Найти в Дзене
Вести Прохладного

В мастерской скульптора

Сергей Викторович Дронкин убеждён в том, что начинать творческий путь в музыке, живописи, скульптуре или в чём-то другом может каждый, независимо от возраста или наличия специального образования. Более того, он доказал нам это своим личным примером.

С. Дронкин. Прохладный. 2021 г.
С. Дронкин. Прохладный. 2021 г.

Если вы проживаете в Прохладном, то с большой долей вероятности рассматривали хотя бы одну из скульптурных композиций Сергея Викторовича, ведь они расположены на видных местах. Среди его работ: воссозданный памятник кабардинскому просветителю, историку, поэту Шоре Ногмову в Верхнем парке, там же «Шахматист», сидящий на скамье у фонтана, и другие. А уж появление в городе арт-объекта «Преодоление» – одно из самых обсуждаемых событий лета 2021. Настало время познакомиться с самим скульптором.

Сергей Викторович Дронкин родился 9 ноября 1957 года в городе Прохладном. В 1977 г. окончил строительный техникум города Нальчика, а в 1986 г. - Кабардино-Балкарский государственный университет по специальности инженер-строитель. В 1992 г. начал активно заниматься литейным производством и скульптурой.

В связи с жизненными обстоятельствами Сергей Дронкин приостановил профессиональную деятельность на некоторое время, а с 2012 года вплотную занялся творчеством. Тогда и стали рождаться знакомые нам скульптурные композиции.

Мы прибыли в мастерскую Сергея Викторовича и застали его за работой.

В мастерской скульптора хранятся некоторые модели уже выполненных работ: вылепленный из художественного пластилина Шахматист в натуральную величину, лицо женщины из скульптурной композиции «Преодоление», бюст Сергея Николаевича Головко – деда великого и прославленного адмирала Арсения Григорьевича Головко.

Интересный факт: Сергей Дронкин является прямым потомком рода С. Н. Головко.
Нам довелось увидеть и новое творение, ещё незаконченное. Возможно, оно станет очередным арт-объектом нашего города...

Сергей Викторович не боится приступать к выполнению сложных задач, напротив, ставит перед собой высокие цели и настойчиво старается их достичь. Подтверждением тому для нас стали четыре гипсовые копии скульптуры «Давид», выполненные в размере 1:100. Оригинал (более 5 метров в высоту) сделан руками Микеланджело Буонарроти – скульптора, поражающего точностью передачи мельчайших деталей натуры в мраморе.

Миниатюрные копии скульптуры Микеланджело Буонарроти «Давид»
Миниатюрные копии скульптуры Микеланджело Буонарроти «Давид»

- Сколько скульптур «вышли» из Вашей мастерской?
- Не считал никогда... Много.

- Какие материалы используете в работе и есть ли у Вас предпочтения?
- Использовал практически все доступные материалы: бронза, камень, полимербетон, бетон, гипс, скульптурный пластилин... Из какого материала творить – предпочтений нет.

- Кто научил Вас создавать скульптуры?
- Я этому не обучался, технологиями не владею и даже со скульпторами не общаюсь. Всё, что я делаю, в основном разрабатываю сам. Модели будущих скульптур решил изготавливать из монтажной пены. Набирать массив, если это что-то большое, глиной или пластилином – непросто и затратно.

-6

- Расскажите об этапах изготовления скульптуры...
- Сначала свариваю железный каркас для будущей скульптуры. Затем с помощью монтажной пены создаю форму человека/животного в полном размере. Эскизы на бумаге не делаю, редко...
Над своей последней работой тружусь месяца четыре. Вот она стоит, я к ней подхожу, смотрю и постепенно дорабатываю. Что-то нравится, что-то не нравится. После того как фигура из монтажной пены готова, облепливаю её пластилином или глиной, чтобы придать фактуру. Следующий этап – изготовление мягкой формы (резина), твёрдой формы, их заливка и т. д. Работы очень много, уходят месяцы. Самое сложное – каркас внутри. Надо его так в пространстве расположить, чтобы на нём что-то получилось. Бывает, приходится всё распиливать, переваривать и начинать заново.

- Какие инструменты для обработки материалов незаменимы в Вашей мастерской?
- Есть определённый набор: штихели, стеки, петли..., но, знаете, в основном это пальцы, и если что-то надо, то я сам изготавливаю инструмент. Это как кузнец свободной ковки. Когда он что-то куёт, под каждую деталь делает инструмент. По-другому не получается.

«Зимняя рыбалка». В работе
«Зимняя рыбалка». В работе

- Вы работаете под музыку?
- Нет, слушать музыку я не люблю. Хотя немножко играю на блокфлейте. Сам выучился. Десяток мелодий знаю, но музыкального слуха у меня нет.

- Поговорим о «Преодолении». Женщина, идущая сквозь невзгоды... Может, какая-то ситуация вдохновила вас создать этот арт-объект со столь глубоким смыслом?
- Прежде меня вдохновила технология создания. Как-то увидел, одна англичанка – скульптор – брала газеты, из них делала человеческую фигуру, а потом макала одежду в цементный раствор и надевала на готовый манекен из газет. Мне это, честно говоря, не очень понравилось, но я подумал: а что я могу сделать? И потом пришла идея взять обыкновенную одежду и тоже её использовать. Я давно хотел обыграть в композиции непогоду и решил воплотить свои замыслы в «Преодолении».

«Преодоление», 2021 г.
«Преодоление», 2021 г.

- Многие фотографируются с «Преодолением», восторгаются, но есть и критики... Что думаете об этом?
- Слышал отзывы, некоторые горожане говорят: столько уже скульптур, надоели... И думаешь: может, на самом деле уже лишнее? Но положительные отзывы вдохновляют трудиться дальше.

- Почему, как думаете, мы слышим столь разные отзывы об одном и том же произведении искусства?
- Считаю, что красота у человека в душе и в глазах, поэтому самой красоты не существует. Человек видит то, что видит. Один может плохое увидеть, а другой - хорошее. Поэтому я категорически против сноса памятников. Плохо или хорошо – это вопрос второй. Самое главное, что кому-то нравится.

- Вам близка тема трудных жизненных обстоятельств, с которыми сталкиваются женщины в мире?
- Конечно. Пример тому мои близкие. Сейчас время, когда женщина может и сама существовать, но я застал и другое – 60-е годы: когда нет мужчины в семье – даже есть нечего, голод. Женщина сама не могла прокормить семью. Сейчас может... Может и прокормить, и одеться, и на машине ездить и т. д. И всё равно женщине больше всех достаётся. Начиная с того, что она должна выглядеть не так, как мужчина. Мужчина может в любом виде появиться перед людьми, а женщина себе этого позволить не может, а если и может, то её считают низшим слоем общества.

- Расскажите подробнее о том, какие материалы Вы использовали в «Преодолении»...
- Сначала из бетона была сделана фигура, потом лицо. Затем этот бетон предстояло одеть, придать одежде нужную форму. Настоящее почти всё, даже штаны. Её лицо я решил покрасить в чёрный цвет, хотя обдумывал и другие варианты. В завершение покрыл всё смолой.

- Возможно, многих волнует вопрос долговечности зонтика, что если снежная буря или порывистый ветер решит «прибрать его к рукам». Вас это беспокоит?
- Нет. Бурю «Преодоление» выдержит, а людей нет. Вот хлястик на зонтике уже оторвали.

- Несмотря на безликое лицо женщины с зонтом, предполагаю, что она обладает чертами лица реального человека… Может, этот кто-то из близких Вам людей?
- Внешность специально не выбирал. У неё есть схожесть с одной женщиной, но даже её черты лица досконально не передавал, а взял только общую форму. Главное, чтобы она смотрелась и с близкого и с дальнего расстояния.

- Почему и для чего Вы создаёте скульптуры?
- Я получаю от этого удовольствие. Ещё у меня есть внуки, я хочу, чтобы они дедушкой гордились, чтобы им было приятно. Для меня они очень много значат. Всё, что делается, — для них.

-9

- Если Вы увлечены какой-то работой, сколько времени в день обычно посвящаете ей?
- Да целый день. Конечно, у меня есть и другие обязанности, а так я вечерами много работаю. Фактически всё время что-то делаю. Вот чуть похолодало – ковкой занимаюсь.

- У Вас есть какие-то творческие планы на будущее?
- Есть идея сделать коня в натуральный размер, чтобы он, как в родео (скачки на «диком быке» или лошади), вставал на передние ноги, был в движении. В седло можно было бы залезть и сфотографироваться. Только это, конечно, дорого стоит, заказчиков пока нет.

Спасибо, Сергей Викторович, за интересную беседу. Мы желаем Вам крепкого здоровья, прекрасных творческих идей и их воплощения. Ждём Ваши новые работы!

Материал подготовила наш корр. Майя Гаджиева