Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Шляпы Мачехи и дочек - откуда взялись?

Если вы хотя бы раз смотрели советский вариант «Золушки» (1947), то наверняка обратили внимание на головные уборы Махехи и её дочек. Я имею в виду соломенные корзиночки с искусственными фруктами (в детстве казалось, что настоящие). Многие это пытались нарисовать, ибо очень уж красиво, необычно, эффектно. Я тоже рисовала что-то эдакое в отрочестве.

Кадр из фильма «Золушки» (1947). Скриншот.
Кадр из фильма «Золушки» (1947). Скриншот.

У меня возник вопрос: есть ли исторический аналог этой феерии? Мне доводилось читать разбор, где автор относит эти конструкции к галантному столетию – а если быть точными – к временам Марии-Антуанетты, когда высокие причёски декорировались ...да чем только они не декорировались – от садов до фрегатов.

Мой отроческий рисунок. Фантазия на тему того головного убора.
Мой отроческий рисунок. Фантазия на тему того головного убора.

В другом разборе историк моды Марьяна Скуратовская говорит об эстетике Ар Нуво, а по нашему – Серебряного века с его небольшими, но причудливыми шляпами, которые также бывали украшены ягодами, листьями и так далее. Всё это смешивалось с бантами-лентами-пёрышками.
При этом я могу точно сказать, что эстетика фильма «Золушка» – это сталинский Большой Стиль в его наиболее мощном исполнении.

Рог изобилия на ВСХВ. https://pastvu.com/
Рог изобилия на ВСХВ. https://pastvu.com/

Второе такое же чудо, но уже о «реальной жизни» – кинокомедия Григория Александрова «Весна» (1947), что характерно, снятая в то же самое время. Вот эти фрукто-шляпы – логическое продолжение каменных гирлянд и рогов изобилия, что присутствовали в оформлении ВСХВ-ВДНХ, московского метро, дворцов культуры и тех пышных домов, что и ныне зовут «сталинками».

1-2. Фрагменты оформления ВСХВ. https://pastvu.com/ 3. Евгений Лансере. Виньетка для книги. 1930-е гг. https://ru.pinterest.com/
1-2. Фрагменты оформления ВСХВ. https://pastvu.com/ 3. Евгений Лансере. Виньетка для книги. 1930-е гг. https://ru.pinterest.com/

Большой Стиль, конечно, выдумали не при советской власти. Grand Manière – это сочетание классицизма с барокко, стиль эпохи Людовика XIV, но сталинский вариант гораздо ближе к этому образцу, чем к нео-ампиру, коим называют всё наше искусство второй половины 1930-х – начала 1950-х. Классицизм + барокко - наиболее выразительное созвучие, позволявшее славить короля (и генерального секретаря).

Модный фасон круглых шляп с резко загнутыми вверх полями. Взято в блоге https://historian30h.livejournal.com/ Журналы из его коллекции.
Модный фасон круглых шляп с резко загнутыми вверх полями. Взято в блоге https://historian30h.livejournal.com/ Журналы из его коллекции.

К слову, сказку «Золушка» Шарль Перро написал в 1697 году – в разгар того самого Le style Louis Quatorze, да и вообще в нашей жизни всё взаимосвязано. Но и не только это! В любом журнале мод 1940-х годов вы найдёте круглые шляпки, поля которых загнуты сильно вверх, чем создавался эффект «корзиночки». Правда, туда никто ничего не складывал.

Соломенные варианты. Взято в блоге https://historian30h.livejournal.com/
Соломенные варианты. Взято в блоге https://historian30h.livejournal.com/

Имелись также летние шляпы из соломки – приблизительно того же фасона. Больше того, в одном из кинофильмов начала 1950-х годов – «Калиновая роща» (1953), снятом по пьесе Александра Корнейчука, я обнаружила ...практически такую же шляпу, как у Мачехи & дочек. Корзинка того же плетения, закреплённая на голове лентой.

Кадры из фильма «Калиновая роща» (1953). Скриншоты. Та самая шляпка, но без фруктов.
Кадры из фильма «Калиновая роща» (1953). Скриншоты. Та самая шляпка, но без фруктов.

Увы, тоже без фруктов. Но, судя по всему, авторы костюмов «Золушки» из мастерской «Ленфильма» опирались на конкретный фасон, подсмотренный ими или в журнале, или на подиуме. Вероятно, он (фасончик) их очаровал и насмешил одновременно. Да, насчёт того, что все платья-парики-камзолы, якобы – немецкие, трофейные – враньё.

Кадр из фильма «Золушки» (1947). Скриншот. Чистый восторг!
Кадр из фильма «Золушки» (1947). Скриншот. Чистый восторг!

Конечно, в Третьем Рейхе любили снимать помпезные ленты о галантных временах и Людовиках, но в данном случае – нет, платья не из геббельсковского Бабельсберга. Клевета. Наряды, кажущиеся и теперь, восхитительными, делали в послевоенном Ленинграде, часто из того, что было – как героиня этой сказки «розу - из атласных лоскутков».

Zina KorZina (c)