Найти тему
Загадки истории

Как сложилась судьба «Русского Казановы» Романа Медокса?

Романа Михайловича Медокса, жившего в 18 и 19 веках, действительно, называли «Русским Казановой». Но прозвище это было юношеское. В студенческие годы парень заводил много романов, легко охмурял ровесниц. А вернее и правильнее его сравнивать все же с такими литературными героями, как Хлестаков и Остап Бендер. Это был искусный жулик.

Я бы все же его сравнивала именно с Хлестаковым. По мне, Бендер имел определенное благородство. А вот Медокс – нет.

Кстати, фамилия такая у нашего героя – от отца. Логично. Но тут нужно добавить, что Михаил Медокс был англичанином по национальности – иностранцем, который приехал в Россию и остался.

А где-то в 1793 году родился у Михаила сын Роман. Точная дата неизвестна. Но можно примерно представлять, что это было за время.

Карьера, приведшая к тюрьме

Роман Михайлович решил строить карьеру в военной сфере. Он получил блестящее образование и в звании корнета стал адъютантом донского атамана Платова. Однако Медоксу было скучно служить, получать довольно скромное жалование. Он стащил из своей части деньги и сбежал.

И все же Роману хотелось относить себя к военным, отождествлять себя с ними, поэтому он приобрел мундир поручика лейб-гвардии кавалерийского полка и отправился на Кавказ с «ответственным заданием».

Медокс выдавал себя за некоего Соковнина – адъютанта министра полиции Российской империи генерала Балашева.

Нужно отметить, что «Соковнину» все быстро поверили – у человека были бумаги с подписями и печатями. Медокс ничего ни у кого не просил. Ему всё все сами давали.

А выдали ему 10 тыс. казенных рублей. Сделал это вице-губернатор. Роман Михайлович, конечно, своими действиями способствовал этому, но прямо ни о чем не говорил. Медокс лишь пояснил, что приехал на Кавказ набирать горцев для борьбы с Наполеоном. И ему это, учитывая наличие всех документов, дали сделать. Причем Роман Михайлович не столько занимался «своей работой», сколько ходил на ужины, на балы, приударял за женами и дочерями местных офицеров.

Обращу внимание на то, что дело было в 19 веке. И тогда оперативно связаться со столицей не представлялось возможным. На то и был расчет «Соковнина». Но все же министр полиции Российской империи каким-то образом узнал о самозванце, которого арестовали, отправили в Петропавловскую крепость, а потом перевели в Шлиссельбургскую крепость. Всё это дело было в 1813 году.

Два побега

Медокс провел в Шлиссельбургской крепости 14 лет. К этому времени ушел из жизни Александр Первый. Ушел, не ушел, а править перестал. И Роман Михайлович направил новому императору прошение о помиловании. Оно было удовлетворено в 1827 году.

Медокс обосновался в Вятке, где стал жить под надзором полиции. Но, спустя какое-то время. сбежал.

Мужчину искали и обнаружили в Екатеринодаре, где он благополучно жил по поддельным документам. Но личность беглеца и мошенника удалось установить. Медока отправили в Сибирь. Он должен был попасть в солдаты. Однако Роман Михайлович быстро сдружился с местным городничим Муравьевым, который, как известно, ранее был декабристом.

Медок стал преподавателем у ребенка градоначальника.

-2

Казалось бы: беды позади, живи и радуйся. Но Романа Михайловича такое положение дел нисколько не устраивало. Медок решил организовать еще одну аферу. Вот её-то я на 100% осуждаю.

Наш герой написал в столицу о том, что Муравьев создал тайное общество, собирается поднимать восстание. В 1832 году Медокса, за то что он так здорово услужил государству, отозвали из ссылки и разрешили жить в Петербурге, в Москве. Несколько лет Роман Михайлович получал хорошие деньги от властей, смог даже жениться. Но тайное стало явным. Было установлено, что Муравьев ни в чем не виноват, никаких тайных обществ не организовывал. И тогда уже Медокса отправили в Шлиссельбургскую крепость на целых 22 года. Он там выжил. В 50-х годах 19 века Роман Михайлович отправился жить в имение к брату, а в 1859 году тихо ушел из жизни. Сил на какие-то новые авантюры в последние годы у этого человека не было.

Он и без того сильно накуролесил. А ведь мог стать хорошим военным, получить высокое звание и так далее. Но постепенно, а не сразу.