Сусанна, дочь Хелкия, жена Иоакима, которая была столь же прекрасна, сколь и добродетельна, становится объектом вожделения двух старцев. В то время как молодая женщина совершает омовение в своём саду, два сластолюбивых негодяя втайне наблюдают за ней, а вскоре осмеливаются подойти с непристойным предложением. Отвергнутые, они обещают в отместку опорочить Сусанну в глазах мужа и людей, обвинив её в прелюбодеянии.
Так повествует библейская притча, описанная в 13-й главе Книги пророка Даниила, входящей в состав Ветхого Завета.
Именно эту историю, исполненную драматизма, взял за основу для своей знаменитой картины немецкий художник эпохи Северного Возрождения Альбрехт Альтдорфер. Искусный гравёр по меди и миниатюрист славился филигранной, поистине ювелирной проработкой мельчайших деталей. Сюжет о Сусанне и старцах он уместил на деревянной панели размером 75x62 сантиметра.
Действие происходит в Вавилоне, захваченном персидским царём Киром II Великим из династии Ахменидов. Кир был наслышан о Данииле – знатном еврейском юноше, возведённом в высокое придворное звание за толкование сна Навуходоносора.
«Ты (Навуходоносор) – это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». (Дан. 2:31-46; 7:1-28)
Христианский богослов Ефрем Сирин трактует «царство медное» как царство персидское, таким образом, Даниил предсказал победу персидского воинства.
Даниил был в великой чести у нового правителя, но вскоре его слава ещё сильнее упрочилась.
Жил в то время в Вавилоне богатый еврей Иоаким, который пользовался большим уважением среди горожан. Его жена Сусанна (в переводе с древнееврейского – «лилия», символ чистоты и непорочности) отличалась редкой красотой, при этом была целомудренна, кротка, благочестива и богобоязненна.
В величественном дворце Иоакима, окружённом великолепным садом, старейшины вершили суд над народом. Среди них были двое, чей разум и чувства отравила греховная страсть к Сусанне.
«…И извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своём». (Дан. 13: 27-27)
Однажды после окончания судебных заседаний, когда все разошлись, прелестная Сусанна вышла в сад в сопровождении служанок. А трусливые нечестивцы, притворившись, что тоже покидают дом Иоакима, притаились в гуще деревьев, чтобы подглядывать за ней.
Поначалу они скрывали друг от друга свои гнусные помыслы, но, столкнувшись в саду, «признались в похоти своей и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти её одну». Объединившись, они решили попытаться осуществить преступные намерения.
Художники итальянского Ренессанса – Тинторетто, Лоренцо Лотто, Паоло Веронезе, Доменико ди Микелино – обычно изображали Сусанну обнажённой, однако Альтдорфер в изложении религиозного сюжета остался верен строгой сдержанности и воссоздал его в ином ключе: Сусанна с распущенными волосами, которые расчёсывает служанка, опустила ноги в купель; другая девушка омывает её стопы, поливая водой из кувшина, а третья держит сосуд с ароматическим маслом.
Читайте также:🈲
В руках служанки, идущей к лестнице на террасу, мы видим белые лилии – символ целомудрия, душевной чистоты и непорочности её госпожи.
Не в силах побороть низкие стремления, старейшины подбежали к Сусанне и промолвили: «Вот, двери сада заперты, и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе. Поэтому согласись с нами, и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, в ты поэтому отослала от себя служанок твоих».
Потрясённая, она отвечает: «Тесно мне отовсюду. Ибо если я сделаю это, смерть мне; а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». (Дан. 13: 22–23)
Двое подлецов, движимые мстительным чувством, закричали, что застали жену Иоакима в момент совершения прелюбодеяния. А надо сказать, что за подобный грех полагалась страшная и жестокая кара: смерть через побивание камнями.
Сбежались родственники, родители, дети, появился и супруг, который поверил оговору, несмотря на праведную, незапятнанную ни единым проступком жизнь Сусанны.
«И когда старейшины сказали слова свои, слуги её чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было».
Молодая женщина явилась на судилище с лицом, закрытым вуалью, но двое обвинявших её старейшин настояли на том, чтобы она подняла вуаль – так желали они в последний раз полюбоваться непревзойдённой красотой своей невинной жертвы. Ещё раз повторили негодяи свои страшные наветы, «и поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям».
Тогда несчастная праведница подняла глаза к небу и взмолилась со слезами: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий всё прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня» (Дан. 13:42–43).
Сусанну повели к месту казни и все присутствовавшие уже оплакивали её, но вмешался Даниил.
«И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, но имени Даниил, и он закричал громким голосом: чист я от крови её! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал? Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против неё засвидетельствовали». (Дан. 13:45-49).
Даниил настоял, чтобы старейшины были допрошены отдельно. Обратившись к первому из них, он спросил: «Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым». (то есть под фисташковым – прим. авт.)
Приказав ввести второго, Даниил потребовал: «Племя Ханаана, а не Иуды! Красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твоё. <…> Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою главу; ибо Ангел Божий с мечом ждёт, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас». (Дан. 13:52–59)
Справедливость восторжествовала: Сусанна была оправдана и возвратилась в лоно семьи, лжесвидетели казнены («и поступили с ними так, как они зло умыслили против ближнего, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная»), а «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».
Альбрехт Альтдорфер, живописец и архитектор из Регенсбурга, участвовал в изгнании евреев из города (что было вполне в духе того времени), разрушении синагоги и строительстве на её месте католического храма.
Он прожил жизнь в довольстве, сделавшись состоятельным бюргером, а в год написания «Сусанны в купальне» был назначен главным архитектором Регенсбурга, где и упокоился 12 февраля 1538 года.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.