В 1147 году состоялся крестовый поход против славян, известных как венды. Этот поход был осуществлен европейскими феодалами из Саксонии, Дании и Польши, с целью захвата земель полабско-прибалтийских славян, проживавших в районе между реками Эльба, Трава и Одер. Вендский крестовый поход рассматривается как часть Второго крестового похода.
Мотивы, побудившие крестоносцев присоединиться к этому походу, были разнообразны. Хотя некоторые участники были вдохновлены религиозными и идеологическими убеждениями, большинство князей и феодалов властно искали преимущества в пограничных областях. Кроме того, колонизационные стремления и внутренние политические отношения в Священной Римской империи играли свою роль в этом походе.
Крестовый поход против вендов привел к вооруженным столкновениям и захвату земель. Он оказал значительное влияние на региональные политические и социальные отношения. По мере продвижения феодалов, славянские народы столкнулись с жестокостью и потеряли свои земли и независимость.
Крестовые походы были сложным и многогранным явлением, где религиозные, политические и экономические мотивы переплетались. Их последствия сказались на истории Европы и региона в целом.
Достоверные данные о продолжительности и численности участников крестового похода против вендов ограничены. Источники указывают, что поход длился около трех месяцев, но точные цифры недоступны. Существуют разные утверждения о численности войск. Некоторые сообщают о 100 тысячах немецких, датских и польских крестоносцев, вторгшихся на земли вендов. Среди них упоминаются известные феодалы, такие как Генрих Лев, Альбрехт Медведь, герцог Конрад I Ценрингенский и другие.
Кроме феодалов, в походе участвовали моравские князья Отто Сватоплук и Вратислав. Церковные деятели также отправились в этот крестовый поход, включая архиепископов Гамбурга-Бремена и Магдебурга, нескольких епископов и других высокопоставленных представителей церкви.
Хотя данные о конкретных участниках и их численности не являются достоверными, эти сведения позволяют сформировать представление о масштабе и значимости данного крестового похода против вендов.
Предпосылки:
Ситуация в пограничных территориях, которые разделяли христианский и языческий миры, отличалась различными политическими процессами. На немецкой стороне наблюдалось укрепление власти, в то время как на славянской стороне происходил распад властных структур. Для немецких князей приоритетным было обеспечение стабильности на пограничных территориях. Они стремились поддерживать крупные политические образования на западнославянских землях, например, царство Наконидов, которое контролировал Генрих Любекский. Одновременно миссионерская деятельность в этих областях занимала второстепенное значение.
Отношения между Вендами и Немцами:
В 1127 году Генрих Любекский, правитель из династии Наконидов, был свергнут, что привело к новой волне нестабильности на границе и повлияло на политику немецких князей в отношении славян. Перелом произошел в 1137 году после нападения бодричей на Зегеберг. Тем не менее, союзные отношения все еще существовали между непосредственными соседями, такими как князь бодричей Никлот, граф Адольф II Гольштейнский, Альбрехт Медведь и гевельский князь Прибислав-Генрих.
Изменения в отношениях между немцами и славянами вызваны несколькими факторами. Во-первых, успех и пропаганда Первого крестового похода усилили уверенность христиан в превосходстве своей религии над язычеством. Однако неопределенность на границе противоречила этой уверенности. Во-вторых, безопасность была связана с процветанием и ростом населения, которые наблюдались в Западной и Центральной Европе во второй половине XI века. Это привело к необходимости расширения территорий для поселения и укрепления власти. Новые земли были целенаправленно заселены колонистами из других регионов, таких как Нидерланды, с целью экономического развития этих территорий. Однако славяне ассоциировали христианство с рабством и иностранным господством, что делало миссионерскую деятельность неэффективной.
Призыв к походу против вендов:
Идею проведения похода против вендов в Священной Римской империи распространил Бернар Клервоский. Князья высказали эту идею на мартовском рейхстаге, а религиозное обоснование предложил сам Бернар. 13 апреля 1147 года была издана папская булла под названием Divini dispensatione, которая содержала сходный по смыслу призыв папы Евгения III. Он приравнял этот поход против вендов к крестовым походам на Востоке и Реконкисте в Испании. Папа обещал участникам похода прощение грехов и угрожал отлучением от церкви тем, кто не сдержит обета крестоносца и будет стремиться только к материальной выгоде. Два призыва к походу немного отличались по целям. В то время как Евгений III требовал обращения вендов в христианство, Бернар призывал к полному уничтожению этого народа (natio deleatur). Бернар Клервоский был влиятельным мыслителем в католической церкви своего времени. Однако принудительное обращение в веру под девизом "Крещение или смерть" противоречило учению церкви. Каноническое право придерживалось мнения, что обращение в веру должно быть основано на добровольности. Призыв папы Евгения III к крестовому походу против вендов отличался от предыдущих посланий тем, что ставил перед собой цель не только завоевание земель у язычников, но и их обращение в христианство.
Место Генриха Льва и Альбрехта Медведя:
Саксонские князья, собравшись на Франкфуртском рейхстаге, выразили свои притязания на земли славян. Особую роль сыграли два влиятельных князя из Саксонии, которые проявляли особый интерес к вендским землям. Генрих Лев претендовал на северные территории, расположенные к северу от реки Эльбы, в то время как Альбрехт Медведь имел интерес к южным землям вендов. Обоим князьям поход против славян представлял больший интерес, чем крестовый поход на Восток. В частности, у Генриха, учитывая проблемы его рода Вельфов с правящим домом Штауфенов, было более удобно не участвовать в походе вместе с императором Конрадом. Однако Альбрехт принял более активное участие в планировании и подготовке похода против славян.
Действия Славян:
Масштабная подготовка таких значительных военных действий, как крестовый поход, и призывы к участию в них не могли остаться незамеченными славянами. Известно, что бодричи и их правитель Никлот отреагировали на эти события.
Никлот, чьи земли были вторгнуты Генрихом Левом, приказал укрепить крепости и в частности крепость Добин. У него был союзнический договор с саксонским графом Адольфом II Гольштейнским, и на вендской территории находились поселения графа Адольфа, зависящие от Никлота. Поэтому Никлот обратился к Адольфу с просьбой о помощи перед Генрихом, но Адольф отказал, проявив лояльность к немецкому князю. Никлот обвинил его в предательстве и объявил о расторжении союза, однако обещал предупреждать о возможных нападениях на его поселения.
В конце июня 1147 года Никлот совершил неожиданную атаку на колонистов на южной Эльбе, захватив их имущество и взяв пленных. Начало военных действий произошло утром 26 июня 1147 года, когда военный флот бодричей напал на Любек. Сдерживая своё слово, данное графу Адольфу, Никлот предупредил его о нападении на Любек за день до этого. По сообщению Гельмольда из Бозау, погибло около 300 человек. Поселение было разгромлено, и осада любекской крепости продолжалась три дня. Конница бодричей напала на саксонские поселения и отступила только после того, как узнала, что граф Адольф собирает войско. В то время крестоносцев там не было, и графу Адольфу потребовалось несколько дней, чтобы собрать свои войска. Атака бодричей стала ещё одним оправданием для крестового похода с целью защиты христианских земель. Новость о том, что славяне первыми начали войну, быстро распространилась и ускорила начало крестового похода.
Ход крестового похода 1147 года:
- 1. Крестоносные воины под руководством Альбрехта Медведя.
С войском крестоносцев под руководством Альбрехта Медведя, который вторгся на территории северных лютичей и поморян, выступили Конрад I Мейсенский, архиепископ Магдебурга, Ансельм Хафельбергский и Вибальд Корвейский. Военные отряды пересекли Хафельберг и Мальхов, разграбив языческое святилище, и начали осаду крепости Деммин. Часть крестового войска, возможно, направилась оттуда в Штеттин и также осадила его. В сражениях, согласно анналам Винценца Пражского, немецкие рыцари понесли серьезные потери. Осаждаемые, которые уже несколько поколений подвергались христианизации миссионерами, обратились к имперским епископам, состоявшим в войске. В результате последующих переговоров было достигнуто мирное соглашение. На встрече летом 1148 года поморянский князь Ратибор и саксонские князья исповедались в христианстве и дали клятву бороться за веру.
- 2. Крестоносные воины под руководством Генриха Льва.
О северном войске известны только события, связанные с осадой крепости Добин. Юный Генрих Лев, возрастом около 18 лет, во главе своего войска, которое включало архиепископа Бремена Адальберта, отправился в Добин и начал осаду крепости. В состав осаждавших Добин входили также датские войска. Однако, по словам Гельмольда из Бозау, они не проявили достаточной военной искусности и своей атакой причинили потери среди крестоносцев. Предположительно, во время осады Добина также проводились переговоры, аналогичные тем, что произошли в Деммине, включая возможное крещение осажденных или, по крайней мере, символическое крещение, а также освобождение пленных.
- 3. Славяне
Славяне избегали прямых столкновений с крестоносцами и предпочитали укрываться в укрепленных крепостях, лесах и болотах. В истории Штеттина известна попытка славян использовать дипломатические методы. На крепости были установлены кресты, а к крестоносцам были отправлены послы, включая епископа, которые, ссылаясь на пример Отто Бамбергского, заявили, что они уже являются христианами и предложили вести миссионерскую деятельность для укрепления веры, вместо проведения крестового похода. После этого начались мирные переговоры.
Известно, что руяне попытались помочь своим соседям-бодричам, напав на слабо охраняемый датский флот, находившийся на якоре у острова Рюген, и вынудив датчан вернуться домой. Польские крестоносцы, известные как "признанные" славяне-христиане под властью Болеслава III, также участвовали в военных действиях на территориях Поморья, которые не находились под их прямым влиянием.
Итог Крестового похода 1147 года:
Источники часто указывают на неудачность крестового похода на славян, но оценку этого события следует осуществлять с осторожностью. Авторы источников, как правило, священники, отражали свое разочарование в итогах кампании в своих записях. Например, Гельмольд из Бозау сообщает, что венды не принимали крещение всерьез, и он также критикует саксонских князей, которые были слишком заняты вопросами власти и не относились серьезно к своей миссии по борьбе с язычеством. Однако для оценки успеха похода важно определить критерии и основания для такой оценки: следует ли ориентироваться на призыв Бернара Клервоского или папы Евгения III. Также необходимо определить приоритет религиозных и светских целей крестового похода. Очевидно, что крестовый поход на славян в 1147 году имел свои результаты, возможно, не столь значительные, как того желала церковь.
В отношении светской жизни можно с уверенностью сказать, что результаты похода проявились в массовой демонстрации власти саксонских князей, прежде всего Альбрехта Медведя и Генриха Льва. Это нашло свое отражение в требованиях дани, наложенных на славянских правителей. Что касается церкви, результаты проявились в восстановлении епископств Хафельберг, Бранденбург, Ольденбург и Мекленбург, а также в создании новых епископств, строительстве новых церквей и монастырей.