Большая часть современных стилей каратэ восходит к двум широко известным окинавским мастерам – Итосу Анко (1830-1915) и Хигаонне (Хигасионне) Канрё (1845-1915), воплощавшим два основные направления каратэ – Сюри-тэ (Сёрин-рю) и Наха-тэ (Сёрэй-рю).
От этих великих мастеров произошли четыре основных японских стиля каратэ, с которыми хорошо знакомо большинство современных практикующих: Сётокан Фунакоси Гитина, Годзю-рю Мияги Тёдзуна, Сито-рю Мабуни Кэнва и Вадо-рю Оцуки Хиронори.
Фунакоси и Мияги были учениками Итосу и Хигаонны соответственно, и развили в своих стилях знания, полученные от своих учителей. Оцука объединил свои познания в дзю-дзюцу с навыками, полученными под руководством Фунакоси, и, таким образом, его каратэ восходит к Итосу. Сито-рю же уникально тем, что его линия передачи восходит непосредственно к Итосу и Хигаонне, поскольку его основатель Мабуни Кенва (1889-1952) был прямым учеником обоих этих великих мастеров.
Мабуни Кэнва родился в 1889 году на Окинаве, в Акахира-тё, районе города Сюри. Он начал тренироваться у Итосу в возрасте 13 лет и продолжал до самой его смерти в 1915 году. За этот 13-летний период Мабуни выучил у Итосу 23 формы (ката) Сюри-тэ. По словам его третьего сына, Мабуни Кэндзо, всего после полутора лет интенсивных тренировок с Итосу, учитель посоветовал Мабуни обратиться к Хигаонне за дополнительными наставлениями. Близкий друг Мабуни Мияги Тёдзун представил его Хигаонне и Мабуни приступил к занятиям. Каждый день после школы он отправлялся к Итосу и тренировался, а затем шел к Хигаонне на вечернее занятие, длившееся до полуночи.
Мабуни было около 27 лет, когда оба его основных учителя, Итосу и Хигаонна, умерли, умерли в один и тот же год. Согласно некоторым источникам, Мабуни был так опечален смертью Итосу, что построил небольшую часовенку перед могилой своего учителя и оставался поблизости целый год.
Помимо Итосу и Хигаонны, Мабуни тренировался с рядом других мастеров боевых искусств, включая Аракаки Пэйтина Сэйсё (1840-1918/1920?) и жившего на Окинаве китайского торговца чаем по имени Гокэнки, слывшего экспертом по стилю Белого Журавля. Также Мабуни у Тавады Пэйтина Синкадзу и Суэёси Нио изучал окинавское оружие - бодзюцу и сайдзюцу. Бо́льшую часть лет, проведенных в обучении, Мабуни Кэнва зарабатывал на жизнь сначала преподавая в Школе торгового флота, а затем служа офицером полиции. Вместе с другими известными мастерами боевых искусств того времени – Фунакоси Гитином, Кьяном Тётоку и своим близким другом и сэмпаем по додзё Хигаонны Мияги Тёдзуном он принимал участие во многих показательных выступлениях.
В 1920-х годах каратэ стало вызывать все больше интереса в центральной Японии, и Мабуни (уволившийся к тому времени из полиции и посвятивший себя исследованию и преподаванию каратэ) несколько раз отправлялся туда по просьбе японского правительства, и, вместе с рядом других практикующих, проводил демонстрации и читал лекции. Примерно в это же время Мабуни принимал участие в одном из грандиознейших экспериментов в области каратэ - исследовательском клубе окинавского тодэдзюцу: школе, где преподавали такие знаменитости, как Мотобу Тёю, Ханасиро Тёмо, Мияги Тёдзун, Гокэнки и другие. Однако, в конце 20-х годов, затея обернулась ничем, и в конце концов Мабуни перевез свою семью в Осаку, навсегда покинув Окинаву в 1929 году. На новом месте он основал несколько клубов и построил небольшое додзё позади своего дома в районе Асахи-ку. До открытия своего додзё в Осаке Мабуни провел некоторое время в доме Кониси Ясухиро и его додзё (Рёбукан) в Токио. Именно Кониси сыграл важную роль в том, чтобы каратэ было принято консервативным мейнстримом японского истеблишмента боевых искусств. Но для Мабуни времена были нелегкими. Прежде чем обосноваться в Осаке, он жил на небольшую полицейскую пенсию. В первое время чтобы свести концы с концами семье Мабуни приходилось закладывать ценные вещи, а его жена распродавала одежду. Они смогли раздобыть немного денег, заняв их у Мияги и других, и купить свой маленький домик; туда же ушла и пенсия Мабуни. В начале 1930-х годов в Осаке произошло сильное наводнение, и их дом был затоплен, а большая часть их имущества испорчена. Но Мабуни и его семья проявляли упорство, преодолевая все препятствия, и постепенно продвигались вперед, развивая свое направление каратэ.
Со временем его каратэ стали называть либо попросту Мабуни-рю (большей частью в районе Осаки), либо — реже — Ханко-рю (полужесткий стиль). В начале 1930-х годов, когда финансируемая правительством Японии зонтичная организация боевых искусств Бутокукай стала давить на различные школы каратэ, понуждая их к формализации наименований, Мабуни выбрал не имеющее буквального значения название «Сито-рю». Для него Мабуни взял по первому иероглифу (кандзи) из имен двух своих основных учителей, Итосу и Хигаонны (в данном случае иероглифы читаются как онъёми, по-китайски, так что Ито-Хига превращается в Си-То). Таким способом Мабуни почтил память своих учителей. Включение в Бутокукай означало легитимизацию, обретение ранговой структуры и было важно для зарождающегося движения каратэ, чему способствовал Кониси, высокопоставленный член Бутокукай.
Помимо Кониси, Мабуни Кэнва обучил многих великих практиков, а те, в свою очередь, других хорошо известных и уважаемых современных инструкторов, в том числе знаменитых Дэмура Фумио, Котака Тюдзо и Хаяси Тэруо, а различные версии Сито-рю распространились по всему миру. Однако при жизни Мабуни Кэнва выдал не членам семьи лишь несколько сихан-мэнкё (лицензий учителя) и умер, не назвав наследника или преемника своего искусства. Лицензии сихана от него получили: Сакагами Рюсё, Ивата Мандзо, Тани Тёдзиро, Ватанабэ Масами, Томоёри Рюсей. Кроме того, Мабуни, как и его друг Мияги Тёдзун, был членом некоторых комитетов по развитию [каратэ] и, похоже, что именно так некоторые окинавцы, например, Уэти Канбун (однофамилец основателя Уэти-рю), получили свои степени.
Мабуни Кэнва умер в 1952 году (с его похорон, на которых присутствовало более 3000 его учеников, велась трансляция по радио NHK), оставив трех сыновей и дочь (см. таблицу линии передачи). Первенец, Мабуни Кэнэй, покинул семью много лет назад и в это время жил в Токио. По словам его брата Кэндзо, хотя Кэнэй очень мало тренировался каратэ у своего отца, он практиковал и преподавал каратэ Сито-рю, а позже стал главой Сито-кай, основанного Иватой Мандзо.
Мабуни Кэндзо, младший из трех сыновей, начал заниматься каратэ у своего отца в возрасте 14 лет и усердно продолжал тренироваться вплоть до смерти последнего. После похорон отца именно его мать, Мабуни Камаэ, пришла к Кэндзо и попросила его стать преемником. Кэндзо сомневался и никак не мог принять решение.
Он удалился в уединение в город Нагоя, чтобы усердно тренироваться и размышлять о великой ответственности продолжения дела своего отца. В конце того, что превратилось в двухлетний ретрит - большую часть которого он провел, живя в неприспособленном жилище, хотя и провел некоторое время, тренируясь с Сакагами и Ватанабэ, Мабуни Кэндзо решил взять на себя эту большую ответственность и, следовательно, стал наследником линии своего отца. С этого времени Мабуни Кэндзо посвятил свою жизнь сохранению истинной линии каратэ своего отца, чистого, или СЭЙТО, Сито-рю.
Преданность и уважение, которые Мабуни Кэндзо питает к своему отцу, уникальны, если не беспрецедентны. Несмотря на ремонт, Мабуни по-прежнему поддерживает первоначальный вид додзё своего отца, где он устроил мемориал. Это священное место используется только для его личных тренировок и встреч с его учениками самого высокого уровня. Большинство его старших инструкторов никогда не тренировались в этом додзё, а многие из них даже никогда не посещали его. После смерти отца Мабуни Кэндзо не интересовался политикой или славой и оставался практически неизвестным внешнему миру. Его старший брат Кэнэй и другие распространили свое влияние на имя Сито-рю каратэ. В Японии организация Мабуни Кэндзо, «Ниппон каратэдо-кай», имеет более 50 инструкторов старшего уровня (сихан) и школы по всей Осаке и прилегающим районам; во всех них практикуют оригинальное искусство Мабуни Кэнва. В 1993 году, по просьбе своего хорошего друга Одзава Осаму, одного из наиболее высокоранговых инструкторов Сётокан за пределами Японии, Мабуни Кэндзо отправился в Лас-Вегас и на XIII ежегодном международном турнире по традиционному карате познакомил мир с Сэйто (чистым) Сито-рю, истинным карате его отца. С тех пор он каждый год посещает турнир Одзавы, обучая своему Сито-рю каратэ всех желающих.
Подробнее о стиле
В Сэйто Сито-рю без изменений используется программа, которую составлял еще Мабуни Кэнва. Его сын Кэндзо абсолютно привержен делу сохранения наследия своего отца. Не будет преувеличением сказать, что он не терпит никаких перемен и считает, что любые отличия не являются истинным Сито-рю. Кэндзо-сэнсэй преподает ката и все упражнения в точности так, как это делал Мабуни Кэнва. Он неизменен. Интересно, что на первый взгляд в ката, которым обучает Кэндзо-сэнсэй, есть много незначительных отличий от других стилей, претендующие на происхождение от его отца. Кое-кто, конечно, со временем модифицировал ката, другие же, возможно, выучили их до завершения мастером Мабуни своей учебной программы. В любом случае Кэндзо-сэнсэй ультимативно заявляет, что его ката – точь-в-точь такие, каким обучал его отец на момент смерти в 1952 году. Поскольку Мабуни Кэнва не останавливался в своем поиске лучших методических находок, возможно, существовало много техник и разновидностей ката, которым не обучали никого, кроме Кэндзо, сына, остававшегося с ним до конца. Это касается дополнительных упражнений, фундаментальных ката и даже терминологии, используемой в Сэйто Сито-рю. Все это - напрямую от Мабуни Кэнва.
В старом осакском додзё, где до сих пор преподает Мабуни Кэндзо, есть свиток со списком ката Сито-рю, утвержденных его отцом. Некоторые из них, особенно те, что разработал сам Мабуни Кэнва, не встречаются в других направлениях Сито-рю, но при этом отсутствуют формы, используемые другими линиями, но не входившие в программу мастера Мабуни. К созданным Мабуни Кэнва ката относятся «Аояги» («Зеленая ива»; разработана совместно с Кониси Ясухиро при участии основателя айкидо Уэсибы Морихэя), «Дзюроку» («16», ката, ориентированная на самозащиту, создана около 1941 года) и «Синпа» («Волна разума», создана около 1925 года после совместного с Кониси Ясухиро посещения в Вакаяме Уэти Канбуна, основателя Уэти-рю). Эти ката довольно распространены и их вполне можно встретить в других ветвях Сито-рю, что нельзя сказать о следующих: «Мёдзё» («Утренняя звезда», создана Мабуни-сэнсэем во времена преподавания в женской гимназии), «Хаппосё», «Кэнки» и «Кэнсю». Хаппосё — это ката, которой начали обучать за пределами осакского додзё лишь в 1996 году, и по сей день никто, кроме Мабуни Кэндзо, не владеет Кэнки и Кэнсю. Любопытно, что учебная программа Мабуни Кэнва не включает имеющие, предположительно, китайские корни формы «Папурэн» и «Хакутё», которым, вроде как, обучал Гокэнки. Папурэн – это дыхание и «ки» (ци, или ки – универсальная (электромагнитная?) жизненная сила, неотъемлемый атрибут восточной медицины и боевых искусств), изначально форма, или ее часть, фуцзяньского стиля «Белого журавля». Хакутё – короткая ката «Белого журавля», популярная у некоторых мастеров Сито-рю. Нипайпо – это ката очень высокого уровня в Сито-рю, но, по сути, сокращенная и упрощенная версия китайской формы. Из стиля Гокэнки («Белый журавль» или «Хакуцуру-кэн») только Нипайпо входило в программу Мабуни.
Одной из отличительных черт Мабуни-сэнсэя было то, что он один из первых разработал структуру учебной программы со стандартизированными терминами для всех ударов, блоков и других технических действий. Именно ее придерживается Кэндзо-сэнсэй, и именно в ней классифицированы ката. Старший Мабуни распределил все ката (за исключением 12 очень простых вводных форм с базовыми движениями, выполняемыми в одной стойке, и называемых «Доса» или «Кихон») по типам в определенные линии: Хигаонна-ха и Итосу-ха. Другие ката, созданные или модифицированные Мабуни Кэнва, были отнесены Кэндзо-сэнсэем к группе Мабуни-ха, хотя сам мастер относил каждую из них к линиям Итосу и Хигаонны. Это не значит, что он выучил формы у них, но то, что они похожи по структуре и имеют связь с другими ката. Это важно понимать, поскольку мы знаем, что некоторые ката в Хигаонна-ха на самом деле происходят от Арагаки Сэйсё, но Мабуни Кэнва отнес их к Хигаонна-ха за схожую линию передачи. Кроме того, мастер Мабуни стандартизировал некоторую базу в каждой категории, чтобы она выполнялась в соответствии с типом. Ниже представлена официальная программа Сэйто Сито-рю каратэдо.
* Ката «Мацукадзэ» в других школах известна как «Ванкан» и происходит из группы Томари-тэ, но Кэндзо-сэнсэй утверждает, что его версия принадлежала его отцу.
Синсэй, Синпа и Хаппосё также относятся к линии Хигаонна-ха, а Дзюроку, Мацукадзэ, Аояги, Мёдзё и Сихо Косокун – к Итосу-ха. Кэнки и Кэнсю стоят особняком. Кроме того, Мабуни Кэндзо намекал, что могут иметься еще несколько форм, не представленных в программе, но преподававшихся его отцом.
Несомненно, столь огромное наследие необходимо сохранить и передать будущим поколениям. Мабуни Кэндзо посвятил свою жизнь выполнению обязательства по передаче дела своего отца, одной из важнейших фигур в истории современного японского каратэдо.
Перевод: Павел Бобров