В эпоху Великих географических открытий испанцы искали морской путь в Индию и по дороге открыли Америку. Из того, что им особенно понравилось на новом континенте, был табак.
В то время главными конкурентами испанцев на ниве расширения границ исследованного мира были португальцы, которым удалось высадиться не только в Индии, но и в Китае, Японии, Индонезии.
Свой кусочек Азии испанцам тоже удалось отхватить. С португальцами у них был заключён Сарагосский договор, который регулировал сферы влияния. Согласно договору, испанцы не имели права заплывать за Филлипинские острова. Поэтому пока португальцы осваивали индийские Гоа и Кочин и пытались основать фактории в Китае и Японии.
Испанцы осели на Филиппинах.
В конце XVI в. они начали выращивать на Филиппинах табак. Потом приплыли португальцы, табак им понравился и они развезли его по своей сфере влияния. Так табак оказался в Китае. В XVII в. китайцы уже выращивали его у себя.
Как иронизировал Умберто Эко в "Маятнике Фуко", по системе запретов можно понять, чем на самом деле занимаются люди. В 1639 г. в минском Китае был издан первый указ, запрещающий курить табак. Но про то, чтобы его нюхать, не было ни слова.
- У Востока и Запада в некоторых вопросах иногда встречается полное согласие: в XVII в. и европейцы, и азиаты предпочитали травить не лёгкие, а слизистую носа. Предпочтение отдавали табаку, перетёртому в пыль, который надлежало бездымным образом вдыхать.
Так в минском, а затем и в цинском Китае вошёл в моду такой предмет повседневного быта, как флакон для нюхательного табака (пиньинь biyan hu, англ. snuff bottle).
В период правления династии Цин (1644-1912) модное увлечение достигло своего пика, поэтому наиболее ценные с точки зрения художественного исполнения табакерочные бутылочки относятся именно к этому периоду.
Первые упоминания о флаконах для нюхательного табака относятся к периоду правления императора Канси (1654-1722). Один из его министров в 1703-1704 гг. писал о том, что если нюхать табак из бутылочки, то можно улучшить зрение и обеззаразить носоглотку во время эпидемий.
Именно поэтому для нюхательного табака были предназначены миниатюрные флаконы с узким горлышком: китайцы приписывали табаку лечебные свойства, а лекарства в виде порошков было принято хранить в керамических сосудах.
Три цинских императора Канси, Юнчжэн (1678-1735) и Цяньлун (1711-1799) нюхали как не в себя и коллекционировали флаконы, которые производились в столичных мастерских. Подобно тому, как фляжка кочевника превратилась в изысканную лунную флягу, медицинская бутылка стала произведением искусства и предметом роскоши.
В XIX в. стоимость табака в Китае снизилась, поэтому позволить себе эту привычку могли и широкие массы. До нас дошли десятки тысяч экземпляров цинских флаконов для нюхательного табака из частных и музейных собраний. Традиция изготовления сохраняется и в наши дни, сейчас это очень популярный предмет коллекционирования.
Среди российских музейных собраний цинские флаконы для нюхательного табака находятся в Эрмитаже, Кунсткамере, Музее Востока. Прекрасная коллекция представлена в постоянной экспозиции Музея Востока, посвящённой искусству Китая.
Флаконы для табака служили показателем статуса владельца и отражали его индивидуальность. Поэтому декоративное оформление отличалось большим разнообразием.
Флаконы можно классифицировать по материалам и техникам. В основном речь идёт о:
- декоративных камнях,
- фарфоре и керамике,
- эмалях,
- стекле,
- лаках,
- драгоценных металлах.
Также встречаются редкие экземпляры, выполненные из янтаря, слоновой кости, черепашьего панциря, ценных пород дерева и благородного коралла.
В глазах жителей Китая нефрит является национальным достоянием.
В древнекитайском дуализме инь-ян, нефрит олицетворяет светлое начало и, согласно верованиям, оказывает благоприятное воздействие как на физическое, так и духовное состояние человека.
Искусство резьбы по нефриту является ровесником древнекитайской государственности.
В дальнейшем увлечение этим минералом принимало самые удивительные формы, начиная от "колец похоти" угадайте для какой части тела и заканчивая нефритовыми погребальными саванами в виде скафандров.
Словом, трудно представить себе нечто более "китайское", чем цинский нефритовый флакон для нюхательного табака.
- В английском языке есть два слова, которым обозначают нефрит. Это jade и nephrite. Существует "пиратская версия" нефрита, которую мы знаем как жадеит. Словом "jade" называют и нефрит, и жадеит. Но при этом, когда подразумевается именно нефрит, то его могут обозначать как jade. Если минерал относится к жадеитам, то его так и называют - jadeite.
Жадеит тяжелее по весу, окраска может состоять из нескольких цветов, текстура может изобиловать контрастными прожилками, а не тёмными пятнышками, характерными для нефрита.
Одним из свойств, позволяющих отличить нефрит от жадеита, является характерный "маслянистый" блеск. И да, действительно, на поверхности нефрита очень сложно оставить царапину или скол.
Данный флакон происходит из императорских мастерских Цяньлуна. На поверхности вырезаны строки из Су Ши (пиньинь Su Shi) и Фаня Чжунъяня (пиньинь Fan Zhongyan), китайских поэтов X-XI вв.
Декоративное оформление флаконов может включать в себя стилизацию под художественные традиции прошлых эпох.
Например, в этом флаконе фигурирует узор из шанской бронзы.
- С точки зрения жителей Китая, искусство существует для того, чтобы служить материальным выражением благих пожеланий. Китайский художник мыслит свою работу, как то, что должно приносить радость и улучшать качество жизни владельца произведения.
В резьбе данного флакона задействованы мотивы персика и лотоса как символов долголетия и духовной чистоты. Если присмотреться, то можно заметить, что на персики претендует летучая мышь. В китайской культуре летучая мышь символизирует удачу и счастье.
Флакон с мотивами бамбуковых стеблей и крышечкой из красного коралла.
Флакон с рельефным изображением одной из форм богини милосердия Гуаньинь, которая стоит на лотосе посреди вод и держит в руках целебный гриб линчжи и лотос.
Здесь мы видим традиционный для китайского искусства жанр "цветы и птицы".
Этот прелестный флакон явно предназначен для дельца, влюблённого в свою профессию: здесь фигурируют денежный талисман в виде тыквы-горлянки, паук - знак удачи, а также бабочка - символ бессмертия и нежных чувств.
Флакон для нюхательного табака может снабжаться блюдечком.
Этот флакон с крышечкой из шпинели повторяет один из многочисленных типов древнекитайских ваз.
Флакон с цветочными мотивами, форма которого напоминает бутон.
Нефрит чаще всего зелёного цвета, причём оттенок может варьироваться от самых светлых до самых тёмных тонов.
Реже встречаются другие разновидности. Жёлтый нефрит, напоминающий янтарь, мёд или сливу аналогичного цвета, - настоящий раритет.
Красный нефрит может обладать самыми разными оттенками от рыжеватых до коричневых.
Почти никогда не бывает однородным и кирпичная краснота в нём нередко соседствует с зеленью.
Флакон с бирюзовой крышечкой в виде плода с листвой.
Белый нефрит также не всегда обходится без включений других цветов. Флакон с традиционным китайским мотивом дракона, преследующего жемчужину.
Флакон, рельефная поверхность которого представляет то, что в наши дни назвали бы векторной текстурой.
Сдвоенный флакон редкой формы - в виде закрученного свитка.
Самый ценные разновидности нефрита - это серый, чёрно-белый и чёрный. Флакон из тёмно-серого нефрита, на котором изображены три мудреца за настольной игрой.
Образец флакона из чёрно-белого нефрита, в котором художественный замысел подстраивается под особенности слоистого минерала.
На оборотной стороне вырезаны поэтические строки с подписями "Сун и Бин" (пиньинь Sun, Bing).
Цинский флакон из чернейшего нефрита в стиле total black для самых мрачных был продан за 180 000 HKD или 1 839 600 рублей.
В начале XX в. для европейских дизайнеров ведущих ювелирных домов искусство стран Востока стало настоящим откровением. В частности, ювелиры Cartier вдохновлялись индийскими и китайскими произведениями декоративно-прикладного искусства.
В 1925 г. ювелирный дом Cartier представил миниатюрный флакон, выполненный из нефрита, сапфира, золота и эмалей. Судя по тому, что снабжён он не ложечкой, а иглой, его предназначение состоит в том, чтобы быть ёмкостью для духов. Вдохновением для ювелиров послужил цинский флакон для нюхательного табака в форме лунной фляги.
Произведение экспонировалось на выставке 2009 г. "Cartier Treasures: King of Jewellers, Jewellers to Kings" в пекинском Музее Императорского дворца Гугун.
Литература
- Cambridge History of China. Volume 9 / ed. by Twitchett D. Cambridge University Press, 2008. P. 132, 607.
- Cornforth T., Cheung N. Chinese Snuff Bottles. A guide to Addictive Miniatures. New York: Schiffer Pub Ltd, 2002.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.