Игорь Александрович Мазнин — поэт, переводчик. Школьный учитель, ставший редактором детского издательства «Малыш». Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу.
Цитаты
Я признателен судьбе, Богу, что дал мне возможность писать для детей.
Во мне есть... известная предрасположенность чувствовать мир, как его чувствует ребёнок, и есть способность его преображать. Потому что ребёнок всегда преображает. Для него фантазия неотделима от реальности, он ещё не знает границ между бытием и небытием. И для него слово выступает как что-то, что способно создавать саму реальность.
Слово для ребёнка жизнетворно. Кроме того, его фантазия всегда способна одушевлять. Ребёнок в сущности — это бытие. Вот он скажет — да будет свет! — и у него свет вспыхивает. И он его видит, а взрослые не видят, они улыбаются... Вот ведь в чём чудо детства. А он говорит — да будет твердь! да будет небо! — и всё случается. Ребёнок перевернул стол — получился автомобиль. Начните настаивать, что это не автомобиль — обидите, потому что он создал жизнь — он её творец.
Детская литература — это самоценная вещь. Говорят, есть один вид литературы — настоящая. Это говорят те, кто не умеет писать для детей. Соглашусь с Маршаком, который сказал, что приличный детский поэт всегда напишет среднее взрослое стихотворение, а приличный взрослый поэт никогда не напишет среднего детского стихотворения.
Моя задача — сделать понятным слово из контекста, окружить незнакомое слово такими словами, чтобы к помощи родителей ребёнок не прибегал. Я должен помогать ребёнку испытывать радость открытия. Почему любят загадки? — они уводят в сторону от предмета, но недалеко, затемняют смысл предмета, но не настолько, чтобы ребёнок не разглядел предмет. Поэзия для детей должна содержать элемент игры в прятки».
Детская поэзия — это полное отсутствие лукавства и полное отсутствие подмены понятий. Как говорит мой товарищ, «чистое сливочное масло». Всё должно иметь прямое значение: сказал «люблю» — значит, люблю.
Детская поэзия ставит очень точные слова в очень точном порядке. И, в отличие от взрослой, детская поэзия не занимается сложностями души.
Детские стихи всегда говорят о норме человеческих отношений, а взрослые произведения — о попытках эту норму подменить.
Лето на всё лето
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это — лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче…
Простое слово
На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно —
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нету слов,
Роднее, чем оно!
Цветок
Неподалёку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке
И водит круглой головой
Над первой, робкою травой —
Следит широким глазом
За всем на свете разом:
И в лужице
За уточкой,
И за мальчишкой
С удочкой,
За ветерками
На реке
И облаками
Вдалеке,
И за шмелём в пижаме,
И — с ужасом! — за нами...
Зачем
Компанией вдвоём
Мы по дорожке
В сад
Идём?
Летний вечер
Погасло небо,
Солнца нет.
Но не простыл от солнца след.
Поля,
Стога,
Овраг,
Ручей
Хранят тепло его лучей...
Туманом лес заволокло,
Но и в лесу
Живёт
Тепло.
И в перьях птицы под крылом,
И в нашей памяти о нём.
***
Проект «Слово Мастеру»
Портреты Мастеров, сложенные из их слов.
Цитаты, способные вдохновить и прояснить, что же такое жизнь человека пишущего.
Материал подготовила Анастасия Ладанаускене