Сороковник держится на противостоянии Империума и разнообразных враждебных сил: ксеносов и еретиков-астартес, а также разнообразных еретиков и предателей внутри. Чаще всего враги представлены как бессмысленная злая сила. Но с чего началось это противостояние? Чего хочет старый Изя Абаддон со своими Черными крестовыми походами?
Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Коготь Хоруса» АДБ, который как раз проливает свет на мотивацию Абаддона и его присных.
Роман «Коготь Хоруса» Аарона Дембски-Боудена захватывает немного событий до создания Черного Легиона — и самое начало его создания. Если вы ожидали залихватского болтерпорно, то предупреждаю сразу: это немного не то. Сражения тут, конечно же, будут. Будут и кровькишки, и пытки, и элементы хоррора, и насилие. Будут наши любимые астартес, причем все — из предательских легионов. Мутанты и кое-какие ксеносы, а также демоны, тоже представлены, хотя и не очень широко. Встретимся мы и с Темными Механикум, что мнят себя Истинными…
Но никакого динамичного приключалова с калейдоскопом событий и кровищей, хлещущей из ушей. Действие развивается поступательно. Еще раз: книга не про это.
Написана она от первого лица. Начинается с того, что некто Искандар Хайон сдается в плен инквизиции и надиктовывает сервитору всю историю Черного Легиона в мельчайших подробностях. Поэтому все, что мы узнаем из книги, мы узнаем с его слов.
Прием «ненадежного рассказчика» требует осторожно относиться ко всему, что узнаешь. Критично, я бы сказала. Например, сомнительно, чтобы обычный астартес, пусть даже очень психически одаренный, мог поставить на колени примарха. Но наш герой склонен преувеличивать. Он преувеличивает свои таланты, а затем — способности Абаддона, и к этому нужно относиться… с пониманием.
Хайон — это маг Тысячи Сынов, ветеран Сожжения Просперо. Между прочим, он фигурировал в рассказе «Край Бездны» — Севатар замечает, что никогда не обращал внимания на младших офицеров, в том числе и Хайона. Однако с тех времен Хайон сильно подтянул свое магическое мастерство. Кроме него, мы встретим Сына Хоруса с подчиненными ему юстаэринцами, которого Хайон называет просто Фальк — в Осаде этого Фалька лихо укокошат, но когда служишь Губительным Силам, смерть иногда становится началом всего, а иногда непозволительной роскошью. Еще в книге действуют Дети Императора, в частности, Фабий и Телемахон, и Пожиратели Миров. И все они яростно конфликтуют. Правда, часть героев заключает временный союз против общего врага.
Пересказывать, с чего начинается действие, — убить всю соль. Если читать вдумчиво, то глаза лезут на лоб на каждой странице. Да, больше тысячи лет Империум отдыхал от Девяти Легионов. «Человечество уже забыло, кто мы такие, — сказал Телемахон. — Мы изгнанники. Просто сказки, которыми пугают детей, чтобы те слушались» (с) Мы уже знаем об этом из Пришествия Зверя, конечно, но интересно же оценить ситуацию с другой стороны! И чем же были заняты астартес-предатели?
Они жили в Оке Ужаса. Так его назвал Пертурабо, не ведая, что это бывшие альдарские миры. Нам не раз и не два напомнят, что они были уничтожены или затронуты варп-штормом при рождении Младшего Бога; забавный момент, когда астартес настаивают, что Слаанеш — Младший Бог, а друкхари — Богиня, Та-Что-Жаждет. В сущности, ничто не мешало им жить в свое удовольствие. Вот только этого-то они и не умели — и не желали учиться. Они считали себя не просто людьми войны. Они считали, что их приверженность войне, которую мы считываем как ущербность, делает их повелителями остальных. Слово самому Хайону: «Когда мы, Девять Легионов, размышляем о людях вне рамок их очевидного применения в качестве рабов, слуг и подчиненных, то видим родственные души. Не заслуживающий осуждения вид, а слабое, невежественное стадо, которое необходимо направлять властью правителя». Бремя белого человека как оно есть! Это толкало еретиков на обычное наемничество и на постоянную, крайне кровопролитную и бессмысленную грызню между собой. Правда, Железные Воины занимались… торговлей. Ну, я знала, что они самые здравомыслящие из всех Девяти… В какой-то момент Дети Императора начали одерживать верх над остальными.
А что же Абаддон? О, он эти тысячу лет странствовал в Оке, один на «Мстительном Духе». Хайон называет его паломником. Предавался квазинаучным изысканиям. В частности, он пытался синтезировать эктоплазму. Но в конце концов его одолело то же, что и остальных: отсутствие цели и смысла в жизни, тоска по братству, пустота и вечный день сурка. И заполнить экзистенциальную пустоту он предлагает ничем иным, как всепоглощающей войной с Империумом. Ради этого он собирает всех, кто готов идти за ним. Потому что Черный Легион состоит не из Сынов Хоруса — еретики в основном разорвали связи с отцами-примархами и больше не причисляют себя к легионам, созданным Императором, а из тех, кто признал Абаддона командиром.
Ну и да, Абаддон в романе без «пальмы».
АДБ имеет свою особую манеру повествования, и некоторые читатели обвиняют его в воспевании няшных хаоситов. Так-то они совершенно не няшные, просто мы привыкли к тому, что главный герой по умолчанию положительный. В «Когте Хоруса» положительных героев даже не предполагается. Все они — жестокие убийцы, предатели, готовые подставить других просто так, из спортивного интереса. Как только читатель об этом забывает (а забыть в принципе можно, так как многие персонажи книги способны на определенную солидарность, привязанность — например, Хайон любит и демона-фамилиара, и Нефертари, и Анамнезис, и рубрикаторов, — и даже своеобразную порядочность), автор сразу же напоминает, с кем мы имеем дело: или флешбеком из прошлого — все герои помнят Ересь, все они ветераны Осады Терры, или каким-нибудь поступком из настоящего. Уж не сомневайтесь: никакого благородства за ними не водится. Даже Анамнезис, вроде бы бесстрастная машина, в финале проявляет кровожадность. Хотя до друкхари Нефертари далеко даже кхорнитам.
Если вы разбираетесь в юнговских архетипах, то очень интересно наблюдать, как точно их прописывает АДБ. Абаддон воплощает архетип Правителя, Хайон и Фабий — Искателя, Ашур-Кай — Мудреца, Телемахон — Эстета, Леорвин — Воина. Любопытно, что Пожирателя Миров многие называют глупым, но именно он проявляет больше всего проницательности и житейского здравого смысла. И все это окутано жутким флером Хаоса, извращенности, декадентства и безграничного, безнадежного отчаяния. Война, которую предлагает Абаддон, лишь иллюзия смысла жизни для этих людей, но не смысл.
Но даже за эту иллюзию они будут отчаянно цепляться до самого конца.
Во имя успеха Черного крестового похода от хаосита коммент, от лоялиста лайк!