Сергей Викторович Дронкин убеждён в том, что начинать творческий путь в музыке, живописи, скульптуре или в чём-то другом может каждый, независимо от возраста или наличия специального образования. Более того, он доказал нам это своим личным примером.
Если вы проживаете в Прохладном, то с большой долей вероятности рассматривали хотя бы одну из скульптурных композиций Сергея Викторовича, ведь они расположены на видных местах. Среди его работ: воссозданный памятник кабардинскому просветителю, историку, поэту Шоре Ногмову в Верхнем парке, там же «Шахматист», сидящий на скамье у фонтана, и другие. А уж появление в городе арт-объекта «Преодоление» – одно из самых обсуждаемых событий лета 2021. Настало время познакомиться с самим скульптором.
Сергей Викторович Дронкин родился 9 ноября 1957 года в городе Прохладном. В 1977 г. окончил строительный техникум города Нальчика, а в 1986 г. - Кабардино-Балкарский государственный университет по специальности инженер-строитель. В 1992 г. начал активно заниматься литейным производством и скульптурой.
В связи с жизненными обстоятельствами Сергей Дронкин приостановил профессиональную деятельность на некоторое время, а с 2012 года вплотную занялся творчеством. Тогда и стали рождаться знакомые нам скульптурные композиции.
Мы прибыли в мастерскую Сергея Викторовича и застали его за работой.
В мастерской скульптора хранятся некоторые модели уже выполненных работ: вылепленный из художественного пластилина Шахматист в натуральную величину, лицо женщины из скульптурной композиции «Преодоление», бюст Сергея Николаевича Головко – деда великого и прославленного адмирала Арсения Григорьевича Головко.
Интересный факт: Сергей Дронкин является прямым потомком рода С. Н. Головко.
Нам довелось увидеть и новое творение, ещё незаконченное. Возможно, оно станет очередным арт-объектом нашего города...
Сергей Викторович не боится приступать к выполнению сложных задач, напротив, ставит перед собой высокие цели и настойчиво старается их достичь. Подтверждением тому для нас стали четыре гипсовые копии скульптуры «Давид», выполненные в размере 1:100. Оригинал (более 5 метров в высоту) сделан руками Микеланджело Буонарроти – скульптора, поражающего точностью передачи мельчайших деталей натуры в мраморе.
- Сколько скульптур «вышли» из Вашей мастерской?
- Не считал никогда... Много.
- Какие материалы используете в работе и есть ли у Вас предпочтения?
- Использовал практически все доступные материалы: бронза, камень, полимербетон, бетон, гипс, скульптурный пластилин... Из какого материала творить – предпочтений нет.
- Кто научил Вас создавать скульптуры?
- Я этому не обучался, технологиями не владею и даже со скульпторами не общаюсь. Всё, что я делаю, в основном разрабатываю сам. Модели будущих скульптур решил изготавливать из монтажной пены. Набирать массив, если это что-то большое, глиной или пластилином – непросто и затратно.
- Расскажите об этапах изготовления скульптуры...
- Сначала свариваю железный каркас для будущей скульптуры. Затем с помощью монтажной пены создаю форму человека/животного в полном размере. Эскизы на бумаге не делаю, редко...
Над своей последней работой тружусь месяца четыре. Вот она стоит, я к ней подхожу, смотрю и постепенно дорабатываю. Что-то нравится, что-то не нравится. После того как фигура из монтажной пены готова, облепливаю её пластилином или глиной, чтобы придать фактуру. Следующий этап – изготовление мягкой формы (резина), твёрдой формы, их заливка и т. д. Работы очень много, уходят месяцы. Самое сложное – каркас внутри. Надо его так в пространстве расположить, чтобы на нём что-то получилось. Бывает, приходится всё распиливать, переваривать и начинать заново.
- Какие инструменты для обработки материалов незаменимы в Вашей мастерской?
- Есть определённый набор: штихели, стеки, петли..., но, знаете, в основном это пальцы, и если что-то надо, то я сам изготавливаю инструмент. Это как кузнец свободной ковки. Когда он что-то куёт, под каждую деталь делает инструмент. По-другому не получается.
- Вы работаете под музыку?
- Нет, слушать музыку я не люблю. Хотя немножко играю на блокфлейте. Сам выучился. Десяток мелодий знаю, но музыкального слуха у меня нет.
- Поговорим о «Преодолении». Женщина, идущая сквозь невзгоды... Может, какая-то ситуация вдохновила вас создать этот арт-объект со столь глубоким смыслом?
- Прежде меня вдохновила технология создания. Как-то увидел, одна англичанка – скульптор – брала газеты, из них делала человеческую фигуру, а потом макала одежду в цементный раствор и надевала на готовый манекен из газет. Мне это, честно говоря, не очень понравилось, но я подумал: а что я могу сделать? И потом пришла идея взять обыкновенную одежду и тоже её использовать. Я давно хотел обыграть в композиции непогоду и решил воплотить свои замыслы в «Преодолении».
- Многие фотографируются с «Преодолением», восторгаются, но есть и критики... Что думаете об этом?
- Слышал отзывы, некоторые горожане говорят: столько уже скульптур, надоели... И думаешь: может, на самом деле уже лишнее? Но положительные отзывы вдохновляют трудиться дальше.
- Почему, как думаете, мы слышим столь разные отзывы об одном и том же произведении искусства?
- Считаю, что красота у человека в душе и в глазах, поэтому самой красоты не существует. Человек видит то, что видит. Один может плохое увидеть, а другой - хорошее. Поэтому я категорически против сноса памятников. Плохо или хорошо – это вопрос второй. Самое главное, что кому-то нравится.
- Вам близка тема трудных жизненных обстоятельств, с которыми сталкиваются женщины в мире?
- Конечно. Пример тому мои близкие. Сейчас время, когда женщина может и сама существовать, но я застал и другое – 60-е годы: когда нет мужчины в семье – даже есть нечего, голод. Женщина сама не могла прокормить семью. Сейчас может... Может и прокормить, и одеться, и на машине ездить и т. д. И всё равно женщине больше всех достаётся. Начиная с того, что она должна выглядеть не так, как мужчина. Мужчина может в любом виде появиться перед людьми, а женщина себе этого позволить не может, а если и может, то её считают низшим слоем общества.
- Расскажите подробнее о том, какие материалы Вы использовали в «Преодолении»...
- Сначала из бетона была сделана фигура, потом лицо. Затем этот бетон предстояло одеть, придать одежде нужную форму. Настоящее почти всё, даже штаны. Её лицо я решил покрасить в чёрный цвет, хотя обдумывал и другие варианты. В завершение покрыл всё смолой.
- Возможно, многих волнует вопрос долговечности зонтика, что если снежная буря или порывистый ветер решит «прибрать его к рукам». Вас это беспокоит?
- Нет. Бурю «Преодоление» выдержит, а людей нет. Вот хлястик на зонтике уже оторвали.
- Несмотря на безликое лицо женщины с зонтом, предполагаю, что она обладает чертами лица реального человека… Может, этот кто-то из близких Вам людей?
- Внешность специально не выбирал. У неё есть схожесть с одной женщиной, но даже её черты лица досконально не передавал, а взял только общую форму. Главное, чтобы она смотрелась и с близкого и с дальнего расстояния.
- Почему и для чего Вы создаёте скульптуры?
- Я получаю от этого удовольствие. Ещё у меня есть внуки, я хочу, чтобы они дедушкой гордились, чтобы им было приятно. Для меня они очень много значат. Всё, что делается, — для них.
- Если Вы увлечены какой-то работой, сколько времени в день обычно посвящаете ей?
- Да целый день. Конечно, у меня есть и другие обязанности, а так я вечерами много работаю. Фактически всё время что-то делаю. Вот чуть похолодало – ковкой занимаюсь.
- У Вас есть какие-то творческие планы на будущее?
- Есть идея сделать коня в натуральный размер, чтобы он, как в родео (скачки на «диком быке» или лошади), вставал на передние ноги, был в движении. В седло можно было бы залезть и сфотографироваться. Только это, конечно, дорого стоит, заказчиков пока нет.
Спасибо, Сергей Викторович, за интересную беседу. Мы желаем Вам крепкого здоровья, прекрасных творческих идей и их воплощения. Ждём Ваши новые работы!
Материал подготовила наш корр. Майя Гаджиева