Мне очень понравилось сравнение В. Л. Яниным исторического действа со спектаклем.
Ученые всегда следили за развитием сюжета на основании письменных источников, обозначающих имена и факты. Но движения "на сцене" не было: не хватало декораций.
Археологи же, изучающие памятники материальной культуры, знакомились с бытом человека прошлого. И пытались представить "содержание пьесы" по найденным, часто поврежденным предметам.
Необыкновенно поэтично, на мой взгляд, Янин описал в этом контексте роль впервые найденных в Новгороде берестяных грамот:
Со временем все больше новых лиц появлялось на сцене. А те, которые издавна были известны по письменным источникам, но не найдены по месту нахождения их городских усадеб, толпились неузнанные за кулисами.
А летом 1953 года была найдена грамота № 94
О славной деятельности Юрия Онцифоровича многое уже было рассказано летописями. При дальнейших раскопках была найдена еще не одна грамота с упоминанием господина посадника. При сравнении с другими письменными источниками исследователи узнали много нового. Если вам интересно – глава 6. Два посадника в книге Л.А. Янина "Я послал тебе бересту".
Я написала в свое время с огромным удовольствием по этой же книге:
Это было предисловие к тому, что мы узнали о берестяных грамотах, найденных в Пскове.
Пусть в Великом Новгороде, например, уже 1145 берестяных и две грамоты на расплющенном свинце:
Первая берестяная грамота в Пскове
найдена в 1958 году на Советской улице напротив церкви Михаила и Гавриила Архангелов. Тогда впервые у нас в раскопках не применялся экскаватор. Раскопки даже верхнего слоя велись вручную.
К тому времени в Новгороде было найдено уже 350 таких грамот, в смоленских раскопах – один плохо сохранившийся обрывок. Вот так она, псковская первая, XII века, выглядит:
Вторая грамота нашлась в Довмонтовом городе. Тоже XII века.
Всего несколько слов:
А вот в Среднем городе
– от Довмонтова города на территории до стены посадника Бориса 1309 года – нашлось, кроме первой, еще 6 грамот (3-8):
И только две из них заполнены "говорящим" текстом.
Это грамоты №№ 6 и 7
№6 http://gramoty.ru/birchbark/document/show/pskov/6/
XIII век. "Усадьба Онфима и Вацюты". Условная дата – 1260-1280.
Перевод грамоты:
Похоже, что Онфим – хозяин двора. А вместе с Кириком и Герасимом они торгуют беличьими шкурками.
№7 http://gramoty.ru/birchbark/document/show/pskov/7/
XIII век. "Усадьба Онфима и Вацюты". Условная дата – 1280-1300.
Обе грамоты найдены на одном дворе. Вацюта – может быть, младший родственник, помогающий хозяину, или наемный работник.
Срочность порученного Вацюте может быть связана с обысками из-за ограбления немецких купцов. Сведения о такого рода случаях имеются в Любекском городском архиве. Например, о краже среди прочих товаров хорошего качества тканей в 1297 (или 1292) и 1300 годах. Прямо указывается Псковская земля: "в водах Узы". Это имеются в виду волоки в междуречье Узы и Черехи.
В 1335 году в перечне претензий ганзейских купцов именно к псковичам и частично новгородцам сохранился список с 27 именами. В этом списке дважды упомянуто имя Степан. Конечно, нет никакой уверенности в том, что один из них – именно автор этой грамоты. Но уж даже две находки в одном дворе из совсем немногих восьми на такой город, о стольком рассказали...
И, оказывается, ничего нет тайного, что не стало бы явным... даже через 700 лет )))
Начинала статью, радуясь, что вот хоть чуть-чуть, и в Пскове тоже раздались голоса из прошлого. А вот и на такую историю попала.
Источники:
Берестяные грамоты Пскова. — Архeология Великого Новгорода (risingcom.ru)
Главная – Древнерусские берестяные грамоты (gramoty.ru)
beresta1.jpg (1000×561) (pskovlib.ru)
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.