В период правления династии Цин (1644-1912) в Китае появилась мода на употребление табака. И его было принято не курить, а вдыхать. Считалось, что если нюхать табак, то можно улучшить зрение и обеззаразить носоглотку. В начале XVIII в. об этом упоминал один из министров императора Канси (1654-1722).
Именно поэтому для нюхательного табака были предназначены медицинские флаконы с узким горлышком.
Три цинских императора Канси, Юнчжэн (1678-1735) и Цяньлун (1711-1799) ввели моду не только на употребление нюхательного табака. Предметы повседневного быта императора должно было отличать исключительное мастерство, поэтому и медицинские бутылочки, которые создавались под высочайший запрос, стали произведениями искусства и предметом коллекционирования.
В XIX в. стоимость табака в Китае снизилась, поэтому позволить себе эту привычку могли и широкие массы. Цинские табакерки в виде флаконов (пиньинь biyan hu, англ. snuff bottle) производили из самых разнообразных материалов и можно предположить, что мастера и коллекционеры соревновались в затейливости. Обладание флаконом, выполненным из редких материалов или в сложной технике, было престижным.
В империи Цин самые обеспеченные слои населения могли позволить себе флаконы из цельного нефрита.
А также из золота и серебра.
Чистое золото могло быть задействовано в оформлении флаконов из других ценных материалов. Например, если флакон вырезан из цельного сапфира, то сам бог послал дополнить его самым драгоценным металлом.
Продан за 524 000 HKD, или 5 329 080 рублей.
Также золотые элементы использовались для флаконов из других дорогостоящих материалов, например, белой разновидности нефрита.
Эстимейт 15 000 - 20 000 HKD, или 152 550 - 203 400 рублей.
Эстимейт 8 000 - 12 000 USD, или 637 360 - 956 040 рублей.
Жадеит в цинском Китае также относился к ценным минералам и его использовали для создания предметов роскоши.
Эстимейт 7 000 - 9 000 USD, или 557 690 - 717 030 рублей.
Одним из наиболее ценных материалов для бияньху являлся янтарь. В этом образце янтарь украшен ажурным обрамлением из золота и стеклянными вставками, имитирующими драгоценные камни. Ещё здесь присутствует самый настоящий часовой механизм. Флаконы с изображением циферблатов или настоящими встроенными часами были предназначены на экспорт в европейские страны.
Продано за 780 000 HKD, или 7 932 600 рублей.
Золото может обрамлять и такое национальное достояние Китая, как фарфор.
Продано за 1500 USD, или 119 505 рублей.
Также встречаются бияньху, полностью покрытые позолотой. И они тоже сделаны с выдумкой. Например, это может быть позолоченная эмаль. Флакон был изготовлен в придворных мастерских императора Цяньлуна.
Продан за 1750 GBP, или 187 372,5 рублей.
Когда требовалась имитация флакона, полностью отлитого из золота, то задействовалась старая добрая техника золочёной бронзы.
Продано за 87 500 HKD, или 889 875 рублей.
Тройной флакон для нюхательного табака выполнен из золочёной бронзы.
Продан за 108 000 HKD, или 1 098 360 рублей.
Здесь металлический флакон украшен накладками из серебра и 18-каратного золота с изображением драконов, которые охотятся за жемчужиной.
Продано за 965 000 USD, или 76 881 550 рублей.
Позолота также использовалась для серебряных флаконов.
Продано за 22 500 GBP, или 2 409 075 рублей.
Наконец, для наиболее обеспеченных изготавливались флаконы из чистого золота.
Продано за 8 750 USD, или 697 112,5 рублей.
Здесь золото обрамляет жадеитовую вставку.
Продано за 20 740 USD, или 1 652 355,8 рублей.
Этот флакон выполнен из 22-каратного золота и весит 89,2 граммов.
Продано за 6 572 USD, или 523 591 рубль.
Чистое золото.
Продано за 336 000 USD, или 26 769 120 рублей.
Один из наиболее необычных золотых флаконов интересен своей историей. В 1969 году швейцарский ювелир Роланд Хартман (англ. Roland Hartman) изготовил несколько золотых флаконов в виде сжатого кулака и сымитировал на них марки Цяньлуна. Это не было обманом, такая у человека была затея.
Эти работы приобрёл коллекционер бияньху Хью Мосс (англ. Hue Moss). Несколько лет спустя Мосс основал журнал "Chinese Snuff Bottles" и, видимо, в рамках рекламной кампании попросил Хартмана сделать ещё один такой флакон, но вместо марки Цяньлуна он хотел логотип своего издания. Вроде как это он и есть, но изображения новодельной марки нет.
Эстимейт 20 000 - 30 000 HKD, или 203 400 - 305 100 рублей.
Литература
- Cornforth T., Cheung N. Chinese Snuff Bottles. A guide to Addictive Miniatures. New York: Schiffer Pub Ltd, 2002.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен