Найти в Дзене
Параллели истории

Однодневное невзятие Москвы

Или "скоростная татарщина"

Ладно, ладно, не скоростная, а скорая, что в принципе большого значения не имеет, но звучит завлекательно. Уж извините за небольшой кликбейт. Речь пойдёт об очередной осаде столицы Московского княжества. Дело правда происходило сильно позднее ольгердовых, тохтамышева и едигеева осад, но и не сказать, что совсем уж далеко. В 1451 году, при внуке Дмитрия Донского, Василии Тёмном. Как-то об этом событии "разговоров" сильно меньше, чем об вышеупомянутых. Стоит положение исправить.

Для начала. После всех названных осад была еще и десятидневная осада Улу-Мухаммедом в 1439-м. Вот здесь можно почитать. Ну, вернёмся к однодневной.

На дворе 1451 год. В жизни Василия Васильевича II, уже Тёмного, произошло множество событий разного толка. Из главных, "собственными силами" поставлен свой митрополит. Обошлись без Константинопольского патриарха. И дальше обходились самостоятельно, автокефально. После всех разборок с родственниками, включая перекрёстное ослепление,

Василий Васильевич уселся плотно на троне, и стал именоваться уже Господарём Всея Руси. Интересную мысль, о переименовании должности под себя любимого, подбросил двоюродный братец, Шемяка, первым назвавший себя "Господарь Земли Русской", в бытность свою Великим князем. С Литвой заключен "вечный" мир, что бы не помогала тому же Шемяке, окопавшемуся в Новгороде. В общем, приходит понимание появления государства, а не вассально зависимого от Орды княжества. Ко всему, Шемяка, сидя в Новгороде, наотрез отказался платить свою долю выхода. Закономерно думая, что это целиком ответственность Московского родственника. Да и сама Орда давала повод забить на выплаты. А ведь был момент, когда выход уплатили трём "царям" одновременно. Но к описываемому периоду осталось два, Кичи-Мухаммед и Сеид-Ахмет. Улу-Мухаммеда, в рамках устоявшихся традиций, отправил к дедушке собственный сын.

-2

А Сеид-Ахмета не так давно славно нахлобучил первый Крымский хан, Хаджи Герай. Одним словом, в империи очередная серия замятни. В итоге, в Москве решили денюжку придержать, что о-о-о-очень Сеид-Ахмету не понравилось. Дойная корова показала рога. И начались систематические набеги на территории подконтрольные Москве. Видно, мирным путём добиться выхода от ускользающего улусника, не представлялось возможным. Надо сказать, что и военным не сильно получалось. На приходящих из степи полевых командиров Сеид-Ахмета, Василий II отвечал царевичем Касимом. Ещё одним сыном Улу-Мухаммеда и, теперь, эмиром Звенигородским при Московском государе, а в недалёком будущем ханом Мещёрским Касимовским.

Но в 1451-ом году ставки поднимаются. "Изнурённый безденежьем" Сеид-Ахмет, посылает к Василию Васильевичу сына, Азов-Шаха, у нас известного, как Мозовша. Парень видимо был шустрым, потому как в наших анналах сие действо названо скорыми татарами. И, в очередной раз, повторяется набившая оскомину пьеса под названием "Храбрый князь смело отъехал по важным делам во время осады столицы." Традицию заложил ещё дедушка, Дмитрий Донской, продолжил папа, Василий I, отчего же и внуку, и сыну не последовать вслед за трудовой династией? К тому же и репетиция уже была, в 1439-ом.

Пройдёмся по сюжету.

Разведка доложила, что из Сеид-Ахметовой Орды изгоном изволит идти царский сынок, Мозовша. Великий князь, в спешке собирается к Коломне, не дать переправиться тому через Оку. Но на полпути в Брашеве, сейчас село Боршева, приходит весть, что Мозовша уже на берегу. Василий Васильевич перепоручает командование князю Ивану Александровичу Звенигородскому, наместнику и воеводе. Напомню, там же, в Звенигороде кормится Касим Улу-Мухаммедович. А сам уезжает обратно в Москву. Помимо маршальского жезла начальствования над войсками, Иван Александрович получает предписание препятствовать Мозовше.

Чтобы не толь борзо перевезлися рѣку Оку
-3

Но, представив количество и качество подготовки противника,

Онъ же, убоявся

И повернул вслед за Великим князем, благоразумно идя по параллельной дороге. Дабы вопросов у Василия Васильевича не возникло не нужных. Сам Василий Васильевич, по словам летописца, Москву посадил в осаду. Оставив в ней мать, сына Юрия, митрополита и кучу бояр и народа. Жену с детьми отправил в Углич. А сам

Изыде изъ града Москвы

С сыном Иваном, будущим III. Переночевав в Озерецком, поехали к Волге. Судя по маршруту, ехали в Тверь, а не как обычно, в Кострому.

Татары потыкались по берегу в поисках препятствий в виде Московских войск, и не находя их, переправились через Оку без сопротивления. Второго июля подошли к Москве и стали жечь посады. Погоды стояли сухие, занялось знатно. Летописец пишет, от дыма ничего не было видно. Вдоволь наигравшись с огнём, татары приступили к воротам и местам

гдѣ нѣсть крѣпости каменыа

это к вопросу о белокаменном Кремле Дмитрия Донского.

Но приступаху напрасно. В свою очередь, сущiи въ градѣ ослабу прiаша отъ великiа истомы огненыа и дыма, боясь угореть, выскочили из Кремля и дали бой под стенами. К вечеру татары отступили, а горожане стали готовиться к завтрашнему дню. Утром обнаружилось, что Мозовша ушёл, испугавшись постоянных молений и обращений к святым заступникам бодрости обороняющихся и понимая свои малые силы.

Василий Васильевич к этому времени переправился в районе современной Дубны через Волгу, вот это правильно, управленческий аппарат нужно беречь. 🤣

-4

Убедившись, что всё спокойно, мать Великого князя шлёт тому весточку. Великий князь, тот же час возвращается в Первопрестольную, где со слезами и молебнами обходит все здания, хотя бы отдалённо напоминающие молитвенные дома. Вдоволь насытившись поклонами и песнопениями, Василий Васильевич обратился к населению со словами поддержки. Дам практически дословную речь, записанную летописцем.

Денег нет, но вы держитесь! Не унывайте, будут льготы при . восстановлении жилья.

Так закончилась ещё одна осада Москвы.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

ЮMoney