Найти тему
Народ Востока

Элия Капитолина: что стало с Иерусалимом после его разрушения римлянами?

В конце Первой Иудейской войны 66-73-х годов Иерусалим был взят и разрушен. Это было сделано будущим императором Титом по поручению действующего императора Веспасиана - теми самыми людьми, которые совместно сотворили афоризм "деньги не пахнут".

Современник и летописец этих событий, еврейский историк Иосиф Флавий, сообщил, что бывшую иудейскую столицу настолько тщательно сравняли с землей, что уже нельзя было понять, что в этом месте когда-то жили люди. И правильно: чем бы солдат не занимался, лишь бы только яслабеаз...

После этого прошло полвека. Но затем известный своим строительством император Адриан решил вникнуть поглубже в восточные дела. Сначала он отстранил прокуратора Лузия Квиета и отправил его к Юпитеру вместе с другими чиновниками своего предшественника Траяна. Затем отдал приказ проложить дороги, которые из-за местных особенностей сходились в окрестностях разрушенного Иерусалима. А еще позже решил лично проверить выполнение своих поручений, и где-то в 130-м году прибыл на имперский восток со своей свитой, прихлебателями, гаремом из мальчиков и куртизанов и Антиноем. Тут и был отдан приказ возвести на месте еврейской святыни новый языческий город.

Проблема состоит в том, что мы не знаем, было ли строительство начато в 131-м и послужило причиной нового иудейского восстания под руководством Бар-Кохбы, либо же евреи поднялись по какой-то иной причине, и работы стартовали в 135-м после их, так сказать, пацификации.

-2

Так или иначе, проект в скором времени был реализован, и на этом месте снова поселились люди. Ничего удивительного: В южной и восточной части Средиземноморья не так много подходящих мест, они сконцентрированы у побережья, а дальше начинается пустыня. По этой причине был восстановлен даже Карфаген, который в свое время наводил на римлян серьезный страх. Что уж говорить об Иерусалиме, который квириты прожевали и выплюнули, изменив как название города, так и всей страны?

Новый полис получил название Элия Капитолина: первая часть - в честь родового имени Адриана, ведь римские императоры никогда не отличались скромностью, а вторая - в честь Юпитера Капитолийского, чьи святилища часто возводились в колониях, и чье капище отныне стояло на месте Иерусалимского храма.

Город получил типично римскую прямоугольную планировку, а главные улицы стали продолжениями уже проведенных дорог. Вместе с тем, пришлось учитывать особенности местной топографии, и они были вынуждены обходить Храмовую гору. В общем и целом, адриановский узор улиц сохранился в Старом Иерусалиме до наших дней, что отличает его от поселений, основанных в соответствии с восточными традициями градостроительства.

-3

Крепостных стен у Элии Капитолины не было. Зато там был расквартирован X-й легион Fretensis ("Охраняющий пролив"). И следующие два столетия жизнь этого небольшого полиса была напрямую связана с жизнью солдат. Здесь они жили, здесь они после отставки уходили на покой, здесь они могли найти все необходимые развлечения - от выпивки до лупанария.

Основной задачей десятого было следить за евреями и обеспечивать безопасность монетного двора, который основал Адриан. Но при Диоклетиане легион был переброшен на юг для охраны порта Айла на Красном море, будущего Эйлата. После этого у города появились стены.

Христианская традиция говорит, что много столетий евреям было запрещено входить в город, но было сделано исключение лишь на памятный день Девятого ава. Но иными источниками это не подтверждается, и, по всей видимости, дети Сиона вновь создали здесь небольшую общину где-то через семьдесят лет, в правление императора Септимия Севера.

При Константине городу было возвращено прежнее название. А если точнее, то они стали использоваться параллельно. К тому времени почти все жители были крещены, и стали массово возводиться христианские постройки. Юлиан Отступник пообещает евреям прощение и даже разрешит заново отстроить Иерусалимский храм, но не успеет выполнить это в связи со своей смертью.

-4

Во время византийско-персидских 7-го века войн евреи вместе с армией династии Сасанидов устроят местным жителям лютую мстю: в 611-м году они отправят на небо и множество христиан, и их культовые здания. Поэтому по-настоящему еврейская жизнь здесь возродится только через несколько десятилетий после прихода арабов.