Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Три орешка для Золушки» VS «Золушка»

Прочитала на Дзене ряд текстов, где авторы сравнивают советскую «Золушку» (1947) с чешскими «Тремя орешками для Золушки» (1973), правда, почему-то забывая, что наш вариант – это препарированный Евгением Шварцем текст Шарля Перро, а чешский фильм – экранизация сказки Божены Немцовой. Но смысл, да – единый и общий для всех времён и народов. Повелось с античности, но сейчас не об этом.

Кадры из фильмов «Три орешка для Золушки» (1973) и «Золушка» (1947).
Кадры из фильмов «Три орешка для Золушки» (1973) и «Золушка» (1947).

Многие сравнивают эти киноработы с позиций «лучше – хуже». По мне так обе хороши, а в детстве больше нравилась наша Золушка – чешский фильм казался «беднее». Я почему-то любила именно пышные платья и локоны. Интересно, что я была тогда в заметном меньшинстве – все девочки поголовно фанатели от Либуше Шафранковой на коне.

  • Я сравню эти сказки с иных точек зрения.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

1. Место действия. В нашей «Золушке» оно не определено. Какое-то сказочное королевство и оно, судя по всему, очень маленькое. Тут не только фраза Мачехи о том, что «разгуляться негде» - здесь общее ощущение кукольности, крохотности и ненастоящего пространства. Конечно, кто-то может сказать, что это – Франция, хотя бы потому, что автор сказки – француз, но ничто не указывает на локацию.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

В «Трёх орешках» - реальность германо-славянской Европы, ибо в кадре мы видим замки Морицбург (ГДР) и Швигов (Чехословакия). На балу церемониймейстер произносит имена и титулы гостей – там все явные чехи, несмотря на фантазийность большинства фамилий. Это «заземляет» фабулу, делая её ближе к историческому кино. Тут мы подходим к следующему пункту, связанному с первым.

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

2. Время действия. В «Золушке» 1947 года это опять же сказочная реальность, где отсутствует единство костюмов. Так, можно увидеть элементы маньеризма, барокко, рококо, а знаменитые шляпы-корзины с фруктами – вообще нечто по мотивам …сталинской эстетики (рогов изобилия, которые тогда украшали всё – от барельефов в метро до виньеток в дорогостоящих фолиантах). Музыка же не стилизована под старину.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

В «Трёх орешках», хотя, тоже есть допущения – например, головной убор королевы это XIV век, а весь антураж фильма – начало XVI века, но мы в целом наблюдаем Ренессанс – переход от кватроченто к раннему чинквеченто (за исключением убора) и даже есть отсылка к охотникам Брейгеля. Далее – удачные музыкальные стилизации, действительно похожие на музыку начала XVI столетия.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

3. Поскольку «Три орешка…» - это почти реальность, то жизнь замка – тоже реальна. У Мачехи – море слуг, повара да поварята, уборщики, горничные, истопники и водоносы, тогда как у нашей Мачехи-Раневской почему-то лишь одна Золушка-Жеймо. И ей предназначалась вся работа по дому, который - огромен. Даже Терминатор не смог бы справиться. Она и платья эти роскошные шила, и причёсывала, и потом шла драить полы...

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

В одной из сцен мелькает кучер, причём вторым кучером выступает отец-Лесничий. К слову, главный лесничий королевства – это весьма высокая должность, так как леса короля – это был едва ли не самый ценный объект недвижимости. Дороже всех этих дворцов с фонтанами. Это ещё раз подчёркивает условность мира «Золушки». Реальный глав-лесничий не экономил бы на прислуге.

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

4. Отличаются и героини. Наша – мудрая и очень рано повзрослевшая девушка. Она философски относится к своему положению, искренне жалеет отца-подкаблучника, да и вообще относится ко всем с пониманием. Иногда кажется, что ей и Мачеху, и сводных сестриц жалко. Золушка-Жеймо смотрит на своих родственниц, будто говоря: «Чего с вас-дyр этаких взять-то?»

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

С такой Золушкой принцу и королю будет очень уютно (если что – будет штопать им камзолы). При том, что она вовсе не трусливая – её стеснительность от интеллигентности. В ней даже прослеживается христианское смирение. В нашем фильме, как ни странно это звучит, есть мотив Христианства - у героини есть крёстная. Для атеистического общества, каким был СССР это - круто.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

Золушка-чешка – озорная девчонка, и не думающая мириться со своим положением. Она смотрит на Мачеху, скорее, вызывающе, чем покорно. Она честно показывает, что обижена и при этом – верит в своё счастье. Эта героиня была много ближе к советскому идеалу девушки – смелая, спортивная, дающая отпор обидчику. И, как принято в кино соцстран 1970-х – побеждает мужчин. Я имею в виду стрельбу из арбалета.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

5. И вот очень важный момент – отец нашей Золушки жив-здоров и по сути является пассивным соучастником травли собственной дочери. Он её по идее любит, но он её ужасно стыдится! Он «не смеет» узнать её в образе неизвестной принцессы. Он сбегает из дома, чтобы снять стресс в лесу – в схватке с медведями, но не смеет надавать по наглой морде своей мадам.

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

У чешской Золушки папа умер, и все её невзгоды начались после его смерти. Судя по всему - недавно. Там есть фраза, что вся твоя, детка, вольница кончилась со смертью отца, потакавшего дочери. То есть при жизни хозяина замка девушка не была, собственно, Золушкой и не торчала близ золы. Это отлично характеризует семейство, чего не скажешь о нашем Лесничем.

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки» (1973). Скриншот.

6. Ещё важнейшее отличие - чешская Золушка заинтересовала Принца до того, как прибыла на бал. Сначала заинтриговала и обозлила в виде наглой замарашки, потом - изумила и раздосадовала в качестве юного охотника-победителя. В связи с этим, она и прибыла во дворец под розовой вуалью. Решила быть неузнанной! Наша Золушка оказалась в полном смысле этого слова незнакомкой.

Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушка» (1947). Скриншот.

7. Как уже говорилось, у нашей Золушки была Фея-крёстная, то есть помощница (актриса Варвара Мясникова в 1930-х сыграла Анку-пулемётчицу!). У чешской Золушки не было, по сути, никого, и орешки были неслучайной случайностью. Разумеется, обе девушки получили волшебные дары свыше, а не добились чего-то сами. Но они заслуживали своё королевство! Пусть там и разгуляться негде!

Zina KorZina (c)

Сказки
3041 интересуется