

Что мы имели?

На самом деле мы имели в группе теперь второго профессионального музыканта, помимо Леши - барабанщика Сергея, который был ещё и преподавателем в барабанной школе. Но мне пришлось перестраиваться немного в плане ритм-секции. Как ни крути, я был ранее на одной волне с Антоном, а теперь мне нужно было заново сыгрываться с барабанщиком уровня гораздо выше моего и, самое главное, игравшего в совершенно другой стилистике. Сергей был, так скажем, самым натуральным рок-барабанщиком с брутальной манерой игры. Ежели я решил сам для себя, что принял новые правила игры и хотел действовать дальше в коллективе, что я не хотел терять то, за что сам боролся в рамках творчества команды, то я и начал повышение своего уровня с сыгранности с Серёгой.

Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

"Наружнее" же управление командой оставалось то же: Максим Круподеря, наш менеджер, поддержал Пашу в его действиях. А потому группа не останавливалась в своей работе - Максим искал нам дальнейшие пути развития.

Один из таких путей нашелся совершенно внезапно и шёл от нового "приятеля". А именно - от того самого мецената Павла. Получив опыт в организации рок-фестивалей и при создании сборника "Умирая не умрёт" с песнями Победы в исполнении питерских рокеров, Павел понял, что может полноценно попробовать себя в шоу-бизнесе и... обратился к нашему Паше Ямайскому с вопросом, в какие четыре группы (включая Ямайского и Островитян) из нашей музыкальной тусовки стоит вложить условный миллион рублей первоначального капитала, а затем собственно заняться продюсированием. Паша наш, конечно же, посоветовал вложиться с такой суммой только в одну группу, ибо тогда только был бы ощутим эффект. Но меценат стоял на своём: он акцентировал внимание на то, чтобы группы были совершенно разные по своим жанрам и подходу к музыке. Что ж, помимо Островитян, Паша Ямайский предложил ему взяться за группу Копенгаген как представителей форматного и доступного русского рока, за наших старых друзей, группу Альтависта как представителей более ретроспективного жанра и за группу The Tel, о которой я не упомянул в прошлых главах - трио, игравшее западноориентированный англоязычный альтернативный рок, вырвавшeeся в своё время на одном из этапов фестиваля Emergenza:

Таким образом, у Островитян внезапно появилась возможность получить спонсорство, группа вместе с другими тремя коллегами-коллективами попала под крыло созданного меценатом Павлом продюсерского центра, который он назвал не менее забавно, чем свои фестивали: "Соль-Перец".

То есть, перед нами открывались серьёзные перспективы.

Что мы ожидали?

Конечно, после таких событий мы ожидали записей новых альбомов с новым звучанием, максимальной раскрутки, выступлений на топовых фестивалях, больших сольных концертов на хороших площадках, а не в подвальных клубах, хоть и известных.

Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Но всё это мы могли получить, безусловно, при собственной отдаче: новом хорошем материале, профессионализме как музыкантов и слаженности в игре коллектива. Новые песни уже давно были, но в связи с произошедшими переменами они всё ещё оставались в недоработанных вариантах. Профессионализм по идее должен был повышаться, раз Паша Ямайский затеял такую деятельность. Я уже договорился с бас-гитаристом группы Альтависта Денисом о том, чтобы ездить к нему на "повышение бас-квалификации", ибо Денис был профессионалом, при этом, имел ещё и свою студию, где обучал вокалу.

Для дальнейшей деятельности мы, как есть, вчетвером, даже провели специальный фотосет для будущих афиш и реклам:

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Это всё, конечно, очень здорово смотрелось в перспективе... Но оставался последний вопрос: а была ли уже это та же группа "Ямайский и Островитяне", что и раньше? Со всеми фишками, за которые её любила публика?... И здесь стоит подвести итог третьей стороной произошедших перемен.

Последствия

Мы почему-то не догадывались или просто не брали в расчёт, что при всех "плюшках", которые мы получали с появлением продюсерского центра и возможностью профессионального роста, впереди нас ждало беспощадное общественное мнение, прежде всего, среди знакомых: Паша по сути выгнал из группы своего самого старого соратника, самого первого музыканта, с кем сыгрался, самого первого участника Островитян, помимо самого Ямайского. Мы не могли сообразить, что общественное мнение вряд ли поняло бы, что значит "барабанщик не соответствовал уровню".

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Внезапно перед нами открылась суровая реальность. Ваня и Антон, как я говорил ранее, очень тесно контактировали с группой Скворцы Степанова, помогали их участникам в организации нового фестиваля Revolition. Да и вообще мы успели забыть, что изначально именно Скворцы Степанова нам помогли с различными фестивалями, помогли нам пробиться вверх, прежде всего, изначально мы входили именно в тусовку их фанатов, постепенно обрастая своими. Также огромное количество наших друзей-поклонников пришли со стороны знакомых Вани и Антона.

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Естественно, все эти люди, о которых я написал выше, все наши поклонники из той тусовки бывшей Эмергензы/Революшна/общества Скворцов Степанова... от нас отвернулись! Да, все реально взяли и отвернулись от нас, никому не было дела до того, что хотел Паша сделать внутри группы. От нас отвернулось большое количество людей, которые нам подпевали на всех концертах, тусовались с нами после концертов, которые постоянно были рядом, любили нас и улыбались нам. Потому что группа уже давно перестала быть "бардорусскорокерским" форматом: автор песен плюс аккомпанемент. Потому что мы были единым коллективом, командой, со своим звучанием, своим колоритом, со своими шоу и неотъемлемыми фишками на сцене - в частности благодаря Ване.

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Вдруг ещё более суровая реальность дала нам понять, что поклонников мы себе сами за всё это время так и не "заработали". Что большинство любителей нашей музыки слушали нас и ходили на нас, пока мы были в условной "скворцовской"/фестивальной тусовке. И зиждилось наше нахождение там в последнее время зачастую на том, что Ваня с Антоном были главными "связными" с этой тусовкой. Даже руководитель лейбла "Бомба Питер", на которой мы издавали свой на тот момент единственный полноформатный альбом "Щи" и один сингл "Имена", Олег Грабко сказал насчёт смены нашего состава: "Лучшее - враг хорошего".

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

В результате мы остались с багажом возможностей: новый крутой барабанщик Сергей, продюсерский центр "Соль-Перец", новые наработки менеджера Максима... - но без поддержки. А стоили ли чего все новые возможности при потере группы главного - поддержки и, самое главное, своей сути? На самом я тогда так это сам и видел: группа на тот момент, казалось, полностью потеряла свою старую суть. Приставку "гоп-fun анsunбль" пришлось убрать. Потому что прежняя "разгуляй-веселушность" группы исчезла полностью. В первую очередь, с нами больше не было Вани, и мы пока не знали вообще, как без него вести себя на сцене. Естественно, Антон унёс с собой наш логотип (вместе с префиксом "гоп-fun"), потому что он его и разрабатывал как дизайнер - нужно было делать новый. Да и какой "гоп": Паша уже с конца 2014 года сменил имидж "гопничка" в тельняшке и картузе на гламурный попсорозовый прикид: кепка и майка. Также барабанщик Сергей привнёс в группу свой безусловный колорит: своей более энергичной игрой полноценное рок-звучание, по крайней мере, на репетициях это стало ощущаться в нашей работе ритм-секции. В этом смысле, конечно был плюс - движение в сторону более рокового звучания помогло бы чаще попадать в форматы русских рок-фестивалей... Так всё-таки: стоило ли это того при потере себя изначального? При потери своей сущности?...

В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com
В обновлённом составе. Фото Велиссы Замской. Источник: vk.com

Я лично не мог ответить для себя на этот вопрос. Пока наши первые выступления в обновлённом составе не подсказали мне, какие сделать выводы.

4. Крик отчаяния

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

На первых выступлениях в новом составе мы сразу же потерялись, потому что не знали, как себя вести. Прежде всего, потому что не было Вани. Некоторые Ванины вокальные партии в песнях достались "по наследству" мне. Мы с Пашей наспех перед концертами перераспределили слова песен между собой. А вот в плане того, как восполнить отсутствие шоу в лице Вани на сцене, мы не смогли понять сразу. Я привык тогда выполнять свою зажигательную роль сбоку с басом редкими подкрикиваниями или подпевками. Но теперь мне пришлось больше петь, больше стоять у микрофона и работать не на треть сцены, а на половину и выжимать из себя больше энергии, потому что Паша был больше прикован к микрофону, и у него прыгать по сцене было ещё меньше времени. Плюс мне надо было ещё как-то на бас-гитаре играть хорошо, на которой я обязался ещё и повышать уровень.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

В результате два первых выступления я бы назвал провальными. Не с технической стороны, а именно с точки зрения подачи: мы были какими-то потерянными и безликими. Хотя вообще странно: мы же в таком составе без Вани очень неплохо жгли первый раз в 2014 году, когда нам Сергей помогал на концерте в Нижнем Новгороде... Скорее всего, был психологический момент. Потому что мы уже тогда понимали, что основная публика от нас отвернулась.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Я не помню, что было за первое выступление, лишь то, что наших знакомых почти никого не было на нём - мало, кто захотел прийти на нас. А кто и пришёл - со спокойными лицами слабенько хлопали после каждой песни. От нас не было никакого драйва, мы вообще никак не зажигали публику, как раньше.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Но вот после второго выступления меня конкретно затрясло. Это был отборочный концерт на фестиваль "Окна открой"-2015. Да, мы лишились поддержки, а потому на этот раз влезали в этот фестиваль на общих основаниях: послали комиссии фестиваля наши записи и пошли на самый первый тур конкурса, коих было множество. То есть, как совсем новички. Потом из них должны были выбрать лучших - и так далее по стандартным схемам.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Но дело в том, что комиссия фестиваля "Окон открой" всегда состояла из суровых консервативных матёрых представителей старого русского рока и ориентировалось среди новых групп на древнеперестроичный формат: то есть, чтоб, главное, были серьёзные тексты даже если под убогую музыку. Чего говорить - комиссию возглавлял один из представителей такого доисторического мышления - лидер группы Санкт-Петербург Владимир Рекшан. Конечно, в обществе музыкантов это вызывало постоянное негодование: самый культовый Питерский рок-фестиваль, позволяющий вырываться вверх молодым коллективам, держался за никому уже не нужный старый консервативный формат. Но что было делать? Как-то пробивались. Ходила даже легенда, что как-то для отборочного тура "Окна открой" одна группа вместо своих записей подсунула первый альбом Led Zeppelin, прослушав который, комиссия покачала головой, поморщилась и сказала, что в общем-то группа неплохая, но у ребят нет своего лица, и им надо ещё немного поиграть.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Само собой, наш материал был сразу забракован и обплёван. Год назад мы по сути по блату попали на Окна, и нас никто толком и не оценивал (напомню: мы для галочки сразу поучаствовали в финале отбора на фестиваль), а тут вся правда, видите ли, выяснилась: какая-то группа клоунов с шутовскими дуракаваляниями и никакой серьёзности в текстах. Рекшан вроде бы решил нашу судьбу. Но всё же вторым шансом для групп был выбор комиссии живьём - тот самый отборочный концерт, самый первый тур - там участники комиссии могли от себя лично каждый выделить группу и замолвить за неё словечко, увидев живьём.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

С нами было всё понятно, на самом деле, играть уже не нужно было. Но Пашу решение насчёт наших записей вывело из себя, его это взорвало. "Не надо туда идти, - говорил я ему, - какая-то гордость должна быть у нас, давай плюнем на них, только хуже сделаем и репутацию себе ещё больше попортим, и так уже поклонников не осталось". Но Паша был неумолим: "Плевать, - сказал он, - мы им всё скажем со сцены! Раз уже нашу судьбу решил этот Рекшан, значит, нам терять нечего, я этому Рекшану всё в песнях выскажу". Я молча закрыл глаза и, пытаясь сохранять спокойствие, поехал в клуб.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Команда из седовласых русских рокеров во главе с Рекшаном и ещё каким-то едва ходившим старичком с палочкой сидели и с умными лицами оценивали нас на сцене. Паша ещё и выбрал в репертуар нашу когда-то провокационную песню "Не люблю тех, кто меня богаче и красивей", а также (самое ужасно) - новую песню, которую мы ещё даже толком не доделали. Изначально припев песни звучал как "Мухи летят на г**но" (впоследствии фраза для смягчения была переделана в более каламбурный вариант "Мухи летят нога в ногу").

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

И мы это спели... Паша почти выкрикивал все эти фразы из обеих песен в зал и напрямую глядя на комиссию, в глаза Рекшану и его компании. Это смотрелось просто ужасно, я едва находил в себе силы, чтобы хотя бы держать ритм и не забывать партии. Дешёвый и никому не нужный эпатаж группы, которая осталась без поклонников, которая стала очень сыро смотреться на сцене. Я сгорал от стыда. Я был счастлив, когда этот двадцатиминутный позор подошёл к концу и когда никто из комиссии, само собой, не поднял руки за нас. Все представители "ископаемых русского рока" с кислыми физиономиями молча просидели и промолчали.

Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com
Одно из первых выступлений в обновлённом составе. Источник: vk.com

Я поспешил скорее собрать вещи и убежал из клуба, меня трясло. Паша удовлетворил свои амбиции, а музыкантам остальным что было делать? Лёша промолчал, Сергей вообще только пришёл в команду. Но для меня группа, которая была одним из главных смыслов в жизни, теперь выглядела полностью опустившейся ниже уже некуда. По дороге домой я тогда был уверен, что не останусь больше там играть, проклинал себя, что сам не согласился заранее покинуть коллектив, когда моё участие стояло там под вопросом... Я считал, что группе пришёл конец, что все продюсерские центры и менеджеры не будут заморачиваться с командой, у которой больше нет будущего с таким подходом, какой бы она технически профессиональной ни стала.

Ошибался ли я? Был ли у группы новый шанс?..

P.S. Почему похоже на ситуацию с группой Kiss?

Да, я же так и не сказал, почему. В самом начале об этом упомянул - и всё. Дело в том, что в конце 70-х годов - начале 80-х из группы Kiss по очереди вылетели два классических и изначальных участника. Сначала барабанщик Питер Крисс - за абсолютно то же самое - не тянул, не справлялся, не подтягивал свой уровень. А следом - лидер-гитарист Эйс Фрейли - за полную безалаберность, отсутствие на репетициях из-за алкоголизма, который был причиной понижения его уровня игры.

Это мучило Пола Стэнли, он это так описывал в книге, будто хотел скинуть камень со своих плеч. Но последствия были тоже знакомые: публика яростно негодовала, потому что из группы выгнали "кота" и "инопланетянина", которых все любили в составе единой группы с единым имиджем, на которую все привыкли смотреть живьём именно в этом формате. Следом в команде появились другие участники с другим гримом, что фактически уничтожило группу на тот момент, которую старые поклонники стали воспринимать уже просто как клоунов. Потому что эти клоуны стали в команде ещё и меняться. Ну, там, правда, ещё наложились не лучшие для тяжёлой музыки времена, Kiss пыталась играть примитивную поп-музыку, а это ещё более убого смотрелось в совокупности с гримом.

Но Kiss же потом сорвали маски и вернули себе репутацию в 80-х в рамках хэви-метала с обновлённым составом? Однозначно. А Ямайский и Островитяне?..

ЗАПИСКИ О ТВОРЧЕСТВЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ОТ ТЬМЫ ДО СВЕТА (1985-2002)

2. СВЕТ В НАЧАЛЕ ТУННЕЛЯ (2002-2006)

3. ПОТЕРЯВШИЙСЯ (2005)

4. EUGENE AXE. ЗАПЕРТЫЙ (2005-2007)

5. ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ МУЗЫКА. КИНО И СОЦСЕТИ (2007-2008)

6. RUNWAY. В НАЧАЛЕ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ. РЕТРО-ХАРД-РОК (2008)

7. RUNWAY. ОТ ХАРД-РОКА К ХЭВИ-МЕТАЛУ (2008-2009)

8. RUNWAY. ОТ ХЭВИ-МЕТАЛА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. "ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА" (2009-2010)

9. НА РАСПУТЬЕ. НЕМНОГО БРИТ-ПОПА И РУССКОГО РОКА (2011)

10. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. СИБИРСКОЕ РЕГГИ (2011-2012)

11. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 1 (2012)

12. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 2 (2012)

13. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ И НАШЕ РАДИО (2013)

14. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ (2014)

15. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ (2015)

16. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. КРИЗИС (2015)

17. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. НОВОЕ "ЛИЦО" (2015)

18. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЯТЬ ЛЕТ. СТАБИЛЬНОСТЬ (2016)

19. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ "ОСТРОВА" (2015-2016)

20. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ВТОРОЙ АЛЬБОМ И ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2017)

21. ПОПЫТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОГЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2017-2021)

22. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ СНОВА В ДЕЛЕ (2020-2022)

23. КАК ПЕРЕВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В 37 ЛЕТ И НАЧАТЬ ЕЁ С СЧАСТЛИВОГО НУЛЯ (2022-2023)

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.