Как налоговая инспекция раскрыла схему по НДС с помощью Google Analytics
Жило-было небольшое общество, занималось дистрибуцией химической продукции одной большой-пребольшой публичной компании. Они заключили подряд на размещение интернет-рекламы на 300 с лишним миллионов в рублях.
Договор гласил: исполнитель обязан был размещать в Сети рекламу с использованием ключевых слов и переходов по клику, а также разрабатывал те самые рекламные материалы для размещения в сети.
И ничего не предвещало беды, пока по уточнёнке по НДС за 2 квартал 2020 года (и кто их дёрнул сдавать её в 2021?) инспекция не доначислила обществу 27 миллионов рублей НДС. А причиной послужил как раз тот самый договор.
Как так? А, по мнению мытарей, не было никаких рекламных услуг, а весь объём документооборота между обществом и подрядчиком был фикцией.
В обоснование своей позиции ИФНС отметила:
- на рынке рекламных услуг отсутствует информация об осуществлении контрагентом деятельности, и даже своего сайта в период, когда услуги якобы оказывались, у контрагента не было;
- контрагент ушёл на ликвидацию сразу после сделки;
- директором и учредителем контрагента было лицо, которое раньше уже ловили на уклонении при помощи схемы с использованием рекламных услуг;
- вложения в рекламу полностью повалились, полностью!... убыточны, нет связи между ростом прибыли и привлечением клиентуры, и собственно рекламной кампанией;
- лого и рекламные баннеры, которые использовались в спорной кампании, были разработаны другим контрагентом – ИП, года за 3 до описываемых событий.
Мытари проанализировали сайты, указанные в отчётности. Анализ позволил установить, что часть указанных сайтов имеет специфическую аудиторию – детскую. Следовательно, даже гипотетически ЦА не соответствует потенциальным посетителям этих сайтов.
Наконец, главное. Самый сок!
По данным, полученным от Google, никаких договорённостей между ними и контрагентом на размещение рекламы, не было. Вдобавок, в ответе транснационального гиганта на запрос ИФНС было скромно отмечено, что запрашиваемые сведения можно получить при помощи такого инструмента, как Google Analytics.
Мытари прислушались – и вытянули на допрос ИП, который создавал компании сайт, ставил ПО, словом – знает всю поднаготную. Его заставили предоставить сделанные в Google Analytics статистические отчёты, и – о чудо! Никаких переходов на сайт налогоплательщика с рекламных объявлений в отчёте установлено не было.
2 важных вывода
Доначисление было произведено в ходе камералки, которая стала следствием уточнённой декларации. Не будь этой уточнёнки – никакой проверки бы не было. А так, заполучив в цепкие ручонки уточнённую декларацию, ИФНС получила возможность вновь проверить декларацию – и не важно, что раньше они её уже принимали без каких-либо доначислений.
А теперь что? Теперь подозрительного контрагента уже отправили на ликвидацию, и по НДС получился разрыв.
Ещё раз: не было бы уточнёнки, ИФНС смогла бы сделать доначисления только в рамках ВНП.
Отсюда вывод № 1: не сдавайте уточнёнку по НДС, если вам это действительно не нужно.
Компания отнеслась к легендированию через пень колоду. То ли очень жадные оказались, то ли беспредельно глупые. А вот в налоговой дураков нет – компетенции среднестатистического мытаря достаточно для того, чтобы понять: если у тебя нет знаний в конкретной области, привлеки эксперта – и тот уже безо всякого труда докажет, что документы не стоят бумаги, на которой напечатаны.
А теперь вывод № 2: не нужно недооценивать сотрудников налоговой! Они не только умнее, чем кажутся, но зачастую умнее даже самого изощрённого любителя хитрых схем.
Документ: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2022 г. N 17АП-13348/22 по делу N А50-12488/2022
Прочитали? Понравилось? Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайтесь на "Камералкин",
а ещё вы можете подписаться на телеграм-канал "Камералкин". Ну, а если вам нужна консультации и помощь с налогами, пишите в бота nalog_off