Закончатся летние каникулы, и по традиции к репетиторам повалят 11-классники, которые хотят сдать экзамен минимум на 80 баллов, имея при этом Elementary или в лучшем случае Pre-Intermediate.
Ситуация усугубляется тем, что из каждого утюга лезет реклама чудо-курсов с обещаниями подготовить на 90+ за полгода и призывами скачать волшебный список из 100 слов, заучив который, можно смело идти на экзамен.
Конечно, видя это, ребята тянут до последнего, думая, что сдать английский не так уж и сложно.
Как обстоят дела на самом деле?
👉 Зная язык на уровне Elementary при условии регулярных и усердных занятий в оставшееся время (в том числе и самостоятельных!) можно набрать 30-45 баллов.
👉 С Pre-Intermediate можно рассчитывать на 50-65.
👉 С Intermediate - 70-80.
👉 Заветные 80+ поддаются тем, у кого Upper-Intermediate.
👉 А если нужны все 90+, то лучше иметь Upper-intermediate - начало Advanced.
Почему на ЕГЭ так сложно получить высокие баллы?
Итак, как мы уже выяснили, чтобы сдать экзамен по английскому на 90+ баллов нужно иметь уверенный upper-intermediate, хорошо знать стратегии и критерии оценивания, а также довольно большое количество времени посвятить оттачиванию определенного формата заданий. Дети и родители жалуются, что уровень слишком высокий, и многие ребята, которые в школе учились только на пятерки, в итоге и близко не доходят до 90. Почему так происходит?
⠀
Первый фактор – это несоответствие уровня экзамена и уровня знаний, которые даются в школе. Давайте вспомним, как часто проходят уроки английского в школе: чтение и перевод текста по цепочке, заучивание списков слов для словарных диктантов, зазубривание стихов. Имеет ли это отношение к реальному изучению языка? Нет. Отсюда и удивление, что у моей дочери всегда пятерки по английскому были, а пробные варианты экзамена она пишет плохо. Все логично, стихи она прилежно учит, текст переводит при помощи google translate, а языка-то не знает.
⠀
Второй фактор – это то, что ЕГЭ принадлежит к разновидности нормативно-ориентированных тестов, задачей которых является сравнение учебных достижений учащихся в определенной области. Существует график нормального распределения баллов (фото 1), согласно которому бОльшая часть сдающих должна набирать средние баллы, а меньшинство получать либо очень низкие, либо очень высокие. Все как в жизни: гениев и откровенных глупцов мало, большинство людей обладают средними способностями. Такая же ситуация и на экзамене. И то, что ребенок получал хорошие оценки по английскому в школе, совершенно не значит, что его знания тянут на 90+, возможно они и правда на уровне 60-70 баллов.
Именно из-за того, что ЕГЭ – это нормативно-ориентированный тест, его усложняют, когда кривая нормального распределения начинает съезжать вправо, как например, было в 2017 году (фото 2). Это означает, что задания были легкими. А так как задачей экзамена является распределение выпускников на слабых, средних и сильных, такие показатели не дают объективных результатов, не позволяя выделить реально сильных ребят.
А когда же надо начинать готовиться, чтобы получить высокий результат?
Все зависит от текущего уровня. Если это Pre-Intermediate – я бы закладывала около 3 лет на подготовку, если Intermediate – около 1,5. Если уровень совсем высокий (Upper-Intermediate), то можно отвести всего полгода на отработку конкретного формата заданий. Естественно, это при условии, что занятия проходят регулярно, минимум 2 раза в неделю.
⠀
Конечно же, лучший вариант – просто спокойно заниматься с преподавателем с раннего возраста, чтобы к 11 классу плавно и без спешки подойти к высокому уровню, и в последний год школы потренироваться выполнять задания в формате экзамена. Но так бывает далеко не всегда, порой дети только в старших классах решают сдавать английский, и тут уже приходится работать с тем, что есть.
⠀
Если ЕГЭ по английскому останется в том же виде, что и сейчас (то есть сложным), то я очень рекомендую всем помнить о том, что в последний момент выше головы уже не прыгнешь.