В период правления династии Цин (1644-1912) во всех слоях китайского общества появилась мода на употребление нюхательного табака. Табакерка (пиньинь biyan hu, англ. snuff bottle) в виде небольшой бутылочки стала не только атрибутом повседневного быта, но и произведением искусства, а также - предметом коллекционирования.
Первые упоминания о флаконах для нюхательного табака относятся к периоду правления императора Канси (1654-1722). Один из его министров в 1703-1704 гг. писал о том, что если нюхать табак из бутылочки, то можно улучшить зрение и обеззаразить носоглотку во время эпидемий.
Поэтому для нюхательного табака были предназначены миниатюрные флаконы с узким горлышком: китайцы приписывали табаку лечебные свойства, а лекарства в виде порошков было принято хранить в медицинских сосудах (Cornforth, Cheung, 2002, p. 17).
В XIX в. стоимость табака в Китае снизилась, поэтому позволить себе эту привычку могли и широкие массы. А власть Цинской империи распространялась на всю Монголию по обе стороны пустыни Гоби.
Соответственно, распространялась и мода. В Монголии эти флаконы получили название "хорог" (монг. Хөөрөг, англ. khoorog). У монголов появились традиции преподнесения гостю флакона с табаком и обмена флаконами в знак дружбы и уважения.
Монгольские флаконы для нюхательного табака можно распознать по материалам, стилистике и высокому уровню проработки металла.
Первое, что можно отметить, это использование серебра, богато украшенного гравировкой, чеканкой и чернением. Во всех монгольских аймаках кузнечное дело были широко развито. Качественные металлические предметы составляли основу материальной культуры. И наличие квалифицированных кузнецов-универсалов, которые могли справиться как с медными сплавами, так и с драгметом, было залогом выживания хозяйства и рода.
"Когда в кузницу заходил чиновник, то кузнец мог не отрываться от работы и не приветствовать его, ибо по обычаю считалось, что кузнечное дело родилось намного раньше чиновника".
(с) Цултэм Н. Декоративно-прикладное искусство Монголии. Улан-Батор, Госиздательство, 1987. С. 4.
Во-вторых, для монгольских флаконов характерно использование определённых полудрагоценных камней и минералов, которые пользуются особой популярностью в Китае и Тибете. Это нефрит, жадеит, горный хрусталь, бирюза, малахит, лазурит, благородный красный коралл.
В монгольских флаконах фигурирует один из самых дорогостоящих сортов нефрита - белый цвета "бараньего жира". В китайской картине мира белый нефрит символизирует порядочность, следование твёрдым принципам, духовную чистоту.
Горный хрусталь в буддийских представлениях способствует очищению ума и тела. Поэтому этот минерал используется для чёток.
Любовь к красному кораллу свойственна многих народам, которые исповедуют тибетский буддизм.
Потому что ветвь красного коралла относится к группе семи драгоценностей, которыми владеет чакравартин - справедливый правитель-буддист, который примет власть над миром в счастливом будущем. Также коралл считается одним из сокровищ, который наги преподносят в знак особого расположения (Бир, 2013, с. 70, 74).
Сочетание серебра и красного коралла - один из ведущих мотивов бурятского ювелирного искусства.
Особый шик - это монгольские флаконы из небольших кокосовых орехов.
В монгольских флаконах для нюхательного табака задействованы образы из буддийской символики и китайской народной культуры, например, мотивы тыквы и четырёх благородных растений. Поэтому нередко эти флаконы атрибутируют как созданные в Цинской империи в монгольском стиле.
В то же время символика народов, населяющих Монголию, Китай и Тибет, тесно переплетена и одна интерпретация может не исключать другую. Материалы и техники тоже общие. И не стоит забывать, что и Тибет входил в состав Цинской империи.
Поэтому серебряные флаконы для нюхательного табака с определённым набором форм, техник, минералов и символов также могут определять как тибетские.
Одним из универсальных мотивов является образ дракона.
Или, например, рыба. В "Сокровенном сказании монголов" XIII в. говорится о том, что юный Тэмуджин ловил рыбу, чтобы накормить свою мать.
У монголов также существует древняя рыбацкая традиция – подлёдный лов на озере Чаган.
"Это озеро – единственное место, где сохранился древнейший монгольский способ рыболовства. Он внесен в список Национального нематериального культурного наследия". (с)
А в китайской культуре рыба является одним из благоприятных символов, который с древности фигурирует в декоративно-прикладном искусстве.
К монгольскому стилю относят золотые и серебряные флаконы, поверхность которых покрыта витиеватыми ажурными узорами. Эти же узоры можно увидеть на монгольских стременах и сёдлах, украшениях и оружии.
Этот образец в монгольском стиле был создан в императорских мастерских периода правления Цяньлуна (1735-1796). Центральную часть занимает эмблема Mortal Combat изящный дракон, и в данном случае его можно интерпретировать как символ императорской власти.
А это поздний образец, выполненный с меньшим вложением трудовых и материальных ресурсов. Не спрашивайте, как высыпать туда табак.
Флаконы, вырезанные из цельного минерала в серебряном обрамлении, остаются популярными и в XX в. Эти два флакона - из агата. В Монголии считается, что этот минерал помогает хранить мир в доме.
В наши дни в Монголии традиция изготовления флаконов для нюхательного табака остаётся популярной.
В Улан-Баторе можно приобрести флаконы из цельных минералов, золота и серебра.
Отдельно продаются коралловые крышки с ложечками и рассыпчатый табак из Индии, Китая и Германии.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 70, 74.
- Цултэм Н. Декоративно-прикладное искусство Монголии. Улан-Батор, Госиздательство, 1987. С. 4.
- Cornforth T., Cheung N. Chinese Snuff Bottles. A guide to Addictive Miniatures. New York: Schiffer Pub Ltd, 2002. P. 17.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен