Найти в Дзене
Культурология для всех

Как апостол Павел умело использует цитаты?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 14-ой главы Послания к Римлянам апостола Павла.

В пятнадцатой главе Павел говорит, что христиане должны угождать друг другу:

“Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию” [Рим. 15:2].

Он сообщает, что Иисус пришел к евреям, чтобы исполнилось написанное в Писании, а ко всем остальным - из милости:

“Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости” [Рим. 15:8-9].

Подтверждает свое мнение Савл цитатами из писаний:

“как написано: «за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему»” [Рим. 15:9]

- это отсылка к 17-ому псалму, стих 50. Несмотря на то, что Павел заменил слово “иноплеменники” на “язычники”, данная цитата не говорит о том, что Спаситель должен прийти к неиудеям. Здесь Давид лишь собирается хвалить имя еврейского Бога среди неевреев.

Савл добавляет следующую ссылку на Ветхозаветный текст:

“И ещё сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его»” [Рим. 15:10].

Это цитата из Второзакония и целиком она звучит так:

“Веселитесь, язычники, с народом Его! ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою и народ Свой!” [Втор. 32:43].

Как видите, из текста, веселиться язычникам нет особого повода: еврейский Бог собирается мстить врагам своего народа, которыми и являются эти самые язычники, т.е. смысл примерно как в стихотворении В. Маяковского:

“Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй”.

Еще одна ссылка на Писание в устах Павла звучит так:

“И ещё: «хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы»” [Рим. 15:11].

В Псалтири же, в исполнении Давида текст такой:

“Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена” [Пс. 116:1].

Как видите, ни о каких язычниках речи нет, а все народы и племена, вполне могут быть 12-ю коленами Израиля, которые часто в тексте Ветхого завета называются и народами, и племенами.

-2

Последний текст, для подтверждения своих слов, Савл выбрал из книги пророка Исаии:

“Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут»” [Рим. 15:12],

которую он озвучивает очень вольно, а оригинал следующий:

“И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава” [Исаия 10:11].

Как вы понимаете “владеть народами” и “знамя для народов” - это несколько не одно и тоже. Кроме того, корень Иессеев - это предки царя Давида, однако, как мы знаем из Евангелия от Матфея, из этого рода происходил муж Марии - Иосиф, а Иисус его сыном не был.

-3

На этом 15-ая глава Послания к римлянам апостола Павла не завершается, продолжение в следующей публикации.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Цикл по Библии:

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь.